Планирование уроков на учебный год



Урок 60
Информационные модели проекта





Изучив эту тему, вы узнаете:

- какие разновидности информационных моделей (структур) требуются при работе над проектами;
- что такое дерево целей;
- что показывает структура продукции;
- как создается структура разбиения работ;
- что такое матрица ответственности.

Дерево целей проекта


Проект — это целенаправленная деятельность. Вопрос «зачем?» является одним из главных вопросов при разработке проекта. Цель должна быть сформулирована максимально точно, чтобы ее выполнение можно было проверить.

Для достижения цели обычно требуется выполнить множество локальных целей (подцелей). Одной главной цели могут соответствовать несколько наборов локальных целей.

Структуру целей проекта принято называть деревом целей (рис. 6.5). Дерево целей — это схема, показывающая, как генеральная (главная) цель разбивается на подцели. Дерево целей имеет иерархическую структуру. В каждом блоке дерева записывается название локальной цели.

imageДерево целей — это информационная модель проекта в виде схемы, отражающей представление главной цели в виде подцелей. Процесс разбиения главной цели на подцели называют декомпозицией цели.

Степень детализации схемы и количество подцелей нижних уровней зависят от масштаба проекта. Для несложных проектов часто ограничиваются подцелями первого или, реже, второго уровня. Здесь рекомендуется не проводить детальную проработку дерева целей, а определить только наиболее существенные подцели первого уровня. Основное же внимание следует уделить рассмотренной ниже структуре разбиения работ.

image

Рис. 6.5. Дерево целей

В качестве примера рассмотрим проект ремонта школы во время летних каникул.

О том, что ремонт школы — не просто работа, а настоящий проект, знает каждый директор школы. Для выполнения ремонта требуется финансирование, значит, должен быть составлен полный перечень работ с указанием их стоимости (смета), должны быть заключены договоры со строительно-ремонтными организациями, закуплены материалы и инструмент.

Пусть генеральной целью проекта является проведение выборочного косметического ремонта школы за период летних каникул (с 5 июля по 15 августа) в условиях, когда имеются ограничения на расход финансовых средств. Уточнение генеральной цели будет происходить за счет выделения подцелей 1-го уровня.

Предположим, подцелями 1-го уровня будут: проведение подготовительных работ, проведение косметического ремонта кабинетов, выполнение малярных работ в рекреациях, частичная замена оборудования столовой (плит, посудомоечной техники, холодильников).

Структура продукта


В результате целенаправленной деятельности по проекту должен появиться новый объект — продукт или услуга. Этот объект может представлять собой целый комплекс более простых продуктов и услуг, то есть иметь сложную структуру. Прежде чем приступать к определению работ, которые следует выполнить для достижения цели, надо точно представлять, что мы хотим получить после завершения проекта. Для этого строится иерархическая структура продукции (рис. 6.6).

imageСтруктура продукта — это информационная модель проекта в виде схемы, отражающей структуру создаваемого объекта.

Продолжим рассмотрение приведенного выше примера проекта. «Продуктом» этого проекта является отремонтированная школа, что отображается на уровне 0. На 1-м уровне следует указать, что конкретно входит в понятие отремонтированной школы. Если ориентироваться на указанную в примере цель, то 1-й уровень будет содержать следующие объекты: отремонтированные кабинеты, окрашенные рекреации, столовую с замененным оборудованием. Какие именно кабинеты должны быть отремонтированы, указывается на 2-м уровне структуры продукта: кабинеты математики, биологии, английского языка.

image

Рис. 6.6. Общий вид структуры продукта

Структура разбиения работ (СРР)


Определив цель проекта и структуру продукта, следует приступить к построению структуры разбиения работ. Это тоже иерархическая структура (рис. 6.7). На самом верхнем уровне записывается название проекта. Все последующие уровни отражают названия комплексов работ. Самый нижний уровень структуры состоит из названий конкретных работ, которые выполняются работниками на местах. Следует заметить, что количество уровней по каждой ветви иерархической структуры может быть разным, поэтому и простые работы могут оказаться на разных уровнях. Важно лишь то, что декомпозицию работ следует проводить до тех пор, пока не отпадет необходимость в дальнейшей детализации указанных в структуре работ. Работы необходимо закодировать так, как показано на рис. 6.7.

Следует иметь в виду, что для несложных проектов часто дерево целей может совпадать со структурой разбиения работ.

imageСтруктура разбиения работ (СРР) — это информационная модель проекта, отражающая комплексы работ, детализированные по уровням. По каждой ветке дерева детализация производится до появления простых работ, на которых заняты непосредственные исполнители.

image

Рис. 6.7. Общий вид структуры разбиения работ (СРР)

Рассмотрим структуру разбиения работ для проекта ремонта школы. В данном проекте формулировка целей и подцелей совпадает с формулировкой названий работ. На 0-м уровне должно быть указано название проекта, то есть ремонт школы. На 1-м уровне будут находиться работы в соответствии с подцелями 1-го уровня, а именно четыре комплекса работ:

♦ подготовительные работы (1.0);
♦ проведение косметического ремонта кабинетов (2.0);
♦ выполнение малярных работ в рекреациях (3.0);
♦ частичная замена оборудования столовой (4.0).

Определим 2-й уровень работ, детализировав комплексы работ 1-го уровня:

♦ Проведение подготовительных работ:

◊ вынос мебели из помещений (1.1);
◊ освобождение стен от цветов, пособий, картин (1.2);
◊ снятие занавесок и карнизов (1.3).

♦ Проведение косметического ремонта кабинетов:

◊ подготовка поверхностей (2.1);
◊ побелка потолков (2.2);
◊ оклейка стен обоями (2.3);
◊ окраска оконных рам (2.4).

♦ Выполнение малярных работ в рекреациях:

◊ зачистка старого слоя краски (3.1);
◊ грунтовка (3.2); О шпаклевка (3.3);
◊ окраска стен (3.4).

♦ Частичная замена оборудования столовой:

◊ демонтаж старого оборудования (4.1);
◊ прокладка кабеля (4.2);
◊ установка нового оборудования (4.3);
◊ проверка работоспособности нового оборудования (4.4).

Попробуйте самостоятельно выделить подцели 3-го уровня для ветви «Частичная замена оборудования столовой».

Матрица ответственности


Матрица ответственности проекта необходима для понимания роли каждого участника в реализации цели проекта. Эта модель строится в виде таблицы на основании структуры разбиения работ (рис. 6.8). В левом столбце таблицы перечислены названия или коды работ из СРР, верхняя строка содержит названия исполнителей и участников. На пересечении столбцов и строк указывается степень ответственности участников. Для этого разработчик проекта заранее самостоятеьно определяет перечень условных обозначений.

imageМатрица ответственности — это информационная модель проекта в виде таблицы, отражающей степень ответственности каждого участника за определенные работы проекта.

image

Рис. 6.8. Матрица ответственности

В сложных проектах разрабатываются матрицы ответственности для каждого уровня работ. В простых проектах, подобных проекту ремонта школы, степень детализации должна быть самая высокая, вплоть до конкретных работ и их исполнителей.

Другие виды структур


Как уже говорилось, при работе над проектом рассматриваются различные информационные модели. Например, кроме моделей, перечисленных выше, строятся сетевые модели. Они отражают взаимосвязь различных работ во времени согласно структуре разбиения работ. Сетевая модель представляется в виде графа, состоящего из блоков и стрелок. Внутри блока указывается название или код работы и ее длительность, а стрелка показывает связь между работами.

Сетевая модель строится слева направо от начальной работы до завершающей. Если несколько работ проводятся параллельно, то используются стрелки, расходящиеся из одного блока. Обязательным условием является наличие одного блока начала и одного блока окончания работ.

Прослеживая весь путь от начала до конца проекта, можно вычислить его продолжительность. Если в проекте есть параллельные работы, то путей будет несколько. Продолжительность проекта будет определяться самым длинным путем.

Чтобы определить организации и подразделения, участвующие в проекте, и их взаимосвязь, строится организационная структура проекта (ОСП).

Наиболее распространенный тип организационной структуры — иерархический. На верхнем уровне такой структуры находится руководитель проекта. Все остальные уровни отображают либо подразделения (отделы, направления), либо участников проекта.

Для средних и сложных проектов могут быть разработаны структура стоимости и структура ресурсов. Это тоже иерархические схемы. Они отражают декомпозицию стоимостных показателей проекта и ресурсов, необходимых для его реализации.

На основе перечисленных информационных моделей можно построить и другие дополнительные модели.

Контрольные вопросы и задания


Задания


1. Для рассмотренного ранее примера проекта ремонта школы (см. образец на рис. 6.5) нарисуйте дерево целей:

◊ 1) для двух уровней;
◊ 2) для трех уровней.

2. Приведите пример декомпозиции цели (в виде дерева целей), если поставленная перед вами цель — поступление в вуз.

3. Уточните структуру продукции для рассмотренного ранее примера проекта ремонта школы (см. образец на рис. 6.6), отобразив на схеме:

◊ 1) объекты 2-го уровня;
◊ 2) объекты 3-го уровня;
◊ 3) объекты 4-го уровня.

4. Определите структуру разбиения работ для рассмотренного ранее примера проекта ремонта школы (см. образец на рис. 6.7), отобразив на ней:

◊ 1) работы 2-го уровня;
◊ 2) работы 3-го уровня.

5. Разработайте структуру разбиения работ для подготовки к экзаменам.

6. Разработайте структуру разбиения работ для генеральной уборки квартиры.

7. Составьте матрицу ответственности по составленной в предыдущем задании структуре работ по генеральной уборке квартиры.

8. По указанию учителя постройте дерево целей, структуру продукции, структуру работ и матрицу ответственности для следующих проектов:

◊ постановка школьного спектакля;
◊ организация еженедельного выпуска школьной газеты;
◊ работа группы учащихся в школе в летний период;
◊ организация школьных праздников в течение всего учебного года;
◊ проект на собственную тему.

Контрольные вопросы


1. Что такое иерархическая структура и как она отображается?

2. Для чего разрабатывается дерево целей?

3. Что такое декомпозиция цели?

4. С какой целью разрабатывается структура продукции?

5. Что определяет структура разбиения работ?

6. Как структура разбиения работ связана с другими структурами проекта?

7. С какой целью разрабатывается матрица ответственности?

8. Что показывает матрица ответственности и как она строится?

9. На основе какой структуры строится матрица ответственности? 10. Какие еще структуры вам известны?





Наверх