Существуют четыре действия, производимые с информацией, которые могут содержать в себе угрозу: сбор, модификация, утечка и уничтожение. Эти действия являются базовыми для дальнейшего рассмотрения.
Придерживаясь принятой классификации будем разделять все источники угроз на внешние и внутренние.
Источниками внутренних угроз являются:
• Сотрудники организации;
• Программное обеспечение;
• Аппаратные средства.
Внутренние угрозы могут проявляться в следующих формах:
• ошибки пользователей и системных администраторов;
• нарушения сотрудниками фирмы установленных регламентов сбора, обработки, передачи и уничтожения информации;
• ошибки в работе программного обеспечения;
• отказы и сбои в работе компьютерного оборудования.
К внешним источникам угроз относятся:
• Компьютерные вирусы и вредоносные программы;
• Организации и отдельные лица;
• Стихийные бедствия.
Формами проявления внешних угроз являются:
• заражение компьютеров вирусами или вредоносными программами;
• несанкционированный доступ (НСД) к корпоративной информации;
• информационный мониторинг со стороны конкурирующих структур, разведывательных и специальных служб;
• действия государственных структур и служб, сопровождающиеся сбором, модификацией, изъятием и уничтожением информации;
• аварии, пожары, техногенные катастрофы.
Все перечисленные нами виды угроз (формы проявления) можно разделить на умышленные и неумышленные.
По способам воздействия на объекты информационной безопасности угрозы подлежат следующей классификации: информационные, программные, физические, радиоэлектронные и организационно-правовые.
К информационным угрозам относятся:
• несанкционированный доступ к информационным ресурсам;
• незаконное копирование данных в информационных системах;
• хищение информации из библиотек, архивов, банков и баз данных;
• нарушение технологии обработки информации;
• противозаконный сбор и использование информации;
• использование информационного оружия.
К программным угрозам относятся:
• использование ошибок и "дыр" в ПО;
• компьютерные вирусы и вредоносные программы;
• установка "закладных" устройств;
К физическим угрозам относятся:
• уничтожение или разрушение средств обработки информации и связи;
• хищение носителей информации;
• хищение программных или аппаратных ключей и средств криптографической защиты данных;
• воздействие на персонал;
К радиоэлектронным угрозам относятся:
• внедрение электронных устройств перехвата информации в технические средства и помещения;
• перехват, расшифровка, подмена и уничтожение информации в каналах связи.
К организационно-правовым угрозам относятся:
• закупки несовершенных или устаревших информационных технологий и средств информатизации;
• нарушение требований законодательства и задержка в принятии необходимых нормативно-правовых решений в информационной сфере.
Рассмотрим модель сетевой безопасности и основные типы атак, которые могут осуществляться в этом случае. Затем рассмотрим основные типы сервисов и механизмов безопасности, предотвращающих такие атаки.
В общем случае существует информационный поток от отправителя (файл, пользователь, компьютер) к получателю (файл, пользователь, компьютер):
Рис. 1 Информационный поток
Все атаки можно разделить на два класса: пассивные и активные.
Пассивной называется такая атака, при которой противник не имеет возможности модифицировать передаваемые сообщения и вставлять в информационный канал между отправителем и получателем свои сообщения. Целью пассивной атаки может быть только прослушивание передаваемых сообщений и анализ трафика.
Рис. 2 Пассивная атака
Активной называется такая атака, при которой противник имеет возможность модифицировать передаваемые сообщения и вставлять свои сообщения. Различают следующие типы активных атак:
1. Отказ в обслуживании - DoS-атака (Denial of Service)
Отказ в обслуживании нарушает нормальное функционирование сетевых сервисов. Противник может перехватывать все сообщения, направляемые определенному адресату. Другим примером подобной атаки является создание значительного трафика, в результате чего сетевой сервис не сможет обрабатывать запросы законных клиентов. Классическим примером такой атаки в сетях TCP/IP является SYN-атака, при которой нарушитель посылает пакеты, инициирующие установление ТСР-соединения, но не посылает пакеты, завершающие установление этого соединения. В результате может произойти переполнение памяти на сервере, и серверу не удастся установить соединение с законными пользователями.
Рис. 3 DoS-атака
2. Модификация потока данных - атака "man in the middle"
Модификация потока данных означает либо изменение содержимого пересылаемого сообщения, либо изменение порядка сообщений.
Рис. 4 Атака "man in the middle"
3. Создание ложного потока (фальсификация)
Фальсификация (нарушение аутентичности) означает попытку одного субъекта выдать себя за другого.
Рис. 5 Создание ложного потока
4. Повторное использование.
Повторное использование означает пассивный захват данных с последующей их пересылкой для получения несанкционированного доступа - это так называемая replay-атака. На самом деле replay-атаки являются одним из вариантов фальсификации, но в силу того, что это один из наиболее распространенных вариантов атаки для получения несанкционированного доступа, его часто рассматривают как отдельный тип атаки.
Рис. 6 Replay-атака
Перечисленные атаки могут существовать в любых типах сетей, а не только в сетях, использующих в качестве транспорта протоколы TCP/IP, и на любом уровне модели OSI. Но в сетях, построенных на основе TCP/IP, атаки встречаются чаще всего, потому что, во-первых, Internet стал самой распространенной сетью, а во-вторых, при разработке протоколов TCP/IP требования безопасности никак не учитывались.
Основными сервисами безопасности являются следующие:
Конфиденциальность - предотвращение пассивных атак для передаваемых или хранимых данных.
Аутентификация - подтверждение того, что информация получена из законного источника, и получатель действительно является тем, за кого себя выдает.
В случае передачи единственного сообщения аутентификация должна гарантировать, что получателем сообщения является тот, кто нужно, и сообщение получено из заявленного источника. В случае установления соединения имеют место два аспекта.
Во-первых, при инициализации соединения сервис должен гарантировать, что оба участника являются требуемыми.
Во-вторых, сервис должен гарантировать, что на соединение не воздействуют таким образом, что третья сторона сможет маскироваться под одну из легальных сторон уже после установления соединения.
Целостность - сервис, гарантирующий, что информация при хранении или передаче не изменилась. Может применяться к потоку сообщений, единственному сообщению или отдельным полям в сообщении, а также к хранимым файлам и отдельным записям файлов.
Невозможность отказа - невозможность, как для получателя, так и для отправителя, отказаться от факта передачи. Таким образом, когда сообщение отправлено, получатель может убедиться, что это сделал легальный отправитель. Аналогично, когда сообщение пришло, отправитель может убедиться, что оно получено легальным получателем.
Контроль доступа - возможность ограничить и контролировать доступ к системам и приложениям по коммуникационным линиям.
Доступность - результатом атак может быть потеря или снижение доступности того или иного сервиса. Данный сервис предназначен для того, чтобы минимизировать возможность осуществления DoS-атак.
Перечислим основные механизмы безопасности:
Алгоритмы симметричного шифрования - алгоритмы шифрования, в которых для шифрования и дешифрования используется один и тот же ключ или ключ дешифрования легко может быть получен из ключа шифрования.
Алгоритмы асимметричного шифрования - алгоритмы шифрования, в которых для шифрования и дешифрования используются два разных ключа, называемые открытым и закрытым ключами, причем, зная один из ключей, вычислить другой невозможно.
Хэш-функции - функции, входным значением которых является сообщение произвольной длины, а выходным значением - сообщение фиксированной длины. Хэш-функции обладают рядом свойств, которые позволяют с высокой долей вероятности определять изменение входного сообщения.
Модель безопасного сетевого взаимодействия в общем виде можно представить следующим образом:
Рис.7 Модель сетевой безопасности
Сообщение, которое передается от одного участника другому, проходит через различного рода сети. При этом будем считать, что устанавливается логический информационный канал от отправителя к получателю с использованием различных коммуникационных протоколов (например, ТСР/IP).
Средства безопасности необходимы, если требуется защитить передаваемую информацию от противника, который может представлять угрозу конфиденциальности, аутентификации,целостности и т.п. Все технологии повышения безопасности имеют два компонента:
1. Относительно безопасная передача информации. Примером является шифрование, когда сообщение изменяется таким образом, что становится нечитаемым для противника, и, возможно, дополняется кодом, который основан на содержимом сообщения и может использоваться для аутентификации отправителя и обеспечения целостности сообщения.
2. Некоторая секретная информация, разделяемая обоими участниками и неизвестная противнику. Примером является ключ шифрования.
Кроме того, в некоторых случаях для обеспечения безопасной передачи бывает необходима третья доверенная сторона (third trusted party - TTP). Например, третья сторона может быть ответственной за распределение между двумя участниками секретной информации, которая не стала бы доступна противнику. Либо третья сторона может использоваться для решения споров между двумя участниками относительно достоверности передаваемого сообщения.
Из данной общей модели вытекают три основные задачи, которые необходимо решить при разработке конкретного сервиса безопасности:
1. Разработать алгоритм шифрования/дешифрования для выполнения безопасной передачи информации. Алгоритм должен быть таким, чтобы противник не мог расшифровать перехваченное сообщение, не зная секретную информацию.
2. Создать секретную информацию, используемую алгоритмом шифрования.
3. Разработать протокол обмена сообщениями для распределения разделяемой секретной информации таким образом, чтобы она не стала известна противнику.
Существуют и другие относящиеся к безопасности ситуации, которые не соответствуют описанной выше модели сетевой безопасности. Общую модель этих ситуаций можно проиллюстрировать следующим образом:
Рис. 8 Модель безопасности информационной системы
Данная модель иллюстрирует концепцию безопасности информационной системы, с помощью которой предотвращается нежелательный доступ. Хакер, который пытается осуществить незаконное проникновение в системы, доступные по сети, может просто получать удовольствие от взлома, а может стараться повредить информационную систему и/или внедрить в нее что-нибудь для своих целей. Например, целью хакера может быть получение номеров кредитных карточек, хранящихся в системе.
Другим типом нежелательного доступа является размещение в вычислительной системе чего-либо, что воздействует на прикладные программы и программные утилиты, такие как редакторы, компиляторы и т.п. Таким образом, существует два типа атак:
1. Доступ к информации с целью получения или модификации хранящихся в системе данных.
2. Атака на сервисы, чтобы помешать использовать их.
Вирусы и черви - примеры подобных атак. Такие атаки могут осуществляться как с помощью дискет, так и по сети.
Сервисы безопасности, которые предотвращают нежелательный доступ, можно разбить на две категории:
1. Первая категория определяется в терминах сторожевой функции. Эти механизмы включают процедуры входа, основанные, например, на использовании пароля, что позволяет разрешить доступ только авторизованным пользователям. Эти механизмы также включают различные защитные экраны (firewalls), которые предотвращают атаки на различных уровнях стека протоколов TCP/IP, и, в частности, позволяют предупреждать проникновение червей, вирусов, а также предотвращать другие подобные атаки.
2. Вторая линия обороны состоит из различных внутренних мониторов, контролирующих доступ и анализирующих деятельность пользователей.
Одним из основных понятий при обеспечении безопасности информационной системы является понятие авторизации - определение и предоставление прав доступа к конкретным ресурсам и/или объектам.
В основу безопасности информационной системы должны быть положены следующие основные принципы:
1. Безопасность информационной системы должна соответствовать роли и целям организации, в которой данная система установлена.
2. Обеспечение информационной безопасности требует комплексного и целостного подхода.
3. Информационная безопасность должна быть неотъемлемой частью системы управления в данной организации.
4. Информационная безопасность должна быть экономически оправданной.
5. Ответственность за обеспечение безопасности должна быть четко определена.
6. Безопасность информационной системы должна периодически переоцениваться.
7. Большое значение для обеспечения безопасности информационной системы имеют социальные факторы, а также меры административной, организационной и физической безопасности.