Планирование уроков на учебный год



Урок 15
Моделирование в электронных таблицах




Моделирование в электронных таблицах
Обработка массивов данных


ЗАДАЧА 3.18. Исследование массива температур


I этап. Постановка задачи


ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ


В течение многих лет ежедневно работники гидрометеорологической службы наблюдают за погодой и скрупулезно записывают данные: скорость и направление ветра, сведения об осадках, дневные и ночные колебания температуры воздуха и т. д.

Для чего это делается?

Чтобы понять это, следует провести статистическую обработку собранного массива данных.

ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Цель моделирования учебная: выяснить, какую информацию можно получить, обработав числовой массив.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ

Чтобы понять суть задачи, ответим на ряд вопросов.


II этап. Разработка модели


ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ


Математическая модель обработки массива будет подробно, с пояснениями представлена ниже. Для обработки используются стандартные логические и статистические функции, имеющиеся во многих средах.

КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ


Ввести в таблицу исходные данные по образцу:

Дата вводится в формате ДАТА (например, 12.09.1998). При правильном вводе запись размещается в ячейке с выравниванием вправо.

Примечание. При подсчете по формуле 5 установить фиксированный формат с 1 знаком в дробной части: Формат|Числа|Фиксированный. Чтобы в ячейках, рассчитанных по формулам 10 и 11, определялась дата, формат ячеек должен быть, соответственно, ДАТА.

III этап. Компьютерный эксперимент


ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА


ТЕСТИРОВАНИЕ


Провести тестовый расчет модели.

ЭКСПЕРИМЕНТ 1

Исследовать колебания дневных, ночных и среднесуточных температур.

ЭКСПЕРИМЕНТ 2

Определить теплые дни, когда дневная температура была выше среднестатистической, и количество таких дней в ноябре.

ЭКСПЕРИМЕНТ 3

Определить даты, когда дневная температура была максимальной.

ЭКСПЕРИМЕНТ 4

Определить дни, когда следовало протапливать помещения (среднесуточная температура ниже +8o С).

ЭКСПЕРИМЕНТ 5

Использовать модель для исследования температуры в другие месяцы.

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


1. Введите расчетные формулы и скопируйте их (там, где это указано) в 2-3 соседние ячейки. Результаты сравните с примером расчета.

Сравнение с контрольным образцом показывает правильность введения формул (форма тестирования).

2. Заполните формулами строки на все дни месяца.

3. Постройте диаграммы дневных, ночных и среднесуточных температур по данным блока ячеек B5:D34.

Для построения необходимо ввести вспомогательный расчетный столбец, в котором по дате будет рассчитываться порядковый день месяца. Этот столбец будет использован в диаграмме в качестве меток по оси х.

Технология вставки столбца:

♦ Щелкнуть на названии столбца В для выделения всего столбца.
♦ Для вставки дополнительного чистого столбца перед выделенным выбрать команду Вставка|Столбцы. При такой операции появится пустой столбец В, а столбцы, следующие за В, сдвигаются вправо и переименовываются соответственно.
♦ Внести в ячейку В4 заголовок «Дни».
♦ Внести в ячейку В5 формулу, выделяющую из даты в столбце А только номер дня месяца:
=ДЕНЬ(А5)
♦ Скопировать формулу в нижестоящие ячейки.

Копию построенной диаграммы перенести в текстовый документ, затем выделить столбец В и удалить его с помощью команды Правка |Удалить.

1. Определите холодные дни, когда дневная температура была ниже среднестатистической, и количество таких дней в ноябре. Формулу составьте самостоятельно.

2. Определите даты, когда ночная температура была минимальной. Формулу составьте самостоятельно.

IV этап. Анализ результатов моделирования


По результатам, рассчитанным в электронных таблицах, составить комплексный отчет. Он должен содержать текст, фрагмент таблицы и диаграмму. Текст отчета составляется самостоятельно и должен содержать обоснованный ответ на вопрос: «Каким был исследуемый месяц по сравнению с многолетними наблюдениями?».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


3.19. Оценки за контрольную работу


В таблице представлены результаты контрольной работы. Вычислить средний балл, количество двоек, троек, четверок и пятерок.


РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ


Для расчета значений количества двоек, троек, четверок и пятерок построить вспомогательные столбцы Двойка, Тройка, Четверка, Пятерка, в которых при помощи логической функции ЕСЛИ() проверить условия Оценка = 2 (или 3, или 4, или 5).

Количество двоек, троек, четверок и пятерок можно получить суммированием значений, полученных в столбцах.

3.20. Исследование роста и веса учащихся.


По результатам медицинского осмотра составлена таблица роста и веса учащихся. Определить средний рост, средний вес, количество учащихся выше среднего роста, количество учащихся с избыточным весом. Избыточным считается вес, если выполняется условие Рост - Вес < 100.


РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ


Для расчета значений количества учащихся выше среднего роста и количества учащихся с избыточным весом построить вспомогательные столбцы Выше и Избыточный вес, в которых при помощи логической функции ЕСЛИ() проверить условия Рост > Средний рост, Рост - Вес < 100.

При выполнении условия заносить в соответствующую ячейку значение 1, в противном случае — 0. Количество учащихся, для которых выполняется условие, определяется суммированием полученных в столбцах нулей и единиц.

3.21. Обработка массива оценок.


Исследуйте самостоятельно массив оценок в классном журнале за ограниченный промежуток времени. Проделайте два эксперимента:

• с массивом, содержащим оценки одного ученика по разным предметам;
• с массивом из оценок всего класса по одному предмету. Виды обработки придумайте сами.




Наверх