1. Количество поступающих по направлениям обучения (экономика, техника, информационные технологии) подсчитайте самостоятельно в ячейках Н49:152.
2. Подберите самостоятельно тип диаграммы для полученных данных и постройте ее.
В столбце 06:045 подсчитайте возраст каждого абитуриента. Используйте для этого формулу:
=ЦЕЛОЕ((СЕГОДНЯ()-В6)/365).
Придумайте самостоятельно и проверьте свою формулу подсчета возраста (количества полных лет). Используйте функции раздела Дата и время. Помните, что Microsoft Excel хранит даты как ряд последовательных номеров, что позволяет выполнять над ними вычисления. По умолчанию 1 января 1900 года соответствует числу 1. Каждый следующий день — число, на единицу большее предыдущего.
В свободной области таблицы в ячейках 049:052 создайте заголовки: Возрастные группы; До 17; От 17 до 19; Старше 19.
Рядом, в ячейках Р50 и Р52 подсчитайте количество поступающих до 17 лет и старше 19 лет.
Количество поступающих по возрастной группе от 17 до 19 лет подсчитайте в ячейке Р51 по формуле:
=СЧЁТ(06:045)-Р50-Р52.
Функция СЧЁТ(интервал) используется для получения количества числовых ячеек в указанном интервале ячеек. В данной формуле эта функция считает общее количество абитуриентов, из которого вычитается число абитуриентов с возрастом менее 17 и более 19 лет.
6. Подберите тип диаграммы и постройте ее по рассчитанным данным.
1. В свободной области таблицы, в столбцах I..N, создайте заголовки, как показано в табл. 5.1.
Таблица 5.1. Шапка таблицы для исследования популярности направлений обучения
2. В первом столбце обозначенной заголовками области пометьте единицей юношей, поступающих на обучению по направлению «Экономика». Это можно сделать по следующей формуле:
=ЕСЛ И(И(Сб="муж"; Нб="экономика"); 1; 0).
3. Скопируйте формулу в остальные строки этого столбца с помощью автозаполнения.
4. Аналогичным образом заполните остальные пять столбцов обозначенной в исследовании таблицы. Формулы составьте самостоятельно.
5. Просуммируйте содержимое каждого из шести столбцов. Результаты разместите в ячейках 147:N47. Что показывают полученные суммы?
6. По шести полученным значениям постройте диаграмму (рис. 5.4).
Рис. 5.4. Поступление юношей и девушек по направлениям обучения
1. Скопируйте на листе 1 и поочередно перенесите копию на лист 2 столбцы Фамилия ИО, Количество баллов и Направление образования (данные вместе с заголовками).
2. Замените в столбце оценок записи «медалист» на число 16. Балл 16 выше максимально возможного балла по экзаменам. Это дает медалистам приоритетное право на зачисление по сравнению с общим потоком. Балл по олимпиадам может быть выше, но олимпиадные задания имеют повышенный уровень сложности, поэтому приоритет олимпиады выше.
3. Выделите содержимое всех трех столбцов вместе с заголовками и выполните сортировку (команда меню Данные ► Сортировка):
✔ по возрастанию — по направлениям обучения (в области данных произойдет разделение списка по направлениям обучения);
✔ затем по убыванию — по количеству баллов (на первых местах в каждом направлении окажутся абитуриенты, набравшие большее количество баллов).
4. Выделите в каждом направлении цветом фона количество абитуриентов, соответствующее количеству мест в бюджетных группах. Это и есть списки абитуриентов, зачисленных в вуз.
Может получиться так, что непосредственно за списком зачисленных окажутся абитуриенты, набравшие такое же количество баллов. Каждый подобный случай разбирается экзаменационной комиссией. Например, в техническом направлении Балков М. М. и Ирави А. А. имеют равное количество баллов. Скорее всего, в список попадет первый, так как он житель Санкт-Петербурга и у него не будет проблем с жильем. При прочих равных условиях важным может оказаться средний балл аттестата, форма экзамена и даже пол абитуриента. В спорных ситуациях все может решить живое общение в ходе собеседования.
1. В текстовом документе объясните, как вы понимаете построенные в процессе работы диаграммы.
2. Перенесите списки с результатами конкурсных испытаний в текстовый документ, оформив их соответствующим образом.
3. Сохраните отчет в учебной папке.
4. По требованию учителя предъявите отчет.
1. Приведите примеры массивов данных.
2. С какой целью производится статистическая обработка массивов данных?
3. Какие статистические функции вам известны?
4. Для чего используется функция СЧЁТЕСЛИ(<диапазон>;<условие>)? Что обозначают аргументы этой функции?
5. Для чего используется функция СЧЁТ(<интервал>)?