Планирование уроков на учебный год



Урок 52
Практикум
Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм










Анализ результатов статистической обработки данных


Задание 5.5. Определение количества поступающих по направлениям обучения


1. Количество поступающих по направлениям обучения (экономика, техника, информационные технологии) подсчитайте самостоятельно в ячейках Н49:152.

2. Подберите самостоятельно тип диаграммы для полученных данных и постройте ее.

Задание 5.6. Исследование возраста абитуриентов


В столбце 06:045 подсчитайте возраст каждого абитуриента. Используйте для этого формулу:

=ЦЕЛОЕ((СЕГОДНЯ()-В6)/365).

Придумайте самостоятельно и проверьте свою формулу подсчета возраста (количества полных лет). Используйте функции раздела Дата и время. Помните, что Microsoft Excel хранит даты как ряд последовательных номеров, что позволяет выполнять над ними вычисления. По умолчанию 1 января 1900 года соответствует числу 1. Каждый следующий день — число, на единицу большее предыдущего.

В свободной области таблицы в ячейках 049:052 создайте заголовки: Возрастные группы; До 17; От 17 до 19; Старше 19.

Рядом, в ячейках Р50 и Р52 подсчитайте количество поступающих до 17 лет и старше 19 лет.

Количество поступающих по возрастной группе от 17 до 19 лет подсчитайте в ячейке Р51 по формуле:

=СЧЁТ(06:045)-Р50-Р52.

Функция СЧЁТ(интервал) используется для получения количества числовых ячеек в указанном интервале ячеек. В данной формуле эта функция считает общее количество абитуриентов, из которого вычитается число абитуриентов с возрастом менее 17 и более 19 лет.

6. Подберите тип диаграммы и постройте ее по рассчитанным данным.

Задание 5.7. Исследование популярности различных направлений обучения среди юношей и девушек


1. В свободной области таблицы, в столбцах I..N, создайте заголовки, как показано в табл. 5.1.

Таблица 5.1. Шапка таблицы для исследования популярности направлений обучения

image

2. В первом столбце обозначенной заголовками области пометьте единицей юношей, поступающих на обучению по направлению «Экономика». Это можно сделать по следующей формуле:

=ЕСЛ И(И(Сб="муж"; Нб="экономика"); 1; 0).

3. Скопируйте формулу в остальные строки этого столбца с помощью автозаполнения.

4. Аналогичным образом заполните остальные пять столбцов обозначенной в исследовании таблицы. Формулы составьте самостоятельно.

5. Просуммируйте содержимое каждого из шести столбцов. Результаты разместите в ячейках 147:N47. Что показывают полученные суммы?

6. По шести полученным значениям постройте диаграмму (рис. 5.4).

image

Рис. 5.4. Поступление юношей и девушек по направлениям обучения

Задание 5.8. Формирование списков абитуриентов, зачисленных в вуз по выбранным направлениям обучения


1. Скопируйте на листе 1 и поочередно перенесите копию на лист 2 столбцы Фамилия ИО, Количество баллов и Направление образования (данные вместе с заголовками).

2. Замените в столбце оценок записи «медалист» на число 16. Балл 16 выше максимально возможного балла по экзаменам. Это дает медалистам приоритетное право на зачисление по сравнению с общим потоком. Балл по олимпиадам может быть выше, но олимпиадные задания имеют повышенный уровень сложности, поэтому приоритет олимпиады выше.

3. Выделите содержимое всех трех столбцов вместе с заголовками и выполните сортировку (команда меню Данные ► Сортировка):

✔ по возрастанию — по направлениям обучения (в области данных произойдет разделение списка по направлениям обучения);
✔ затем по убыванию — по количеству баллов (на первых местах в каждом направлении окажутся абитуриенты, набравшие большее количество баллов).

4. Выделите в каждом направлении цветом фона количество абитуриентов, соответствующее количеству мест в бюджетных группах. Это и есть списки абитуриентов, зачисленных в вуз. Может получиться так, что непосредственно за списком зачисленных окажутся абитуриенты, набравшие такое же количество баллов. Каждый подобный случай разбирается экзаменационной комиссией. Например, в техническом направлении Балков М. М. и Ирави А. А. имеют равное количество баллов. Скорее всего, в список попадет первый, так как он житель Санкт-Петербурга и у него не будет проблем с жильем. При прочих равных условиях важным может оказаться средний балл аттестата, форма экзамена и даже пол абитуриента. В спорных ситуациях все может решить живое общение в ходе собеседования.

Задание 5.9. Письменный отчет по работе


1. В текстовом документе объясните, как вы понимаете построенные в процессе работы диаграммы.

2. Перенесите списки с результатами конкурсных испытаний в текстовый документ, оформив их соответствующим образом.

3. Сохраните отчет в учебной папке.

4. По требованию учителя предъявите отчет.

Контрольные вопросы и задания


1. Приведите примеры массивов данных.

2. С какой целью производится статистическая обработка массивов данных?

3. Какие статистические функции вам известны?

4. Для чего используется функция СЧЁТЕСЛИ(<диапазон>;<условие>)? Что обозначают аргументы этой функции?

5. Для чего используется функция СЧЁТ(<интервал>)?





Наверх