Метод проб и ошибок
Формальная модель «Распознавание волокон»
В школьном курсе встречается достаточно много учебных ситуаций, когда ученик должен принять решение, например должен распознать (идентифицировать) тот или иной объект. Обычно такие задачи выполняются учеником методом проб и ошибок, без осознания и фиксации стратегии поиска. Создание модели принятия решения как раз и является осознанием и фиксацией последовательности рассуждений (действий), которая приводит к распознаванию того или иного объекта среди некоторой совокупности.
В качестве примера такой модели рассмотрим лабораторную работу по химии «Распознавание волокон». Учащемуся даются образцы волокон, газовая горелка и справочная таблица по свойствам горения каждого образца волокон (табл. 1.2). Предлагается распознать каждое из волокон.
Таблица 1.2. Свойства волокон
№ | Горит быстро | Растворяется в ацетоне | Из расплава можно вытянуть нити | При горении ощущается запах | Волокно (результат распознавания) |
1 | Да | Нет | — | Да | Хлопок |
2 | Нет | Нет | Нет | Да | Шерсть |
3 | Да | Да | — | Нет | Ацетатное волокно |
4 | Нет | Нет | Да | Да | Капрон |
5 | Нет | Нет | Да | Нет | Лавсан |
Стратегия распознавания может быть представлена в виде дерева поиска на основе структуры «если-то-иначе», причем может быть множество различных деревьев с различным количеством шагов. Наша цель — нахождение оптимальной стратегии распознавания (достижения цели за минимальное число шагов). Такая стратегия будет реализована, если каждый шаг будет максимально уменьшать неопределенность (нести максимальное количество информации).
Следующая страница Формальная модель «Распознавание волокон»