Изучив эту тему, вы узнаете и повторите:
- в чем состоит назначение СУБД;
- инструменты СУБД Access для создания таблиц;
- инструменты СУБД Access для управления видом представления данных;
- инструменты СУБД Access для обработки данных;
- инструменты СУБД Access для вывода данных.
Для обеспечения оперативности и качества поиска данных в базе необходимо автоматизировать этот процесс. Современные компьютерные технологии позволяют организовать хранение и обработку разнообразной информации на компьютере в электронном виде. Базу данных на компьютере можно создать несколькими способами. Во-первых, с помощью алгоритмических языков программирования, таких как Basic, Pascal, С++ и т. д. Данный способ применим для создания уникальных баз данных и выполняется опытными программистами. Во-вторых, с помощью специальных программных сред, которые называются системами управления базами данных (СУБД). Работа с такими системами требует навыков работы с компьютером и понимания основ теории разработки баз данных. Этот вариант является предпочтительным для большинства пользователей и служит наиболее простым и доступным средством разработки баз данных.
Система управления базами данных (СУБД) — это комплекс программных средств для создания баз данных с целью хранения и поиска необходимой информации.
В настоящее время существует несколько видов СУБД. Наиболее известными СУБД являются Access, Oracle, MySQL, Yukon.
Каждая из этих систем обладает своими достоинствами и недостатками. Наиболее популярной среди широкого круга пользователей в настоящее время является среда СУБД Microsoft Access, которая входит в состав офисного программного продукта Microsoft Office. Другие упомянутые среды предназначены для разработки мощных профессиональных сетевых баз данных, а потому ориентированы на узких специалистов.
Работа в программной среде СУБД предполагает реализацию двух крупных этапов:
♦ создание базы данных — на этом этапе создаются структуры таблиц, устанавливаются связи между ними, таблицы заполняются данными;
♦ управление базой данных — на этом этапе выполняются действия по созданию форм для ввода данных, решаются различные задачи по поиску, отбору, преобразованию данных, а также созданию разнообразных видов выходной информации (отчетов).
К инструментам системы управления базой данных можно отнести:
♦ инструменты для создания таблиц;
♦ инструменты для управления видом представления данных;
♦ инструменты для обработки данных;
♦ инструменты для вывода данных.
В дальнейшем мы будем изучать технологию работы в среде СУБД Access, входящей в состав комплекта прикладных программ Microsoft Office 2003.
При запуске прикладной среды СУБД Access появляется окно среды СУБД (рис. 4.14).
Рис. 4.14. Окно среды СУБД Access
Интерфейс среды во многом совпадает с интерфейсами других сред, входящих в состав пакета Microsoft Office. В верхней части окна расположены знакомые объекты интерфейса — строка меню и панель инструментов. Справа открывается область задач.
Все команды работы в среде баз данных, как и в других программных в средах, собраны в системе меню, заголовки которых представлены в строке меню: Файл, Правка, Вид, Вставка, Формат, Записи, Сервис, Окно и Справка. Команды меню, используемые чаще всего, продублированы кнопками на панели инструментов. При работе с различными объектами базы данных на панели инструментов отображаются именно те кнопки, которые могут понадобиться в этом режиме. Необходимо также помнить, что некоторые действия в среде можно выполнять разными технологическими приемами. Каждый использует наиболее удобный для себя прием.
Освоить технологические приемы работы с различными объектами базы данных вы сможете в серии практических работ.
Если в других программных средах одновременно с запуском среды открывается и окно нового документа, то в СУБД Access для создания новой базы данных на панели Приступая к работе надо выбрать пункт Создать файл. В области задач откроется панель Создание файла. На ней надо выбрать гиперссылку Новая база данных. При выполнении этой команды появится окно, в котором надо ввести имя новой базы данных и сохранить файл в нужной папке.
Только после этого появится главное окно базы данных (рис. 4.15).
Рис. 4.15. Главное окно базы данных
В левой части основного окна базы данных расположена панель Объекты с кнопками Таблицы, Запросы, Формы, Отчеты. Эти кнопки соответствуют тем основным объектам, которые вы будете создавать и использовать в базе данных. Назначение этих объектов повторяет основные действия с информацией:
♦ таблицы предназначены для хранения данных;
♦ формы — для ввода данных;
♦ запросы — для обработки данных;
♦ отчеты — для вывода данных.
Другие объекты мы рассматривать не будем.
В правой части окна указаны режимы создания объектов. В приведенном примере (см. рис. 4.15) указаны следующие способы создания таблицы: с помощью конструктора, с помощью мастера, путем ввода данных. По мере создания объектов здесь же в правой части окна формируется список их имен: список таблиц — в окне Таблицы, список форм — в окне Формы, и т. д.
1. В чем состоит назначение системы управления базой данных?
2. Какие требования предъявляются к базе данных?
3. Для какой модели данных используется СУБД Access?
4. Какие можно выделить этапы при работе в СУБД Access?
5. В чем состоит назначение инструментов для создания таблиц? Расскажите о них.
6. Как задается характеристика типов данных?
7. Что такое редактирование таблицы?
8. В чем состоит назначение инструментов для управления видом представления данных? Расскажите о них.
9. Для чего используется форма?
10. В чем назначение конструктора форм?
11. В чем состоит назначение инструментов для обработки данных? Расскажите о них.
12. Как реализуется сортировка данных?
13. Что такое фильтр? Какие виды фильтров используются?
14. Что такое запрос?
15. Какие используются способы создания запросов?
16. В чем состоит назначение инструментов для вывода данных? Расскажите о них.
17. В чем состоит назначение отчета?