Изучив эту тему, вы узнаете:
- какую роль играет информационная система в современном обществе;
- в чем отличие замкнутой и разомкнутой схем построения информационной системы;
- как можно классифицировать информационные системы;
- каков типовой состав обеспечивающих подсистем для любой информационной системы.
Одним из основных направлений информатизации общества является использование информационных систем и технологий на каждом рабочем месте. Без этого невозможен переход индустриального общества в информационное.
Начнем знакомство с информационной системой с разбора понятия «система». Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как совокупность более мелких разнородных объектов, объединенных для достижения поставленных целей.
Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. Например, системой является любое образовательное учреждение, фирма, машина, станок, компьютер и множество других объектов, которые в зависимости от цели можно рассматривать и как систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных объектов, и как самостоятельный объект.
Понятие «система» в его различных значениях широко используется в информатике. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера или множество программ для решения конкретных прикладных задач.
Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск и выдачу информации. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.
В качестве основного технического средства информационная система использует персональный компьютер. В крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы информационной системы входит сервер, поддерживающий функционирование компьютерной сети. Техническое воплощение информационной системы лишено самостоятельного значения, если не учитывать роли человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.
Информационная система (ИС) — это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для обработки данных.
В работе информационной системы на равноправных началах принимают участие как технические и программные средства, так и человек. Только в результате их взаимодействия возможна обработка первичной информации и получение информации нового качества.
Информационная система вносит большой вклад в развитие любой организации. За счет автоматизации рутинных операций интенсифицируется производственный процесс, освобождается время для выполнения более интеллектуальной работы. В системе предусматривается оперативный ввод текущей информации, что позволяет повысить достоверность выходной информации, которая необходима для принятия оперативных управленческих решений. Наличие в системе электронных коммуникаций способствует усовершенствованию потоков информации и систем документооборота, снижению объема документов на бумаге.
Информационная система должна обеспечивать прием поступающей из источника информации, ее преобразование (обработку), хранение и передачу потребителю результатов преобразования входной информации. Потребитель понимается здесь в обобщенном смысле. Потребителем может быть любой объект живой и неживой природы: человек, растения, устройства, другие информационные системы. В любом случае после приема информации потребитель должен как-то реагировать, например принимать решение, производить какое-то действие, получать новое знание.
Любая информационная система может действовать по правилам разомкнутой или замкнутой схемы управления.
В разомкнутой информационной системе (рис. 2.1) получаемая потребителем информация используется произвольно. От потребителя никакая информация в информационную систему не поступает. В случае, когда цель функционирования системы не определяется потребителем, то есть с его стороны отсутствует управляющее воздействие, говорят о работе системы в автономном разомкнутом режиме.
Рис. 2.1. Разомкнутая информационная система
Примером работы разомкнутой информационной системы служит компьютеризированная справочная библиотечная система каталогов. Установленная в библиотеке система обеспечивает любого читателя информацией по интересующей его тематике. Получив соответствующий запросу перечень литературы, читатель прекращает взаимодействие с информационной системой, никак не повлияв ни на ее работу, ни на хранящуюся в ней информацию. В подобной информационной системе отсутствует управление со стороны потребителя.
В замкнутой информационной системе (рис. 2.2), напротив, существует тесная связь между потребителем и функционированием системы. В этом случае информационная система ориентирована на конкретного потребителя, на его цель. Это достигается за счет введения в ее структуру канала, называемого обратной связью. По каналу обратной связи передается реакция потребителя на полученную им информацию. Эта информация поступает в аппаратно-программную часть, где происходит ее обработка совместно с данными, поступившими из других источников.
Результирующая информация вновь отправляется потребителю, и т. д.
Рис. 2.2. Замкнутая информационная система
Примером работы замкнутой информационной системы является система, установленная в железнодорожных кассах. Она обеспечивает кассира необходимой информацией о наличии билетов. Как только продан очередной билет, кассир вводит данные о продаже в компьютер и соответствующая программа производит отметку о проданном билете. В этой замкнутой системе обратная связь от потребителя реализована в виде сведений о проданных билетах.
В информационной системе происходят следующие процессы:
♦ ввод информации из внешних или внутренних источников;
♦ преобразование (обработка) входной информации и представление ее в удобном виде;
♦ хранение как входной информации, так и результатов ее обработки;
♦ вывод информации для отправки потребителю или в другую систему;
♦ ввод информации от потребителя через обратную связь.
Информационную систему следует воспринимать как систему «человек—компьютер», предназначенную для обработки информации. Выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой потребитель принимает решение.
В настоящее время сложилось представление об информационной системе как о системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Однако информационную систему можно понимать и в некомпьютерном варианте например, организация традиционной работы архива.
Значение компьютерной информационной системы:
♦ освобождает сотрудников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
♦ обеспечивает достоверность информации;
♦ обеспечивает более рациональную организацию переработки информации на компьютере;
♦ предоставляет потребителям уникальные услуги.
1. Используя Интернет, справочники, рекламу, приведите информацию о конкретных типах информационных систем для выбранной вами области. Проведите анализ этой информации.
2. Приведите примеры разомкнутой и замкнутой информационной системы.
3. Дайте собственную, отличную от приведенной в учебнике, классификацию информационных систем. Поясните ее на примерах.
1. В чем состоит назначение информационной системы? Приведите примеры.
2. Какую роль играет человек в информационной системе?
3. В чем отличие замкнутой и разомкнутой схем информационной системы?
4. Какие признаки использованы в классификациях информационных систем, приведенных в учебнике?
5. Для чего предназначены информационно-поисковые системы?
6. Для чего предназначены управляющие информационные системы?
7. Для чего предназначены интеллектуальные информационные системы?
8. Для чего предназначены информационные системы управления технологическими процессами?
9. Для чего предназначены информационные системы автоматизированного проектирования?
10. Для чего предназначены информационные системы организационного управления?
11. Для чего предназначены корпоративные информационные системы?
12. Какова роль обеспечивающих подсистем?
13. В чем состоит информационное обеспечение информационной системы?
14. В чем состоит техническое обеспечение информационной системы?
15. В чем состоит математическое обеспечение информационной системы?
16. В чем состоит программное обеспечение информационной системы?
17. В чем состоит организационное обеспечение информационной системы?
18. В чем состоит правовое обеспечение информационной системы?