Урок 24. Организация глобальных сетей (§ 10
Интернет как глобальная информационная система (§ 11)
Коммуникационные службы Интернета
Информационные службы Интернета
World Wide Web — Всемирная паутина (§ 12)
Практикум. Практические работы 2.1 - 2.4
Коммуникационные службы обеспечивают общение между пользователями.
Электронная почта — e-mail. Это наиболее старая и одна из самых массовых служб Сети. Ее назначение — поддержка обмена электронными письмами между пользователями.
Схема работы электронной почты отражена на рис. 2.2. Почтовый сервер — это своеобразное «почтовое отделение», куда поступает входящая корреспонденция зарегистрированных на нем пользователей. Эта корреспонденция помещается в почтовые ящики пользователей — специально отведенные разделы на жестком диске. Каждый пользователь получает персональный почтовый адрес, по которому к нему будут поступать письма.
Каждый почтовый ящик имеет минимум один адрес следующего формата:
имя@адрес_сервера
Адрес почтового ящика должен быть уникальным. Для работы с почтой можно использовать web-интерфейс (т. е. работать с обычным браузером) или установить специализированный почтовый клиент.
Почтовый клиент — программа, помогающая составлять и посылать электронные сообщения, а также получать и отображать письма на компьютере пользователя. Примеры почтовых клиентов: Outlook Express, Netscape Messenger, The Bat. Пример подготовленного к передаче письма в среде Outlook Express приведен на рис. 2.3.
Из схемы на рис. 2.2 видно, что сервер и клиент работают по разным протоколам. Безусловно, «язык» у них общий и они «понимают» друг друга. Но их функции отличаются. РОРЗ (Post Office Protocol — протокол почтового отделения), кроме всего прочего, выполняет функцию защиты информации. Во время сеанса связи он устанавливает личность пользователя, обеспечивает связь с его персональным ящиком. Задача программы-клиента — передать на сервер исходящие письма и принять поступившие. Здесь используется более простой протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol — простейший протокол передачи почты).
По электронной почте можно не только отправлять текст, но и вкладывать в сообщение файлы любого формата.
Службы мгновенного обмена сообщениями (chat). Следующей популярной службой, предназначенной для мгновенного обмена сообщениями между пользователями Интернета, являются системы мгновенного обмена сообщениями. Это, например, программа ICQ («ай-си-кью» — игра слов, подобным образом читается выражение I Seek You, что означает «я ищу вас»).
ICQ позволяет пользователю получить уникальный номер, называемый UIN (Universal Internet Number, универсальный номер Интернета), используемый для вызова и прямого общения. ICQ-клиент можно бесплатно загрузить с сервера www.icq.com.
После установки программы на компьютер необходимо зарегистрироваться в системе серверов ICQ и получить UIN. При каждом подключении к Интернету программа ICQ определяет текущий IP-адрес вашего компьютера и по нему определяет UIN. Зная UIN собеседника, можно быстро отправить ему сообщение.
Сеть ICQ позволяет осуществлять поиск нужного абонента по целому ряду полей, включая фамилию, имя, адрес электронной почты, место проживания, возраст и т. д. Помимо службы ICQ, в Интернете есть несколько других аналогичных систем.
IP-телефония (Интернет-телефония) — система, позволяющая вести разговор в реальном времени с использованием каналов связи Интернета. Голосовая связь через IP-сеть может осуществляться двумя основными способами.
1) Компьютер — компьютер. Это самый первый и простой способ IP-телефонии. Для его реализации необходимы два компьютера со звуковыми картами, а также системами ввода/вывода звуковой информации (колонки или наушники, микрофон).
2) Компьютер — телефон. Один абонент должен иметь компьютер со звуковой картой и системой ввода/вывода звука, либо специальный IP-телефон, подключаемый к порту USB. Второй абонент имеет обычный телефон, находящийся в любой точке мира. Соединение осуществляется через специальные телефонные шлюзы, предоставляемые провайдерами телефонных услуг в Интернете. Звонок через телефонный шлюз стоит намного дешевле, чем обычный междугородний звонок по схеме «телефон — телефон».
Одной из наиболее популярных программ для IP-телефонии в настоящее время является Skype (рис. 2.4). Она обеспечивает цифровую голосовую связь через Интернет между компьютерами, а также платные услуги для связи с абонентами обычной телефонной сети. При подключении к компьютеру web-камеры Skype поддерживает также и видеосвязь между двумя абонентами.
Видеоконференция — это информационная услуга, обеспечивающая одновременную двухстороннюю передачу, обработку, преобразование и представление видео- и звуковой информации на расстояние в режиме реального времени с использованием компьютеров для более чем двух абонентов.
Для общения в режиме видеоконференции абоненты должны иметь микрофон, видеокамеру (web-камеру), устройство отображения информации и воспроизведения звука, а также компьютер с необходимым программным обеспечением. Популярной системой поддержки видеоконференций является Vidicor.
Различают конференции симметричные, т. е. такие, где все абоненты видят и слышат друг друга, и асимметричные, т. е. такие, где часть участников только видит и слышит, но не участвует постоянно. С помощью видеоконференций организуются совещания, встречи людей, находящихся в разных точках мира, дистанционное обучение и др.
Следующая страница Информационные службы Интернета