Главная | Основы безопасности и защиты Родины | Методические материалы по курсу ОБЗР (ОБЖ) | Методические материалы для основной и старшей школы | Методические материалы по ОБЗР (ОБЖ) к учебнику 10 класса | Примерное тематическое планирование изучения курса
Методические материалы по ОБЗР (ОБЖ) для 10 класса
подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой
Примерное тематическое планирование изучения курса
Номер урока | Наименование и краткое содержание тем | Основные виды учебной деятельности |
Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях (21 ч) ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННОГО АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ (3 ч) |
||
1 | Основные причины вынужденного автономного существования. Первоочередные действия потерпевших бедствие. Действия людей в ситуациях, связанных с авариями транспортных средств. Принятие решения оставаться на месте аварии или уйти с места аварии | Изучают и анализируют основные причины вынужденного автономного существования. Учатся правильно принимать решение и действовать в ситуациях, связанных с авариями транспортных средств |
2, 3 | Автономное существование человека в условиях природной среды. Способы ориентирования на местности: по компасу; по небесным светилам; по растениям и животным; по местным признакам. Движение по азимуту. Оборудование временного жилища. Виды временных жилищ. Добыча огня и разведение костра. Типы костров. Обеспечение питанием и водой | Изучают и практически осваивают наиболее распространенные способы ориентирования на местности и движения по азимутам. Учатся правильно выбирать тип временного укрытия, места для него, оборудовать такое укрытие в теплое и холодное время года. Получают практические навыки в выборе места для костра, разведении и тушении костра, добывании огня. Изучают источники питания и водоснабжения при автономном выживании, правила безопасного обеспечения пищей и водой |
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ КРИМИНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (1 ч) |
||
4 | Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера: на улице; в общественных местах; на массовом мероприятии; в общественном транспорте; на железнодорожном транспорте; в подъезде дома; в лифте. Необходимая оборона | Закрепляют знания, умения и навыки, полученные в основной школе. Получают представление о содержании, пределах и правилах необходимой обороны |
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (3 ч) |
||
5 | Понятие преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Виды преступлений в зависимости от характера и степени их общественной опасности: небольшой тяжести; средней тяжести; тяжкие; особо тяжкие. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.
В каких случаях уголовная ответственность наступает с 14 лет. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним: штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок. Принудительные меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних |
Получают представление о видах преступлений, уголовной ответственности несовершеннолетних, видах наказаний для несовершеннолетних, назначаемых им принудительных мерах воспитательного воздействия |
6 | Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств. Наказания за разрушение, повреждение и приведение в негодность транспортных средств, путей сообщения и средств сигнализации. Виды транспортных средств, на которые распространяются действия Уголовного кодекса. Уголовная ответственность за угон автомобиля | Получают представление об уголовной ответственности за разрушение, повреждение и приведение в негодность транспортных средств, транспортного оборудования и коммуникаций; угон автомобиля |
7 | Уголовная ответственность за хулиганство и вандализм. Понятие о хулиганстве, вандализме и сопротивлении представителю власти. Уголовная ответственность за хулиганство, вандализм и преступления, связанные с неуважительным отношением к усопшим и местам их захоронения | Получают представление об уголовной ответственности за хулиганство, вандализм и неуважительное отношение к усопшим и местам их захоронения |
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (2ч) |
||
8, 9 | Правила безопасного поведения: при землетрясении; сходе лавин, оползней, селей, обвалов, возникновении урагана, бури, смерча; наводнении; пожаре в здании, оповещении об аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ; оповещении об аварии на радиационно опасных объектах; во время лесного пожара | Закрепляют знания, умения и навыки, полученные при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 7 и 8 классах основной школы |
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (2 ч) |
||
10, 11 | Основные положения Федеральных законов «О безопасности», «Об обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О безопасности дорожного движения», «О противодействии терроризму», «О радиационной безопасности населения», «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О транспортной безопасности», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О противодействии экстремистской деятельности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Об охране окружающей среды», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», а также наиболее важных подзаконных актов в области обеспечения безопасности личности, общества и государства. Права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций и в области пожарной безопасности | На уроках изучают основное содержание Федеральных законов «О безопасности», «Об обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму». С основными положениями остальных законов и подзаконных актов знакомятся самостоятельно |
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА КАК СИСТЕМА МЕР ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ (2 ч) |
||
12 | Предназначение и задачи гражданской обороны. Структура и органы управления. Из истории создания гражданской обороны; ее предназначение и задачи; структура и органы управления. Права и обязанности граждан в области гражданской обороны | Закрепляют знания, полученные на предыдущем занятии, и учебный материал, изученный в 9 классе основной школы |
13 | Организация защиты учащихся общеобразовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. Основные задачи подсистемы РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, в которую входят общеобразовательные учреждения. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения. Основные задачи и формы обучения в области гражданской обороны учреждения, о структуре и содержании плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и плана гражданской обороны общеобразовательного учреждения. | Получают представление о задачах функциональной подсистемы РСЧС, в которую входят общеобразовательные учреждения. Принимают участие в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций |
СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ И ИХ ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ (4 ч) |
||
14 | Ядерное оружие и его боевые свойства. Понятие о ядерном оружии. Виды ядерных взрывов: воздушные; наземные (надводные); подземные (подводные). Эпицентр ядерного взрыва. Поражающие факторы ядерного взрыва: ударная волна; световое излучение; проникающая радиация; радиоактивное загрязнение; электромагнитный импульс. Зоны радиоактивного загрязнения местности | Получают представления о ядерном оружии как одном из видов оружия массового поражения и его поражающих факторах |
15 | Химическое оружие. Понятие о химическом оружии. Боевые токсичные химические вещества (БТХВ): виды; пути проникновения в организм человека | Получают представление о химическом оружии, средствах его доставки и признаках его применения; боевых токсичных химических веществах и их классификации |
16 | Бактериологическое(биологическое) оружие. Понятие о бактериологическом оружии. Болезнетворные микробы: бактерии; вирусы; риккетсии; грибки. Способы применения бактериологического оружия: аэрозольный; трансмиссивный; диверсионный. Признаки применения бактериологического оружия | Получают представление о бактериологическом оружии и возбудителях заболеваний людей, животных и растений. Узнают о способах и признаках применения этого оружия |
17 | Современные обычные средства поражения. Понятие об обычных средствах поражения. Их предназначение, состав, краткая характеристика | Получают представление о различных боеприпасах (осколочных, фугасных, кумулятивных, бетонобойных, объемного взрыва, зажигательных) и высокоточном оружии (разведывательно-ударные комплексы и управляемые авиационные бомбы) |
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РСЧС И ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ (4 ч) |
||
18 | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Система оповещения населения на территории субъекта Российской Федерации. Способы, средства и порядок оповещения населения. Действия по сигналам оповещения | Расширяют представление о системе оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, средствах, способах и порядке оповещения. Совершенствуют практические умения и навыки в действиях по сигналам оповещения |
19 | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Понятие о средствах коллективной защиты, убежищах, противорадиационных укрытиях, укрытиях простейшего типа. Принципиальная схема планирования убежища. Размещение и правила поведения людей в убежище | Закрепляют и углубляют знания об убежищах, противорадиационных укрытиях, укрытиях простейшего типа и их оборудовании. Изучают правила поведения людей в убежищах |
20 | Средства индивидуальной защиты населения. Классификация средств индивидуальной защиты органов дыхания по принципу защитного действия. Принцип действия фильтрующих противогазов. Устройство гражданского противогаза ГП-7. Средства защиты кожи. Общевойсковой защитный комплект, легкий защитный костюм Л-1, защитная фильтрующая одежда, простейшие средства защиты. Медицинские средства защиты: аптечка индивидуальная, индивидуальные противохимические пакеты. Правила пользования средствами индивидуальной защиты органов дыхания, кожи | Закрепляют знания о средствах индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Совершенствуют умения и навыки в их практическом применении |
21 | Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Понятие об аварийно-спасательных и неотложных работах. Основные виды обеспечения и содержание аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Санитарная обработка населения после пребывания в зонах заражения: частичная; полная. Первоочередное жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях | Изучают задачи, содержание и основные виды обеспечения аварийноспасательных и неотложных работ, содержание и порядок проведения частичной и полной санитарной обработки, основные мероприятия по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях. Практически осваивают проведение частичной санитарной обработки |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (4 ч) ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА (3 ч) |
||
22 | Классификация микроорганизмов и инфекционных заболеваний. Виды микроорганизмов в зависимости от их влияния на организм человека. Группы инфекционных заболеваний и их характеристика. Возникновение и распространение инфекционных заболеваний. Эпидемия. Пандемия. Пути передачи инфекции. Понятие об иммунитете | Получают представление о классификации, причинах возникновения, путях передачи и распространения инфекционных заболеваний, иммунитете и иммунной реакции организма |
23 | Профилактика инфекционных заболеваний. Правила предотвращения распространения инфекции. Вакцинация и ревакцинация. Внешние признаки инфекционного заболевания, инкубационный период Получают представление об элементах эпидемиологической цепи, внешних признаках и инкубационном периоде инфекционного заболевания. | Изучают правила по предотвращению инфекционных заболеваний, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни |
24 | Наиболее распространенные инфекционные заболевания: дизентерия; инфекционный гепатит; ботулизм; пищевые токсикоинфек- ции; грипп; дифтерия; краснуха; скарлатина; свинка (эпидемический паротит) | Получают представление о возбудителях, путях заражения, признаках и мерах профилактики наиболее распространенных инфекционных заболеваний |
ЗНАЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА (1 ч) |
||
25 | Двигательная активность — обязательное условие здорового образа жизни. Основные составляющие тренированности организма человека: сердечно-дыхательная выносливость; мышечная сила и выносливость; скоростные качества; гибкость | Расширяют представление и углубляют знания о значении двигательной активности и физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности и профилактики заболеваний. Выполняют практические задания по определению своей сердечнодыхательной выносливости, силы кисти и гибкости |
Основы военной службы (10 ч) ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — ЗАЩИТНИКИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА (6 ч) |
||
26 | История создания Вооруженных Сил России. Военная организация Московского государства (XIV—XV вв.). Военные реформы Ивана Грозного. Создание регулярной армии. Военные реформы Петра I. Военные реформы во второй половине XIX в. и в начале ХХ в. Создание Рабоче-крестьянской Красной армии | Получают представление об историческом пути Вооруженных Сил России и наиболее значимых военных реформах. Анализируют цели и содержание этих реформ |
27—29 | Организационная структура Вооруженных Сил РФ. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение. Сухопутные войска: предназначение, состав и вооружение. Военно-воздушные силы: предназначение, состав, вооружение. Военно-морской флот: предназначение и состав. Рода войск: Ракетные войска стратегического назначения, Войска воздушно-космической обороны, Воздушно-десантные войска. История их создания и предназначение. Тыл Вооруженных Сил. Специальные войска: инженерные, связи, радиационной, химической и биологической защиты. История создания, состав и предназначение | Получают представление об организационной структуре Вооруженных Сил РФ, видов ВС и родов войск, их предназначении, составе, вооружении и оснащении |
30 | Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Понятие об обороне, обороноспособности и безопасности государства. Краткое содержание Федеральных законов «Об обороне» и «О безопасности». Силы обеспечения обороны и безопасности | Получают представление о главном предназначении Вооруженных Сил РФ, силах обеспечения обороны и безопасности нашего государства. Закрепляют знание Федеральных законов «Об обороне» и «О безопасности» |
31 | Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение. Внутренние войска МВД и Войска гражданской обороны. Инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования. Задачи, возложенные на другие войска, воинские формирования и органы | Получают представление о составе и предназначении других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны |
ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ (4 ч) |
||
32 | Основные понятия о воинской обязанности. Структура и содержание воинской обязанности. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы. Приоритетность военной службы перед другими видами государственной службы и иной деятельности. Войска, органы и формирования, в которых граждане проходят военную службу. Правовые основы воинской обязанности | Получают представление о структуре и содержании воинской обязанности, о воинской службе как особом виде федеральной государственной службы |
33 | Организация воинского учета и его предназначение. Состав и задачи комиссии по постановке граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Ответственность граждан за неявку по вызову военкомата. Уважительные причины неявки по вызову военкомата | Получают представление о первоначальной постановке на воинский учет,составе и работе комиссии по постановке граждан на воинский учет. Изучают обязанности граждан по воинскому учету, уважительные причины неявки по вызову военкомата и ответственность за уклонение от исполнения воинской обязанности |
34 | Обязательная подготовка граждан к военной службе. Содержание обязательной подготовки. Задачи и организация профессионального психологического отбора. Нормативы по физической подготовке для нового пополнения воинских частей. Оценка профессиональной пригодности граждан к исполнению обязанностей в сфере военной деятельности. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Содержание добровольной подготовки. Военно-прикладные виды спорта. Задачи военных кафедр гражданских вузов. Обучение в соответствии с дополнительными образовательными программами | Изучают содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Анализируют свои показатели в учебной, общественной, спортивной и другой деятельности, определяют, какому классу воинских должностей они наиболее соответствуют. Получают представление о содержании и видах добровольной подготовки граждан к военной службе |
35 | Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет. Предварительная работа военных комиссариатов при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Категории годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования | Получают представление об организации и проведении медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет, о категориях годности к военной службе |
УЧЕБНЫЕ СБОРЫ ПО ОСНОВАМ ПОДГОТОВКИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ (35 ч) |
||
Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда. Организация караульной службы. Обязанности часового. Строевая подготовка. Огневая подготовка. Тактическая подготовка. Физическая подготовка. Военно-медицинская подготовка | Знакомятся с жизнью и бытом военнослужащих, основными образцами вооружения и военной техники. Получают представление об организации, проведении и содержании занятий по боевой подготовке |
Источник: Методические материалы по ОБЗР (ОБЖ) для 10 класса подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЗР (ОБЖ) (10-11) (баз.)