База данных — основа информационной системы (§ 5)
Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных (§§ 6 - 7)
Запросы как приложения информационной системы (§ 8)
Логические условия выбора данных (§ 9)
Проект: системология. Практическая работа 1.2. "Проектные задания по системологии"
Системы, надсистемы, полсистемы
Что изучает системология? Место системологии среди других наук
Практикум. Практическая работа № 1.2. Проектные задания по системологии
Итоговое тестирование по теме. «Информационные системы и базы данных»
Определив систему, мы как бы проводим условную замкнутую границу, за которой остаются не вошедшие в систему элементы. Например, в предыдущем параграфе за границами системы остались все посторонние звуки, хотя эти звуки тоже каким-либо образом могут влиять на нашу систему.
Множество существующих вне системы элементов, которые оказывают влияние на систему, или, наоборот, на которые воздействует система, называют внешней средой системы. Если мы возьмем в качестве системы ученический коллектив одного класса, то весь остальной коллектив школы будет относиться к внешней среде нашей системы.
Граница между системой и ее внешней средой очень условна. Наличие связей между элементами системы и элементами внешней среды часто затрудняет определение границ системы. Формального способа определения границ системы не существует.
Итак, система связана с окружающей средой: среда воздействует на систему и система воздействует на среду. Связи, с помощью которых внешняя среда воздействует на систему, называют входами системы, а связи, с помощью которых система воздействует на среду называются выходами системы. На рис. 1 эти связи изображены стрелками.
Рис. 1. Взаимодействие системы и внешней среды
Любая система, в свою очередь, может являться элементом другой системы более высокого уровня, которая будет являться для нашей системы внешней средой и которая называется надсистемой, или метасистемой. Если принять за систему какой-либо класс, состоящий из учеников, то школа, состоящая из классов и педагогического состава, может являться для него системой более высокого уровня (надсистемой). Школа, в свою очередь, может являться элементом системы образования города и т.д. Класс, в очередь, является элементом системы "школа", а школа является элементом системы образования города.
Если элементы какой-либо системы сами являются системами, то их обычно называют подсистемами данной системы, а ее трактуют как общую систему. Каждая общая система по отношению к ее элементам и подсистемам является надсистемой (метасистемой). Практически все элементы любой системы можно рассматривать в качестве ее подсистем. В этом смысле каждая система является составляющей некоей надсистемы.
Сложность такого положения заключается в том, что не ясно, до какого предела систему можно разбивать на подсистемы, а также образовывать метасистемы (например, станок состоит из отдельных узлов, каждый узел состоит из отдельных деталей, каждая деталь состоит из молекул, каждая молекула состоит из...; и наоборот, отдельный станок является частью всех станков цеха, все станки цеха являются составляющей материальной части цеха и т.д.). Другими словами, остается открытым вопрос о существовании минимальной подсистемы и максимальной метасистемы по отношению к любой системе. Однако такая неопределенность философского плана не мешает пользоваться понятием системы в конкретных научных дисциплинах.
Договоримся те части системы, которые нам удобнее рассматривать как неделимые, называть элементами системы, а те части системы, которые мы будем рассматривать как составленные из других частей, называть подсистемами.
Рис. 2. Состав системы
При рассмотрении систем важно учитывать положение о всеобщей взаимозависимости и взаимосвязанности явлений. Любой элемент, любая подсистема испытывает на себе влияние не только системы, но и метасистемы. Так, если рассматривать ученический коллектив класса как систему, то на элементы этой системы — учащихся класса — оказывает влияние и надсистема — школа в целом.
В то же время нельзя забывать, что свойства системы в значительной степени определяются ее элементами. В нашем примере коллектив класса зависит от каждого учащегося данного класса.
Таким образом, система не может рассматриваться изолированно, вне связей с надсистемами, система зависит от свойств надсистем.
Системы более высокого уровня сложнее своих подсистем. С повышением уровня система приближается к общегосударственным, общенациональным интересам или к интересам всего человечества. На такую систему влияет очень большое число сложных и разнообразных факторов, которые очень трудно учесть.
1. Что такое внешняя среда системы? Приведите примеры.
2. Что такое входы и выходы системы? Приведите примеры.
3. Что такое подсистема? Приведите примеры систем, элементами которых являются подсистемы.
4. Что общего между системами, надсистемами, подсистемами? В чем разница между ними?
5. Приведите примеры систем и укажите, что для них будет являться надсистемами и подсистемами.
6. Какие части системы называют ее элементами и какие подсистемами?
7. Покажите на примерах, как на элементы системы воздействует надсистема.
Следующая страница Сложность систем