Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Методические материалы по курсу ОБЖ | Методические материалы для основной и старшей школы | Методические материалы по ОБЖ к учебнику 11 класса | Примерное тематическое планирование изучения курса
Методические материалы по ОБЖ для 11 класса
подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой
Примерное тематическое планирование изучения курса
Номер урока | Наименование и краткое содержание тем | Основные виды учебной деятельности |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (14 ч) ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (4 ч) |
||
1 | Правила личной гигиены и здоровье. Уход за зубами, полостью рта, волосами. Некоторые понятия об очищении организма Закрепляют и углубляют знания по уходу за зубами, полостью рта и волосами. | Получают общее представление о методиках очищения организма |
2 | Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни. Психологические советы супругам по достижению взаимопонимания, сохранению любви и уважения друг к другу Расширяют представление о семье и браке, факторах, влияющих на гармонию совместной жизни супругов. | Знакомятся с психологическими рекомендациями по достижению взаимопонимания, сохранению любви и уважения в будущей семейной жизни. Анализируют примеры семейной жизни из литературных источников и фильмов. Выполняют тестовое задание о совмещении характеров |
3 | Семья в современном обществе. Законодательство о семье. Условия и порядок заключения брака. Признание брака недействительным. Расторжение брака. Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав | Изучают основные положения Семейного кодекса Российской Федерации, определяющие условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, а также отношения между членами семьи |
4 | Заболевания, передающиеся половым путем. Наиболее распространенные заболевания, передающиеся половым путем, их признаки и профилактика. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) и его профилактика. Уголовная ответственность за заражение болезнью, передающейся половым путем, и ВИЧ- инфекцией | Получают представление о возбудителях, признаках и течении основных заболеваний, передающихся половым путем. Изучают меры профилактики этих заболеваний и статьи Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за заражение венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией |
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (10 ч) |
||
5, 6 | Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Первая помощь при кровотечениях. Виды кровотечений и их характеристика. Причины и признаки кровотечений. Способы временной остановки кровотечений. Первая помощь при ранениях. Виды ран и их характеристика. Наложение различных видов повязок. Первая помощь при обширных и незначительных ранах | Расширяют представление о видах кровотечений, их причинах и признаках. Закрепляют практические умения и навыки в остановке кровотечения различными способами. Получают представление о классификации ран. Учатся правильно оказывать первую помощь при обширных ранах и незначительных ранениях, накладывать повязки на различные участки тела |
7, 8 | Первая помощь при ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах и переломах. Понятие об опорно-двигательном аппарате. Признаки ушиба, растяжения, разрыва связок и мышц, вывиха. Порядок оказания помощи при этих травмах. Виды и признаки переломов. Первая помощь при открытом и закрытом переломе. Принципы и способы иммобилизации и транспортировки пострадавших с переломами | Закрепляют знания, умения и навыки по оказанию первой помощи при повреждении опорно-двигательного аппарата |
9 | Первая помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника. Нарушения нервной системы, требующие оказания первой помощи. Причины и признаки травм головы и позвоночника, первая помощь. Признаки сотрясения головного мозга, первая помощь | Учатся оказывать первую помощь при черепно-мозговых травмах, повреждении позвоночника и сотрясении головного мозга |
10 | Первая помощь при травмах груди, живота и области таза. Пневмоторакс. Перелом ребер и грудины. Открытый, закрытый и клапанный пневмоторакс. Ушиб брюшной стенки. Повреждения и ранения живота. Переломы костей таза | Учатся оказывать первую помощь при переломе ребер, закрытом и открытом пневмотораксе, ушибе брюшной стенки, закрытых повреждениях живота с внутрибрюшным кровотечением, разрывом того или иного полого органа, ранениях живота и переломах костей таза |
11 | Первая помощь при травматическом шоке. Причины травматического шока. Первичный и вторичный шок, их признаки и развитие | Получают представление о причинах, признаках и видах травматического шока. Учатся оказывать первую помощь при травматическом шоке до приезда врача |
12 | Первая помощь при попадании в полость носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел. Признаки и порядок оказания первой помощи | Учатся оказывать первую помощь при попадании инородных тел (монеты, горошины, пуговицы, бусины, кусочки пищи) в полость носа, глотку, пищевод, верхние дыхательные пути |
13 | Первая помощь при остановке сердца. Причины и признаки остановки сердца. Определение пульса на сонной артерии. Оказание экстренной реанимационной помощи | Учатся оказывать первую помощь при остановке сердца. Закрепляют знания, умения и навыки по выполнению реанимационных мероприятий |
14 | Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Причины возникновения и симптомы острой сердечной недостаточности и инсульта. Порядок оказания первой помощи | Учатся оказывать первую помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте |
Основы военной службы (21 ч) БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ (2 ч) |
||
15 | Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества. Боевые традиции. Важнейшие боевые традиции Вооруженных Сил России. Героизм и мужество. Воинская доблесть и воинская честь | Изучают важнейшие боевые традиции Вооруженных Сил РФ. Работают с другими источниками информации, подбирая материал о боевых традициях нашего народа и армии |
16 | Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности воинских частей и подразделений. Воинские коллективы, их особенности, типы и их традиции. Войсковое товарищество и его роль в армии | Получают представление о воинских коллективах, их особенностях, типах и традициях, о влиянии войскового товарищества на сплоченность и боеспособность воинского коллектива. Работая с другими источниками информации, подбирают примеры, иллюстрирующие войсковое товарищество как боевую традицию российских воинов |
СИМВОЛЫ ВОИНСКОЙ ЧЕСТИ (4 ч) |
||
17 | Боевое знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Из истории знамени. Положение о Боевом знамени воинской части в ВС РФ. Ритуал вручения Боевого знамени Получают представление о Боевых знаменах воинских частей, ритуале их вручения и порядке хранения. | Работая с различными источниками информации, подбирают примеры, иллюстрирующие значение Боевого знамени как символа чести, доблести и славы |
18 | Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Из истории наград, орденов и медалей. Государственные награды СССР. Государственная наградная система Российской Федерации | Получают представление об истории наград, орденах и медалях дореволюционной России, Советского Союза и государственной наградной системе Российской Федерации. Беседуют со своими родственниками, награжденными государственными наградами, и узнают, за какие подвиги и заслуги они награждены |
19 | Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Структура воинских ритуалов: ритуалы боевой, учебно-боевой, повседневной деятельности. Ритуал приведения к Военной присяге (принесения обязательства). Ритуал подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации. Ритуал вручения военнослужащим вооружения, военной техники и стрелкового оружия | Получают представление о структуре воинских ритуалов и порядке проведения наиболее важных ритуалов Вооруженных Сил Российской Федерации: приведение к Военной присяге (принесения обязательства), подъем и спуск Государственного флага Российской Федерации, вручение военнослужащим вооружения, военной техники и стрелкового оружия |
20 | Дни воинской славы России. Победные дни России, установленные Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России» | Изучают материалы о днях воинской славы России. Готовят сообщения и рефераты об этих днях, в том числе и об участии в этих событиях своих родственников |
ОСОБЕННОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ (6 ч) |
||
21 | Правовые основы военной службы. Военное законодательство. Конституция Российской Федерации — база законодательства об обороне и военном строительстве. Основные законодательные акты, регулирующие вопросы воинской обязанности и военной службы. Права и свободы военнослужащих. Социальные гарантии и компенсации военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Альтернативная гражданская служба | Изучают положения Конституции и федеральных законов, регламентирующие вопросы воинской обязанности, военной службы и обороны страны |
22 | Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации — закон воинской жизни. Из истории воинских уставов России. Содержание общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации: Устава внутренней службы ВС РФ, Устава гарнизонной и караульной служб ВС РФ, Дисциплинарного устава ВС РФ, Строевого устава ВС РФ. Понятие о боевых уставах Знакомятся с историей создания российских воинских уставов. | Получают общее представление о содержании общевоинских уставов ВС РФ: Устава внутренней службы ВС РФ, Устава гарнизонной и караульной служб ВС РФ, Дисциплинарного устава ВС РФ, Строевого устава ВС РФ |
23 | Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России. История ритуала посвящения в воины. Формула торжественного обещания воинов Рабоче-крестьянской Красной армии. Военная присяга, принимаемая гражданами Российской Федерации: содержание, порядок принятия | Знакомятся с историей ритуала посвящения в воины (обряд клятвы на верность, присяга). Изучают текст Военной присяги, ее морально-нравственное и правовое значение, порядок принятия |
24 | Прохождение военной службы по призыву. Категории граждан, подлежащих призыву на военную службу. Сроки и порядок призыва. Проведение призыва. Предоставление отсрочки и освобождение от призыва. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Прохождение военной службы по контракту. Категории граждан, имеющих право заключать контракт о прохождении военной службы, и требования, предъявляемые к ним. Условия заключения контракта. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы военнослужащих, заключивших контракт | Получают представление о категориях граждан, подлежащих призыву на военную службу, сроках проведения призыва, предоставлении отсрочки и освобождения от призыва, общих, должностных и специальных обязанностях военнослужащих. Получают представление о категориях граждан, имеющих право заключать контракт о прохождении военной службы, условиях заключения контракта, сроках службы по контракту, правах и льготах военнослужащих, заключивших контракт |
25 | Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. Виды увольнения. Причины досрочного увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Предназначение и состав запаса Вооруженных Сил Российской Федерации. Разряды граждан, пребывающих в запасе. Прохождение военных сборов гражданами, состоящими в запасе. Освобождение от военных сборов. Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная форма одежды. Составы военнослужащих и воинские звания. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих Знакомятся с видами и причинами увольнения военнослужащих, предназначением и составом запаса ВС РФ, порядком прохождения военных сборов гражданами, находящимися в запасе, и причинами освобождения от сборов. | Получают представление о воинских званиях и составах, военной форме одежды и знаках различия военнослужащих ВС РФ |
26 | Права и ответственность военнослужащих. Статус военнослужащего как совокупность прав и свобод, а также обязанностей и ответственности, установленных законодательством. Дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность военнослужащих | Получают представление о правовом положении, дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности военнослужащих |
ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ— ЗАЩИТНИК СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА. ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО ВОИНА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ (5 ч) |
||
27 | Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. Патриотизм — важнейшее качество военнослужащих. Воинский долг и воинская дисциплина | Расширяют представление о патриотизме, воинском долге, воинской дисциплине. Готовят сообщения и рефераты по этой тематике |
28 | Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Содержание боевой подготовки воинов ВС РФ: тактическая подготовка, огневая подготовка, строевая подготовка, физическая подготовка, техническая подготовка, общевоинские уставы ВС РФ | Получают представление о системе боевой подготовки войск и основных предметах боевой подготовки |
29 | Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Цели воинской деятельности, ее основные виды. Основные профессионально важные качества военнослужащих некоторых видов Вооруженных Сил и родов войск. Главные общие требования к каждому военнослужащему — высокий уровень боевого мастерства, дисциплинированности и психологической подготовки | Получают представление о воинской деятельности и ее структуре, основных профессионально важных качествах военнослужащих, главных общих требованиях, предъявляемых воинской деятельностью к военнослужащим |
30 | Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Понятие о начальниках и подчиненных, единоначалии, личной дисциплинированности и ее структуре. Значение дисциплинированности в ходе воинской деятельности | Получают представление о принципе единоначалия в ВС РФ, личной дисциплинированности воина как важной социально-психологической и нравственной черте его личности |
31 | Как стать офицером Российской армии. Из истории военно-учебных заведений России. Система военного образования. Правила приема в военно-учебные заведения. Обучение в военно-учебном заведении. Международная миротворческая деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации. Участие России в мероприятиях по прекращению военных конфликтов в различных регионах. Социальные гарантии и компенсации военнослужащим за службу в «горячих» точках | Получают представление о системе военного образования Российской Федерации, информацию о военных образовательных учреждениях профессионального образования и правилах приема в них, основных направлениях миротворческой деятельности ВС РФ |
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО. ЗАЩИТА ЖЕРТВ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ (2 ч) |
||
32 | Ограничение средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве. Основные документы международного гуманитарного права. Общая защита гражданского населения. Основные типы ограничений ведения военных действий Углубляют и закрепляют знания международного гуманитарного права, полученные в основной школе. | Анализируют и сравнивают фрагменты текстов, определяют, какие положения международного гуманитарного права эти тексты иллюстрируют |
33 | Международные отличительные знаки, используемые во время военного конфликта. Правила использования эмблем красного креста, красного полумесяца и белого флага. Отличительный знак гражданской обороны и задачи гражданской обороны, предусмотренные международным гуманитарным правом. Защита культурных ценностей, установок и сооружений, содержащих опасные силы. Обозначение и предназначение нейтральной зоны | Получают представление о международных отличительных знаках, применяемых во время военных конфликтов, их назначении и порядке использования |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ (2 ч) |
||
34 | Призыв на военную службу как стрессовая ситуация. Стресс и дистресс. Как справиться со стрессом. Личность и социальная роль военного человека. Понятие о личности, социальной позиции и социальной роли военного человека. Психологические свойства в структуре личности. Направленность и мировоззрение личности. Слухи и искаженная информация. Типы, психологические закономерности распространения и мотивы слухов Получают представление о стрессе и дистрессе, социальной роли военного человека, психологических свойствах в структуре личности, распространении негативных слухов в отношении армии. | Учатся готовить себя к стрессогенной жизненной ситуации, распознавать признаки стрессового состояния и справляться со стрессом |
35 | О морально-этических качествах военнослужащих. Совесть, честь и достоинство — основные требования к личности солдата. Чувства личности и военная служба. Самовоспитание и самосовершенствование личности. Психическое саморегулирование и самоанализ. Цели и методы психического регулирования. Некоторые методы самоанализа: вечерний обзор, проработка себя, перспектива, рабочая тетрадь Получают представление о морально-этических качествах военнослужащих, путях самовоспитания и самосовершенствования личности, наиболее распространенных методиках психического саморегулирования и самоанализа. | Анализируют свои действия и впечатления, произведенные на окружающих людей в течение какого-либо дня |
Источник: Методические материалы по ОБЖ для 11 класса подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (10-11) (баз.)