Выполнив практическую работу, вы научитесь:
- обрабатывать числовые данные при помощи математических и статистических функций;
- использовать логические функции для обработки данных;
- строить различные виды диаграмм по расчетным данным.
С массивами данных приходится иметь дело достаточно часто. Это могут быть данные различных опросов населения, результаты общегородских контрольных, антропологические замеры учащихся в начале учебного года, данные метеорологических наблюдений. Ситуация, как правило, такова, что массив уже сформирован какими-то службами, но не систематизирован. Возникает задача упорядочить и обработать уже имеющиеся данные таким образом, чтобы получить их в более наглядном виде.
Этому и посвящен предагаемый практикум. В нем в качестве примера рассматривается задача статистической обработки итогов вступительных экзаменов в высшее учебное заведение.
При поступлении в любое учебное заведение требуется предоставить приемной комиссии целый пакет документов. В качестве исходных данных для практической работы будет использована сводная ведомость, сформированная на основе представленных документов и результатов вступительных испытаний (рис. 5.1). Эти данные намеренно упрощены и носят учебный характер.
Чтобы не загромождать практическую работу кодами различных специальностей, все они условно разделены на три направления:
✔ экономика (подготовка экономистов, менеджеров);
✔ техника (подготовка инженерного состава);
✔ информационные технологии (подготовка специалистов в области прикладной информатики и информационных технологий).
Рис. 5.1. Сводная ведомость абитуриентов
Абитуриенты заранее знают количество мест в бюджетных (бесплатных) группах. Проходной балл формируется на основании оценок, полученных в процессе вступительных испытаний, и напрямую зависит от количества мест на выбранном направлении.
Под вступительными испытаниями подразумеваются три формы: собеседование — для абитуриентов, имеющих золотые медали, система предметных олимпиад конкретного вуза — для жителей города, например Санкт-Петербурга, и экзамены в общем потоке — для всех желающих.
Данные о контингенте и ходе вступительных экзаменов обрабатываются ежегодно. На основании статистических данных за несколько лет формируется политика вуза: открываются новые специальности, закрываются специальности, на которые нет спроса на рынке специалистов, создаются новые места в общежитиях для проживания иногородних студентов, и т. п. Статистика нужна и для улучшения организации приема в вуз.
1. Откройте файл-заготовку Ведомость.xls.
2. В свободной области таблицы D47:D48 создайте заголовки: Со стажем, После школы.
3. В ячейках Е47:Е48 при помощи статистической функции СЧЁТЕСЛИ подсчитайте соответствующие заголовкам значения по столбцу Стаж работы. Эта функция исследует указанный диапазон (столбец Стаж работы) и подсчитывает в нем количество ячеек, удовлетворяющих заданному условию: =0 — для только окончивших школу и > 0 — для абитуриентов со стажем.
Для абитуриентов со стажем формула будет выглядеть так:
=СЧЁТЕСЛИ(Е6:Е45;">0").
1. В ячейке F47 напечатайте заголовок: Средний балл.
2. В ячейке F48 при помощи статистической функции СРЗНАЧ подсчитайте средний балл по всем абитуриентам. Вы получите усредненную оценку уровня подготовки.
Обратите внимание, что в столбце Количество баллов есть текстовые значения («медалист»). Медалисты не должны учитываться при подсчете среднего балла, так как они не участвовали в открытых испытаниях. Функция СРЗНАЧ пропустит текстовые значения (как и логические или пустые значения), однако нулевые значения функцией учитываются.
1. В свободной области таблицы С49:С52 создайте заголовки Регион, Санкт-Петербург, Ленобласгь, Другие регионы.
2. Рядом, в ячейках D50:D52, при помощи статистической функции СЧЁТЕСЛИ выполните расчеты количества абитуриентов по регионам. Например, формула для подсчета абитуриентов из Санкт-Петербурга будет выглядеть следующим образом:
=СЧЁТЕСЛИ(06:045;"СПбп).
В этой формуле исследуется столбец Место жительства и подсчи- тывается количество ячеек, в которых указано значение СПб.
3. Формулы для Ленинградской области и других регионов составьте самостоятельно.
4. Постройте круговую диаграмму по рассчитанным данным (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Доля иногородних поступающих
1. Состав абитуриентов по виду вступительных экзаменов (экзамен, олимпиада, собеседование) оформите самостоятельно в ячейках F49:G52 по аналогии с заданием 3. Используйте данные столбца Вид испытаний.
Рис. 5.3. Деление поступающих по видам приемных испытаний
2. Постройте круговую диаграмму на основании полученных данных (рис. 5.3).