Поиск информации в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Практическая работа. 3.7. Поиск в Интернете §3.10. Поиск информации в Интернете

Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича, 2017 г.)


Уроки 41 - 42
§3.10. Поиск информации в Интернете. §3.11. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Практическая работа. 3.7. Поиск в Интернете


§3.10. Поиск информации в Интернете



Содержание урока

Поиск информации в Интернете

Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете

Практическая работа. 3.7. Поиск в Интернете


Поиск информации в Интернете


Для поиска информации в Интернете используются специальные поисковые системы, которые содержат в базах данных постоянно обновляемую информацию о веб-сайтах, файлах и других информационных ресурсах Интернета. Разные поисковые серверы могут использовать различные механизмы поиска, хранения и предоставления пользователю информации.

Поисковые системы общего назначения. Интерфейс поисковых систем общего назначения содержит поле поиска и список разделов каталога.

Заполнение баз данных поисковых систем. Заполнение баз данных поисковой системы осуществляется с помощью специальных программ-роботов, которые периодически «обходят» веб-серверы Интернета. Программы-роботы читают все встречающиеся документы, выделяют в них ключевые слова и заносят в базу данных, содержащую URL-адреса документов.

Так как информация в Интернете постоянно меняется (создаются новые веб-сайты и страницы, удаляются старые, меняются их URL-адреса и т. д.), поисковые роботы не всегда успевают отследить все эти изменения. Информация, хранящаяся в базе данных поисковой системы, может отличаться от реального состояния Интернета, и тогда пользователь в результате поиска может получить адрес уже не существующего или перемещённого документа.

В целях обеспечения большего соответствия между содержанием базы данных поисковой системы и реальным состоянием Интернета большинство поисковых систем разрешают автору нового или перемещенного веб-сайта самому внести информацию в базу данных, заполнив регистрационную анкету. В процессе заполнения анкеты разработчик сайта вносит URL сайта, его название, краткое описание содержания сайта, а также ключевые слова, по которым легче всего будет найти сайт.

Поиск по ключевым словам. При поиске по ключевым словам в поле поиска вводится одно или несколько ключевых слов, которые, по мнению пользователя, являются главными для искомого документа. Можно также использовать сложные запросы, использующие логические операции, шаблоны и т. д.

Через некоторое время после отправки запроса поисковая система вернёт аннотированный (с короткими комментариями содержания документа) список URL-адресов документов, в которых были найдены указанные вами ключевые слова. Для просмотра этого документа в браузере достаточно активизировать указывающую на него ссылку.

Если ключевые слова были выбраны неудачно, то список URL-адресов документов может быть слишком большим (содержать десятки и даже сотни тысяч ссылок). Чтобы уменьшить список, можно в поле поиска ввести дополнительные ключевые слова или воспользоваться каталогом поисковой системы.

Язык построения запросов. Поиск по одному ключевому слову всегда производится однозначно (ключевое слово либо имеется в рассматриваемом тексте, либо отсутствует). При поиске же по нескольким ключевым словам возможны различные способы их комбинирования:

• в искомом тексте должны присутствовать все заданные ключевые слова («И то, И другое»);
• достаточно, чтобы в искомом тексте имелось хотя бы одно из заданных ключевых слов («то ИЛИ другое»);
• в тексте должно иметься одно ключевое слово, но обязательно должно отсутствовать другое («то, но НЕ другое»);
• ключевые слова составляют фразу, которая обязательно должна присутствовать в тексте «как есть»;
• ключевые слова обязательно должны быть взаимосвязаны (т. е. должны располагаться близко друг от друга, — например, в фразе могут быть разделены союзом или прилагательным).

Чтобы «объяснить» поисковой системе, как нужно понимать заданную последовательность ключевых слов, используется особый язык построения запросов.

Принципы построения языка запросов, как правило, универсальны для большинства поисковых систем, но для той или иной системы язык запросов может иметь свои особенности.

Пример языка построения запросов в поисковой системе Яндекс:

• заяц & кролик — поиск текстов, в которых есть оба заданных ключевых слова (и «заяц», и «кролик»);
• заяц | кролик — поиск текстов, в которых имеется хотя бы одно из заданных ключевых слов («заяц» или «кролик»);
• заяц -кролик — знак минуса перед словом «кролик» предписывает искать только такие тексты, в которых есть слово «заяц», но нет слова «кролик»;
• заяц +кролик — знак плюса перед словом «кролик» предписывает искать только такие тексты, в которых есть слово «заяц» и обязательно есть слово «кролик»;
• "братец Кролик" — ключевые слова, заключённые в кавычки, ищутся в тексте как цитата (обязательная фраза);
• кровать /2 диван — ключевые слова в искомом тексте могут следовать в любом порядке и должны быть разделены не более чем одним любым словом (например, это может быть текст «диван и кровать» или «кровать, тахта, диван»).

Кроме того, большинство современных поисковых систем являются «интеллектуальными» — при поиске учитываются все возможные формы (падежи, склонения, спряжения, единственное и множественное число) заданных ключевых слов. Например, при задании ключевого слова заяц поисковая система будет искать все варианты ключевых слов — «заяц», «зайца», «зайцами» и т. п.

Поиск в иерархической системе каталогов. Каталоги составляются редакторами, просматривающими каждый новый сайт до его включения в иерархическую систему каталогов. Каталоги обычно организованы в соответствии с предметной классификацией.

Поиск информации в каталоге сводится к выбору определённого каталога, после чего пользователю будет представлен список ссылок на URL-адреса наиболее посещаемых и важных веб-сайтов. Каждая ссылка обычно аннотирована.

Современные поисковые системы. Одной из наиболее полных и мощных поисковых систем является Google (www.google.ru).

В Рунете (российской части Интернета) обширные базы данных имеет поисковая система Яндекс (www.yandex.ru).

Сайты в базе данных ранжируются по количеству их посещений в день, неделю или месяц. Посещаемость сайтов определяется с помощью специальных счётчиков, которые могут быть установлены на сайте. Счётчики фиксируют каждое посещение сайта и передают информацию о количестве посещений на сервер поисковой системы.

Современные поисковые системы часто являются информационными порталами, которые предоставляют пользователям не только возможности поиска документов в Интернете, но и доступ к другим информационным ресурсам (к новостям, к информации о погоде, о валютном курсе, к интерактивным географическим картам и т. д.). Пример: Российский образовательный портал: http://edu.ru.

Вопросы и задания


1. Каким образом наполняются базы данных поисковых систем?

2. В каких случаях активизация найденной с помощью поисковой системы ссылки на документ может выдавать сообщение об ошибке?

Следующая страница Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете



Cкачать материалы урока







Наверх