Растровые графические редакторы
Операции копирования, перемещения и удаления
Практическая работа 2.6. Работа с растровой графикой
Редактирование изображения может производиться с использованием трёх основных операций: копирования, перемещения и удаления. При выполнении операции копирования выделенный фрагмент сохраняется в изображении и может быть многократно в него вставлен. При выполнении операции перемещения выделенный фрагмент удаляется из изображения, но может быть многократно в него вставлен. Операция удаления приводит к удалению выделенного фрагмента из изображения.
Перед выполнением каждой операции редактирования необходимо выделить область изображения (группу пикселей) в растровом редакторе. Обычно при этом возможны следующие выделения:
• выделение прямоугольной области;
• выделение произвольной области.
Палитра цветов. Различают основной цвет, которым рисуются контуры фигур, и цвет фона, которым фигуры закрашиваются. В меню палитры цветов обычно размещаются индикаторы основного цвета и цвета фона, которые отображают текущие выбранные оттенки.
Выбор цвета с использованием меню палитры ограничен, так как оно содержит только несколько десятков цветов. Однако графические редакторы позволяют использовать расширенную палитру цветов, в которой можно осуществлять выбор среди набора из десятков миллионов цветов.
Принцип формирования цветов в расширенной палитре базируется на том, что любой оттенок цвета можно получить, смешивая в определённой пропорции три базовых цвета: красный, зелёный и синий. Это можно сделать как с помощью мыши, перемещая указатель по цветовому полю, так и вводя величины интенсивностей каждого базового цвета (в интервале от 0 до 255) с клавиатуры в соответствующие текстовые поля.
В большинстве графических редакторов для копирования цветов можно использовать инструмент Пипетка. Щелчок левой кнопкой мыши в области с выбранным цветом задаёт его в качестве основного цвета, а щелчок правой кнопкой — в качестве цвета фона.
Геометрические преобразования. Растровые изображения могут быть подвергнуты геометрическим преобразованиям:
• изменению размера по горизонтали и вертикали;
• поворотам по часовой стрелке или против часовой стрелки;
• наклонам на различные углы;
• отражениям в различных плоскостях.
В растровых редакторах имеется масштабирующий инструмент, который позволяет увеличивать или уменьшать масштаб представления изображения или рисунка на экране, но не влияет при этом на его реальные размеры. Обычно такой инструмент называется Лупа.
Форматы растровых графических файлов. Форматы графических файлов определяют способ хранения информации в файле, а также используемый алгоритм сжатия.
Растровые графические файлы имеют обычно большой информационный объём, так как в них хранятся коды цветов всех точек изображения. Для растровых графических файлов обычно применяется сжатие, которое отличается от архивирования с помощью программ-архиваторов тем, что алгоритм сжатия включается непосредственно в формат графического файла (форматы BMP, TIFF, GIF, PNG и др.).
Для сжатия изображений, содержащих большие области однотонной закраски, наиболее эффективно применение алгоритма сжатия, который заменяет последовательность повторяющихся величин (пикселей одинакового цвета) на две величины (пиксель и количество его повторений). Для рисунков с мелкими деталями изображения целесообразно применение другого метода сжатия, который использует поиск повторяющихся в рисунке «узоров».
Для сжатия отсканированных фотографий и иллюстраций используется метод сжатия JPEG, который отбрасывает избыточную для человеческого восприятия информацию (компьютер обеспечивает воспроизведение более 16 млн различных цветов, тогда как человек вряд ли способен различить более сотни цветов и оттенков). Применение метода JPEG позволяет сжимать файлы в десятки раз, однако приводит к необратимой потере информации (файлы не могут быть восстановлены в первоначальном виде).
GIF-анимация. GIF-анимация является последовательностью растровых графических изображений (кадров), которые хранятся в одном растровом графическом файле в формате GIF. Для создания последовательности растровых изображений и для их преобразования в GIF-анимацию можно использовать многофункциональные растровые графические редакторы или специальные редакторы GIF-анимаций.
В процессе просмотра такого GIF-файла растровые графические изображения последовательно появляются на экране монитора, что создаёт иллюзию движения. При создании GIF-анимации можно задать величину задержки появления каждого кадра: чем она меньше, тем лучше качество анимации. Кроме того, можно установить количество повторений (от одного до бесконечности) последовательности кадров, хранящихся в GIF-файле.
Большое количество кадров ведёт к лучшему качеству анимации, но увеличивает размер GIF-файла. Для уменьшения его информационного объёма можно анимировать только некоторые части изображения.
1. Почему при уменьшении и увеличении растрового изображения ухудшается его качество?
2. В чём состоят основные различия форматов растровых графических файлов?
Следующая страница Практическая работа 2.6. Работа с растровой графикой