Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича, 2017 г.)



Уроки 39 - 40
§3.8. Радио, телевидение и веб-камеры в Интернете. §3.9. Геоинформационные системы в Интернете. Практическая работа 3.6. Геоинформационные системы в Интернете





§3.9. Геоинформационные системы в Интернете



Содержание урока

Радио, телевидение и веб-камеры в Интернете

Геоинформационные системы в Интернете

Практическая работа 3.6. Геоинформационные системы в Интернете


Геоинформационные системы в Интернете


Географические информационные системы (ГИС). Геоинформационные системы предназначены для сбора, хранения, анализа и графической визуализации географических данных. Геоинформационные системы включают растровые или векторные карты, а также данные о географических объектах, хранящиеся в базах данных. Таким образом, ГИС позволяют пользователям искать, анализировать и редактировать цифровые карты, а также дополнительную информацию об объектах (например, адрес здания, высоту объекта над уровнем моря и т. д.).

Интерактивные карты в Интернете. В Интернете можно найти интерактивные карты мира, стран и городов. Для нас наибольший интерес представляют интерактивные карты России и российских городов (рис. 3.33). Интерактивной картой можно управлять: увеличивать и уменьшать масштаб и сдвигать её по всем географическим направлениям (север, юг, запад, восток), чтобы просмотреть участки карты за пределами краев экрана. Пример сайта интерактивных карт: http://www.eatlas.ru.

Рис. 3.33

Рис. 3.33

Картографический ресурс Google Earth. Этот ресурс представляет собой программу-навигатор Google Earth, устанавливаемую на локальный компьютер, и удалённую, находящуюся на серверах в сети Интернет, базу географических данных. Основу этих данных представляют спутниковые снимки и топографические карты. Для визуализации изображения используется трёхмерная модель всего земного шара (с учётом высоты над уровнем моря), которая отображается на экране компьютера.

Программа-навигатор Google Earth позволяет изменять масштаб изображения (увеличение, уменьшение), осуществлять сдвиг по осям (вверх, вниз, вправо, влево) и поворачивать изображение. Можно получить координаты любой точки земной поверхности, а также её высоту над уровнем моря.

Практически вся поверхность суши визуализируется изображениями, имеющими разрешение 15 м/пиксель. Есть и отдельные участки поверхности (как правило, столицы и некоторые крупные города), имеющие более подробное разрешение. Например, Москва снята с разрешением 0,6 м на пиксель (рис. 3.34).

Рис. 3.34

Рис. 3.34

По желанию пользователя можно отобразить на земной поверхности названия населённых пунктов, водоёмов, аэропортов, автомобильные и железные дороги и другую информацию. Имеется также функция измерения расстояния между точками на земной поверхности.

Спутниковая навигация. Для определения географических координат точки, в которой находится пользователь, используются данные, полученные с помощью радиосигналов со спутников. Основой системы должны являться 24 спутника (рис. 3.35), причём для определения пространственных координат и точного времени требуется принять и обработать навигационные сигналы не менее чем от 4 спутников.

Рис. 3.35

Рис. 3.35

В настоящее время существуют две системы глобальной спутниковой навигации: американская GPS и российская ГЛОНАСС. Максимальная точность измерения военных навигаторов составляет несколько метров, обычная точность гражданских моделей навигаторов составляет несколько десятков метров.

Существуют GPS-приёмники, имеющие собственный процессор для необходимых расчётов и дисплей для отображения информации, а также GPS-приставки к смартфонам и ноутбукам. Кроме географических координат и точного времени GPS-приемник способен показать текущее положение на электронной карте местности (рис. 3.36).

Рис. 3.36

Рис. 3.36


Вопросы и задания


1. В чём состоит отличие географических информационных систем от обычных географических карт?

2. Что можно определить с использованием спутниковой навигации?

Следующая страница Практическая работа 3.6. Геоинформационные системы в Интернете



Cкачать материалы урока







Наверх