Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Методические материалы по курсу ОБЖ | Методические материалы для основной и старшей школы | Методические материалы по ОБЖ к учебнику 10 класса | Примерное тематическое планирование изучения курса
Методические материалы по ОБЖ для 10 класса
подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой
Примерное тематическое планирование изучения курса
Номер урока | Наименование и краткое содержание тем | Основные виды учебной деятельности |
Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях (21 ч) ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННОГО АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ (3 ч) |
||
1 | Основные причины вынужденного автономного существования. Первоочередные действия потерпевших бедствие. Действия людей в ситуациях, связанных с авариями транспортных средств. Принятие решения оставаться на месте аварии или уйти с места аварии | Изучают и анализируют основные причины вынужденного автономного существования. Учатся правильно принимать решение и действовать в ситуациях, связанных с авариями транспортных средств |
2, 3 | Автономное существование человека в условиях природной среды. Способы ориентирования на местности: по компасу; по небесным светилам; по растениям и животным; по местным признакам. Движение по азимуту. Оборудование временного жилища. Виды временных жилищ. Добыча огня и разведение костра. Типы костров. Обеспечение питанием и водой | Изучают и практически осваивают наиболее распространенные способы ориентирования на местности и движения по азимутам. Учатся правильно выбирать тип временного укрытия, места для него, оборудовать такое укрытие в теплое и холодное время года. Получают практические навыки в выборе места для костра, разведении и тушении костра, добывании огня. Изучают источники питания и водоснабжения при автономном выживании, правила безопасного обеспечения пищей и водой |
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ КРИМИНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (1 ч) |
||
4 | Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера: на улице; в общественных местах; на массовом мероприятии; в общественном транспорте; на железнодорожном транспорте; в подъезде дома; в лифте. Необходимая оборона | Закрепляют знания, умения и навыки, полученные в основной школе. Получают представление о содержании, пределах и правилах необходимой обороны |
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (3 ч) |
||
5 | Понятие преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Виды преступлений в зависимости от характера и степени их общественной опасности: небольшой тяжести; средней тяжести; тяжкие; особо тяжкие. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.
В каких случаях уголовная ответственность наступает с 14 лет. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним: штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок. Принудительные меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних |
Получают представление о видах преступлений, уголовной ответственности несовершеннолетних, видах наказаний для несовершеннолетних, назначаемых им принудительных мерах воспитательного воздействия |
6 | Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств. Наказания за разрушение, повреждение и приведение в негодность транспортных средств, путей сообщения и средств сигнализации. Виды транспортных средств, на которые распространяются действия Уголовного кодекса. Уголовная ответственность за угон автомобиля | Получают представление об уголовной ответственности за разрушение, повреждение и приведение в негодность транспортных средств, транспортного оборудования и коммуникаций; угон автомобиля |
7 | Уголовная ответственность за хулиганство и вандализм. Понятие о хулиганстве, вандализме и сопротивлении представителю власти. Уголовная ответственность за хулиганство, вандализм и преступления, связанные с неуважительным отношением к усопшим и местам их захоронения | Получают представление об уголовной ответственности за хулиганство, вандализм и неуважительное отношение к усопшим и местам их захоронения |
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (2ч) |
||
8, 9 | Правила безопасного поведения: при землетрясении; сходе лавин, оползней, селей, обвалов, возникновении урагана, бури, смерча; наводнении; пожаре в здании, оповещении об аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ; оповещении об аварии на радиационно опасных объектах; во время лесного пожара | Закрепляют знания, умения и навыки, полученные при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 7 и 8 классах основной школы |
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (2 ч) |
||
10, 11 | Основные положения Федеральных законов «О безопасности», «Об обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О безопасности дорожного движения», «О противодействии терроризму», «О радиационной безопасности населения», «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О транспортной безопасности», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О противодействии экстремистской деятельности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Об охране окружающей среды», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», а также наиболее важных подзаконных актов в области обеспечения безопасности личности, общества и государства. Права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций и в области пожарной безопасности | На уроках изучают основное содержание Федеральных законов «О безопасности», «Об обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму». С основными положениями остальных законов и подзаконных актов знакомятся самостоятельно |
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА КАК СИСТЕМА МЕР ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ (2 ч) |
||
12 | Предназначение и задачи гражданской обороны. Структура и органы управления. Из истории создания гражданской обороны; ее предназначение и задачи; структура и органы управления. Права и обязанности граждан в области гражданской обороны | Закрепляют знания, полученные на предыдущем занятии, и учебный материал, изученный в 9 классе основной школы |
13 | Организация защиты учащихся общеобразовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. Основные задачи подсистемы РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, в которую входят общеобразовательные учреждения. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения. Основные задачи и формы обучения в области гражданской обороны учреждения, о структуре и содержании плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и плана гражданской обороны общеобразовательного учреждения. | Получают представление о задачах функциональной подсистемы РСЧС, в которую входят общеобразовательные учреждения. Принимают участие в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций |
СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ И ИХ ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ (4 ч) |
||
14 | Ядерное оружие и его боевые свойства. Понятие о ядерном оружии. Виды ядерных взрывов: воздушные; наземные (надводные); подземные (подводные). Эпицентр ядерного взрыва. Поражающие факторы ядерного взрыва: ударная волна; световое излучение; проникающая радиация; радиоактивное загрязнение; электромагнитный импульс. Зоны радиоактивного загрязнения местности | Получают представления о ядерном оружии как одном из видов оружия массового поражения и его поражающих факторах |
15 | Химическое оружие. Понятие о химическом оружии. Боевые токсичные химические вещества (БТХВ): виды; пути проникновения в организм человека | Получают представление о химическом оружии, средствах его доставки и признаках его применения; боевых токсичных химических веществах и их классификации |
16 | Бактериологическое(биологическое) оружие. Понятие о бактериологическом оружии. Болезнетворные микробы: бактерии; вирусы; риккетсии; грибки. Способы применения бактериологического оружия: аэрозольный; трансмиссивный; диверсионный. Признаки применения бактериологического оружия | Получают представление о бактериологическом оружии и возбудителях заболеваний людей, животных и растений. Узнают о способах и признаках применения этого оружия |
17 | Современные обычные средства поражения. Понятие об обычных средствах поражения. Их предназначение, состав, краткая характеристика | Получают представление о различных боеприпасах (осколочных, фугасных, кумулятивных, бетонобойных, объемного взрыва, зажигательных) и высокоточном оружии (разведывательно-ударные комплексы и управляемые авиационные бомбы) |
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РСЧС И ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ (4 ч) |
||
18 | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Система оповещения населения на территории субъекта Российской Федерации. Способы, средства и порядок оповещения населения. Действия по сигналам оповещения | Расширяют представление о системе оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, средствах, способах и порядке оповещения. Совершенствуют практические умения и навыки в действиях по сигналам оповещения |
19 | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Понятие о средствах коллективной защиты, убежищах, противорадиационных укрытиях, укрытиях простейшего типа. Принципиальная схема планирования убежища. Размещение и правила поведения людей в убежище | Закрепляют и углубляют знания об убежищах, противорадиационных укрытиях, укрытиях простейшего типа и их оборудовании. Изучают правила поведения людей в убежищах |
20 | Средства индивидуальной защиты населения. Классификация средств индивидуальной защиты органов дыхания по принципу защитного действия. Принцип действия фильтрующих противогазов. Устройство гражданского противогаза ГП-7. Средства защиты кожи. Общевойсковой защитный комплект, легкий защитный костюм Л-1, защитная фильтрующая одежда, простейшие средства защиты. Медицинские средства защиты: аптечка индивидуальная, индивидуальные противохимические пакеты. Правила пользования средствами индивидуальной защиты органов дыхания, кожи | Закрепляют знания о средствах индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Совершенствуют умения и навыки в их практическом применении |
21 | Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Понятие об аварийно-спасательных и неотложных работах. Основные виды обеспечения и содержание аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Санитарная обработка населения после пребывания в зонах заражения: частичная; полная. Первоочередное жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях | Изучают задачи, содержание и основные виды обеспечения аварийноспасательных и неотложных работ, содержание и порядок проведения частичной и полной санитарной обработки, основные мероприятия по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях. Практически осваивают проведение частичной санитарной обработки |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (4 ч) ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА (3 ч) |
||
22 | Классификация микроорганизмов и инфекционных заболеваний. Виды микроорганизмов в зависимости от их влияния на организм человека. Группы инфекционных заболеваний и их характеристика. Возникновение и распространение инфекционных заболеваний. Эпидемия. Пандемия. Пути передачи инфекции. Понятие об иммунитете | Получают представление о классификации, причинах возникновения, путях передачи и распространения инфекционных заболеваний, иммунитете и иммунной реакции организма |
23 | Профилактика инфекционных заболеваний. Правила предотвращения распространения инфекции. Вакцинация и ревакцинация. Внешние признаки инфекционного заболевания, инкубационный период Получают представление об элементах эпидемиологической цепи, внешних признаках и инкубационном периоде инфекционного заболевания. | Изучают правила по предотвращению инфекционных заболеваний, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни |
24 | Наиболее распространенные инфекционные заболевания: дизентерия; инфекционный гепатит; ботулизм; пищевые токсикоинфек- ции; грипп; дифтерия; краснуха; скарлатина; свинка (эпидемический паротит) | Получают представление о возбудителях, путях заражения, признаках и мерах профилактики наиболее распространенных инфекционных заболеваний |
ЗНАЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА (1 ч) |
||
25 | Двигательная активность — обязательное условие здорового образа жизни. Основные составляющие тренированности организма человека: сердечно-дыхательная выносливость; мышечная сила и выносливость; скоростные качества; гибкость | Расширяют представление и углубляют знания о значении двигательной активности и физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности и профилактики заболеваний. Выполняют практические задания по определению своей сердечнодыхательной выносливости, силы кисти и гибкости |
Основы военной службы (10 ч) ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — ЗАЩИТНИКИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА (6 ч) |
||
26 | История создания Вооруженных Сил России. Военная организация Московского государства (XIV—XV вв.). Военные реформы Ивана Грозного. Создание регулярной армии. Военные реформы Петра I. Военные реформы во второй половине XIX в. и в начале ХХ в. Создание Рабоче-крестьянской Красной армии | Получают представление об историческом пути Вооруженных Сил России и наиболее значимых военных реформах. Анализируют цели и содержание этих реформ |
27—29 | Организационная структура Вооруженных Сил РФ. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение. Сухопутные войска: предназначение, состав и вооружение. Военно-воздушные силы: предназначение, состав, вооружение. Военно-морской флот: предназначение и состав. Рода войск: Ракетные войска стратегического назначения, Войска воздушно-космической обороны, Воздушно-десантные войска. История их создания и предназначение. Тыл Вооруженных Сил. Специальные войска: инженерные, связи, радиационной, химической и биологической защиты. История создания, состав и предназначение | Получают представление об организационной структуре Вооруженных Сил РФ, видов ВС и родов войск, их предназначении, составе, вооружении и оснащении |
30 | Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Понятие об обороне, обороноспособности и безопасности государства. Краткое содержание Федеральных законов «Об обороне» и «О безопасности». Силы обеспечения обороны и безопасности | Получают представление о главном предназначении Вооруженных Сил РФ, силах обеспечения обороны и безопасности нашего государства. Закрепляют знание Федеральных законов «Об обороне» и «О безопасности» |
31 | Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение. Внутренние войска МВД и Войска гражданской обороны. Инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования. Задачи, возложенные на другие войска, воинские формирования и органы | Получают представление о составе и предназначении других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны |
ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ (4 ч) |
||
32 | Основные понятия о воинской обязанности. Структура и содержание воинской обязанности. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы. Приоритетность военной службы перед другими видами государственной службы и иной деятельности. Войска, органы и формирования, в которых граждане проходят военную службу. Правовые основы воинской обязанности | Получают представление о структуре и содержании воинской обязанности, о воинской службе как особом виде федеральной государственной службы |
33 | Организация воинского учета и его предназначение. Состав и задачи комиссии по постановке граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Ответственность граждан за неявку по вызову военкомата. Уважительные причины неявки по вызову военкомата | Получают представление о первоначальной постановке на воинский учет,составе и работе комиссии по постановке граждан на воинский учет. Изучают обязанности граждан по воинскому учету, уважительные причины неявки по вызову военкомата и ответственность за уклонение от исполнения воинской обязанности |
34 | Обязательная подготовка граждан к военной службе. Содержание обязательной подготовки. Задачи и организация профессионального психологического отбора. Нормативы по физической подготовке для нового пополнения воинских частей. Оценка профессиональной пригодности граждан к исполнению обязанностей в сфере военной деятельности. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Содержание добровольной подготовки. Военно-прикладные виды спорта. Задачи военных кафедр гражданских вузов. Обучение в соответствии с дополнительными образовательными программами | Изучают содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Анализируют свои показатели в учебной, общественной, спортивной и другой деятельности, определяют, какому классу воинских должностей они наиболее соответствуют. Получают представление о содержании и видах добровольной подготовки граждан к военной службе |
35 | Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет. Предварительная работа военных комиссариатов при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Категории годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования | Получают представление об организации и проведении медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет, о категориях годности к военной службе |
УЧЕБНЫЕ СБОРЫ ПО ОСНОВАМ ПОДГОТОВКИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ (35 ч) |
||
Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда. Организация караульной службы. Обязанности часового. Строевая подготовка. Огневая подготовка. Тактическая подготовка. Физическая подготовка. Военно-медицинская подготовка | Знакомятся с жизнью и бытом военнослужащих, основными образцами вооружения и военной техники. Получают представление об организации, проведении и содержании занятий по боевой подготовке |
Источник: Методические материалы по ОБЖ для 10 класса подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (10-11) (баз.)