Классы учебной вычислительной техники (КУВТ) для школ
В учебных заведениях нашей страны использовались и еще до настоящего время используются следующие модели КУВТ:
КУВТ “Агат” | КУВТ-86 | КУВТ ДВК |
КУВТ “Корвет” | КУВТ УКНЦ | КУВТ “Ямаха” |
КУВТ—комплект (класс, кабинет) учебной вычислительной техники — это основная форма применения вычислительной техники на современном этапе компьютеризации школы.
КУВТ представляет собой совокупность персональных компьютеров, размещенных в особом помещении — классе (кабинете) учебной вычислительной техники, объединенных в локальную сеть и предоставляемых учащимся для работы во время урока и во внеурочное время.
В составе КУВТ различают персональные компьютеры учащегося и учителя. Эти компьютеры могут быть одной модели, но укомплектованы они по-разному: в состав учительского компьютера, как правило, входит большее количество периферийных устройств, что является следствием более сложных функций, решаемых учителем во время компьютеризованного урока (занятия).
Комплект технических средств (компьютер с периферийным! устройствами) и соответствующее системное, проблемное и сервисное программное обеспечение, предназначенные для использования учителем, образуют автоматизированное рабочее мест( (АРМ) учителя, преподавателя, сокращенно АРМП (иногда употребляют аббревиатуру РМП).
В состав КУВТ входит одно АРМП и несколько (12 или 14 автоматизированных рабочих мест учащихся (АРМУ или просто РМУ).
Основные режимы взаимодействия АРМП и АРМУ в составе локальной сети:
КУВТ “Агат” (1986 г.) — комплекс из 12 или 16 ПЭВМ “Агат” с одним или двумя принтерами.
ПЭВМ “Агат”—первый персональный компьютер, нашедший широкое применение в учебных заведениях нашей страны; его серийный выпуск начат в 1985 г. Основные технические характеристики:
Каждая ПЭВМ поставляется в комплекте с черно-белым монитором.
В комплект поставки включен также накопитель на гибком магнитном диске (ГМД) и к нему 10 гибких дисков размером 133 мм и объемом памяти 360 Кбайт каждый.
Выпускались модели ПЭВМ "Агат-7" и "Агат-9"
Основу программного обеспечения ПЭВМ “Агат” составляют система программирования Бейсик и пакет прикладных программ автоматизации школьного учебного процесса “Школьница”. В состав этого пакета входят системы программирования на учебно-производственном языке Рапира и на языке начального обучения Робик.
Кроме этого, в состав базового программного обеспечения входят:
КУВТ-86. (1986 г.) В состав входит рабочее место преподавателя на базе ПЭВМ ДВК-2МШ и 12 рабочих мест учеников на базе ПЭВМ “Электроника БК-0010Ш”, а также система соединительных кабелей, системное программное обеспечение и комплекс программ, обеспечивающих процессы обмена данными между АРМП и АРМУ.
В состав АРМУ, кроме ПЭВМ, входит телевизор, используемый в качестве монитора ПЭВМ, блок связи (для подключения к вокальной сети), а также кассетный бытовой магнитофон в качестве накопителя на магнитной ленте.
КУВТ ДВК - комплект учебной вычислительной техники на базе диалоговых вычислительных комплексов (ДВК). В него входят: одна ПЭВМ ДВК-2М, образующая основу рабочего места преподавателя; 12 или 13 ПЭВМ типа ДВК-1, составляющие рабочие места учащихся.
В комплект АРМП, кроме ПЭВМ ДВК-2М, входит печатающее устройство и накопитель на гибком магнитном диске (НГМД-6022).
Основные характеристики персональных ЭВМ ДВК-1 и ДВК-2М:
В состав программного обеспечения и ДВК-1 и ДВК-2 входит операционная система общего назначения и интерпретатор языка программирования Бейсик.
Большим недостатком комплекта ДВК, поставляемого заводом-изготовителем, является отсутствие связи между рабочим местом преподавателя и рабочими местами учащихся.
Специалисты, использующие этот комплекс на местах, вынуждены самостоятельно создавать аппаратные и программные средства, позволяющие устранить этот недостаток.
КУВТ “Корвет” (1987 г.) В состав КУВТ “Корвет” входит рабочее место преподавателя, 12 рабочих мест учащихся, средства создания локальной информационной сети и соответствующее программное обеспечение.
Основой технического обеспечения этого комплекса является ПЭВМ “Корвет”. Его основные технические характеристики:
В состав комплекта технических средств ПЭВМ “Корвет” могут входить также накопитель на гибких магнитных дисках (НГМД-6022) и принтер.
КУВТ УКНЦ. (1987 г.) В состав входит рабочее место преподавателя, 12—16 рабочих мест учащихся, средства создания локальной сети и блок электропитания с выходным напряжением 42 В.
И в состав АРМП, и в состав АРМУ входят 16-разрядные микроЭВМ “Электроника МС-05115” и мониторы.
В состав АРМП входит, кроме того, накопитель на гибких магнитных дисках НГМД-6022 и алфавитно-цифровое печатающее устройство—принтер типа Д-100.
К любой микроЭВМ здесь можно подключить кассетный магнитофон в качестве накопителя на магнитной ленте.
Каждая микроЭВМ, входящая в КУВГ УКНЦ, содержит два однокристальных микропроцессора производительностью более 600 тыс. оп/с каждый. Первый из них (центральный) осуществляет основную обработку данных, второй (периферийный) реализует символьно-графические функции и обслуживает периферийные устройства.
Емкость основной памяти центрального процессора - 56 Кбайт, периферийного -32 Кбайт. Объем видеопамяти 96 Кбайт, встроенного ПЗУ-32 Кбайт. Характеристики экрана монитора:
В состав базового программного обеспечения КУВТ УКНЦ входят:
По программному обеспечению микроЭВМ МС-0511 совместимы с мини-ЭВМ ряда СМ ЭВМ, мини-ЭВМ “Электроника 100/25”, а также с компьютерами моделей ДВК, что позволит использовать в КУВТ УКНЦ программные продукты, разработанные для этих моделей ЭВМ.
По техническим условиям показатели надежности УКНЦ таковы:
10000 ч наработки на отказ для отдельного компьютера и 5000 ч --для КУВТ в целом.
КУВТ “Ямаха”. Основой комплекта технических средств этой системы является японская ПЭВМ “Ямаха”, основные технические характеристики которой таковы:
КУВТ “Ямаха” поставляется в учебные заведения в двух модификациях: базовый класс и инструментальный класс.
В первом случае ПЭВМ, устанавливаемая на рабочем месте учителя, оснащена цветным видеомонитором, накопителем на мини-диске объемом 720 Кбайт и принтером. С места учителя можно выдавать задания на каждую из 12 ПЭВМ, составляющих совокупность рабочих мест учащихся, принимать, контролировать, распечатывать и/или запоминать на мини-диске программы учащихся и массивы данных. Видеомониторы ученических ПЭВМ черно-белые. Базовый класс КУВТ “Ямаха” предназначен для использования непосредственно в учебном процессе.
Инструментальный класс КУВТ “Ямаха” предназначен для разработки программно-педагогических продуктов, т. е. программ и соответствующих методических рекомендаций, которые должны широко использоваться в учебных заведениях, оснащенных базовые комплектом КУВТ “Ямаха”.
|В состав инструментального класса входят 10 ПЭВМ “Ямаха”, которые также могут быть объединены в локальную сеть. В состав комплекса технических средств каждого рабочего места в этом случае входит цветной видеомонитор и накопитель на мини-диске объемом 720 Кбайт. В состав этого класса входят также два принтера.
Каждая ПЭВМ инструментального класса и учительская ПЭВМ базового класса могут сопрягаться с бытовым кассетным магнитофоном, используемым как накопитель на магнитной ленте.
В состав программного обеспечения КУВТ “Ямаха” входит операционная система, программный комплекс, обеспечивающий работу в режиме локальной сети, а также система программирования в составе трансляторов с Бейсика (версия МSX), Паскаля и др.