Выполнив эту работу, вы научитесь:
- проводить анализ среды, для которой будет разрабатываться проект;
- разрабатывать информационные модели проекта.
В основе любого проекта лежит замысел, намерение конкретного человека или творческого коллектива.
Замысел школьного проекта может возникнуть в органах образования, его также может предложить дирекция образовательного учреждения. Идея проекта может зародиться у учителя, стремящегося заинтересовать учащихся какой-либо темой. Проект могут задумать сами учащиеся для воплощения собственных творческих замыслов.
Замысел проекта «Жизнь без сигареты» продиктован реальными проблемами школы. Врачи отмечают, что с каждым годом курильщики «молодеют». Приобщение к курению все чаще происходит в школьном возрасте. Когда человек впервые пробует закурить, он не задумывается о тех тяжелых последствиях, к которым может привести курение. Легкомысленное отношение к курению связано еще и с тем, что его последствия сказываются не сразу.
По данным Всемирной организации здравоохранения, курение является причиной смерти одного миллиона человек ежегодно. В ближайшем будущем на лечение болезней, возникающих в результате курения, будет расходоваться больше средств, чем на лечение «традиционных» болезней, таких как грипп и ангина. Курение является скрытой причиной в большинстве случаев смерти от таких заболеваний, как рак легких, туберкулез, болеэнн сердца и т. п.
В настоящее время в мире появляется все больше людей с негативным отношением к курению. Становится модным подтянутость, спортивный вид, здоровый образ жизни.
Социальная значимость темы исследования, а также характер деятельности учащихся позволяют классифицировать данный проект как социальный учебно-исследовательский.
Прежде чем приступить к разработке любого проекта, в том числе и этого, необходимо провести анализ среды, в которой он будет реализовываться. В данном случае надо провести анализ школьной среды, где предполагается провести кампанию по борьбе с курением. Методы такого анализа могут быть разными.
Для понимания возможности реализации этого проекта в школе попробуем задать себе вопросы и ответить на них (табл. 6.1).
Таблица 6.1. Уточнение и детализация замысла проекта
Результаты анализа позволяют сделать вывод об актуальности темы проекта и о возможных положительных последствиях в случае его осуществления.
Составим предварительный план работы:
1. Задействовать ресурсы предметов, изучаемых в школе, для исследования вопросов, связанных с курением (рефераты в альманахе, доклады на заключительной конференции).
2. Обратиться к мнению врачей-специалистов, знающих проблемы курильщиков со здоровьем (презентация «На приеме у врачей»).
3. Исследовать причины курения подростков и воздействие никотина на организм в зависимости от возраста курящего (предварительное тестирование учащихся и их родителей с отображением итогов в виде диаграмм).
4. Исследовать перспективы курения (тестирование в реальном времени).
5. Вовлечь в антиникотиновые мероприятия школьников всех возрастов (конкурсы с публикацией лучших работ в Интернете и в альманахе), а также организовать обсуждение темы с пользователями Интернета (форум, веб-страница).
6. Провести реальные мероприятия, направленные против курения (акции, форум в Интернете, заключительная конференция).
Генеральная цель предлагаемого проекта — борьба с ранним курением учащихся.
Генеральной цели можно добиться, поставив ряд более конкретных и достижимых подцелей. Дерево целей, полученное в результате декомпозиции целей предлагаемого проекта, может иметь вид, представленный на рис. 6.9.
Рис. 6.9. Дерево целей проекта «Жизнь без сигареты»