Главная | Основы безопасности и защиты Родины | Методические материалы по курсу ОБЗР (ОБЖ) | Методические материалы для основной и старшей школы | Методические материалы по ОБЗР (ОБЖ) к учебнику 11 класса | Примерное тематическое планирование изучения курса
Методические материалы по ОБЗР (ОБЖ) для 11 класса
подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой
Примерное тематическое планирование изучения курса
Номер урока | Наименование и краткое содержание тем | Основные виды учебной деятельности |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (14 ч) ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (4 ч) |
||
1 | Правила личной гигиены и здоровье. Уход за зубами, полостью рта, волосами. Некоторые понятия об очищении организма Закрепляют и углубляют знания по уходу за зубами, полостью рта и волосами. | Получают общее представление о методиках очищения организма |
2 | Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни. Психологические советы супругам по достижению взаимопонимания, сохранению любви и уважения друг к другу Расширяют представление о семье и браке, факторах, влияющих на гармонию совместной жизни супругов. | Знакомятся с психологическими рекомендациями по достижению взаимопонимания, сохранению любви и уважения в будущей семейной жизни. Анализируют примеры семейной жизни из литературных источников и фильмов. Выполняют тестовое задание о совмещении характеров |
3 | Семья в современном обществе. Законодательство о семье. Условия и порядок заключения брака. Признание брака недействительным. Расторжение брака. Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав | Изучают основные положения Семейного кодекса Российской Федерации, определяющие условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, а также отношения между членами семьи |
4 | Заболевания, передающиеся половым путем. Наиболее распространенные заболевания, передающиеся половым путем, их признаки и профилактика. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) и его профилактика. Уголовная ответственность за заражение болезнью, передающейся половым путем, и ВИЧ- инфекцией | Получают представление о возбудителях, признаках и течении основных заболеваний, передающихся половым путем. Изучают меры профилактики этих заболеваний и статьи Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за заражение венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией |
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (10 ч) |
||
5, 6 | Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Первая помощь при кровотечениях. Виды кровотечений и их характеристика. Причины и признаки кровотечений. Способы временной остановки кровотечений. Первая помощь при ранениях. Виды ран и их характеристика. Наложение различных видов повязок. Первая помощь при обширных и незначительных ранах | Расширяют представление о видах кровотечений, их причинах и признаках. Закрепляют практические умения и навыки в остановке кровотечения различными способами. Получают представление о классификации ран. Учатся правильно оказывать первую помощь при обширных ранах и незначительных ранениях, накладывать повязки на различные участки тела |
7, 8 | Первая помощь при ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах и переломах. Понятие об опорно-двигательном аппарате. Признаки ушиба, растяжения, разрыва связок и мышц, вывиха. Порядок оказания помощи при этих травмах. Виды и признаки переломов. Первая помощь при открытом и закрытом переломе. Принципы и способы иммобилизации и транспортировки пострадавших с переломами | Закрепляют знания, умения и навыки по оказанию первой помощи при повреждении опорно-двигательного аппарата |
9 | Первая помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника. Нарушения нервной системы, требующие оказания первой помощи. Причины и признаки травм головы и позвоночника, первая помощь. Признаки сотрясения головного мозга, первая помощь | Учатся оказывать первую помощь при черепно-мозговых травмах, повреждении позвоночника и сотрясении головного мозга |
10 | Первая помощь при травмах груди, живота и области таза. Пневмоторакс. Перелом ребер и грудины. Открытый, закрытый и клапанный пневмоторакс. Ушиб брюшной стенки. Повреждения и ранения живота. Переломы костей таза | Учатся оказывать первую помощь при переломе ребер, закрытом и открытом пневмотораксе, ушибе брюшной стенки, закрытых повреждениях живота с внутрибрюшным кровотечением, разрывом того или иного полого органа, ранениях живота и переломах костей таза |
11 | Первая помощь при травматическом шоке. Причины травматического шока. Первичный и вторичный шок, их признаки и развитие | Получают представление о причинах, признаках и видах травматического шока. Учатся оказывать первую помощь при травматическом шоке до приезда врача |
12 | Первая помощь при попадании в полость носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел. Признаки и порядок оказания первой помощи | Учатся оказывать первую помощь при попадании инородных тел (монеты, горошины, пуговицы, бусины, кусочки пищи) в полость носа, глотку, пищевод, верхние дыхательные пути |
13 | Первая помощь при остановке сердца. Причины и признаки остановки сердца. Определение пульса на сонной артерии. Оказание экстренной реанимационной помощи | Учатся оказывать первую помощь при остановке сердца. Закрепляют знания, умения и навыки по выполнению реанимационных мероприятий |
14 | Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Причины возникновения и симптомы острой сердечной недостаточности и инсульта. Порядок оказания первой помощи | Учатся оказывать первую помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте |
Основы военной службы (21 ч) БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ (2 ч) |
||
15 | Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества. Боевые традиции. Важнейшие боевые традиции Вооруженных Сил России. Героизм и мужество. Воинская доблесть и воинская честь | Изучают важнейшие боевые традиции Вооруженных Сил РФ. Работают с другими источниками информации, подбирая материал о боевых традициях нашего народа и армии |
16 | Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности воинских частей и подразделений. Воинские коллективы, их особенности, типы и их традиции. Войсковое товарищество и его роль в армии | Получают представление о воинских коллективах, их особенностях, типах и традициях, о влиянии войскового товарищества на сплоченность и боеспособность воинского коллектива. Работая с другими источниками информации, подбирают примеры, иллюстрирующие войсковое товарищество как боевую традицию российских воинов |
СИМВОЛЫ ВОИНСКОЙ ЧЕСТИ (4 ч) |
||
17 | Боевое знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Из истории знамени. Положение о Боевом знамени воинской части в ВС РФ. Ритуал вручения Боевого знамени Получают представление о Боевых знаменах воинских частей, ритуале их вручения и порядке хранения. | Работая с различными источниками информации, подбирают примеры, иллюстрирующие значение Боевого знамени как символа чести, доблести и славы |
18 | Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Из истории наград, орденов и медалей. Государственные награды СССР. Государственная наградная система Российской Федерации | Получают представление об истории наград, орденах и медалях дореволюционной России, Советского Союза и государственной наградной системе Российской Федерации. Беседуют со своими родственниками, награжденными государственными наградами, и узнают, за какие подвиги и заслуги они награждены |
19 | Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Структура воинских ритуалов: ритуалы боевой, учебно-боевой, повседневной деятельности. Ритуал приведения к Военной присяге (принесения обязательства). Ритуал подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации. Ритуал вручения военнослужащим вооружения, военной техники и стрелкового оружия | Получают представление о структуре воинских ритуалов и порядке проведения наиболее важных ритуалов Вооруженных Сил Российской Федерации: приведение к Военной присяге (принесения обязательства), подъем и спуск Государственного флага Российской Федерации, вручение военнослужащим вооружения, военной техники и стрелкового оружия |
20 | Дни воинской славы России. Победные дни России, установленные Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России» | Изучают материалы о днях воинской славы России. Готовят сообщения и рефераты об этих днях, в том числе и об участии в этих событиях своих родственников |
ОСОБЕННОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ (6 ч) |
||
21 | Правовые основы военной службы. Военное законодательство. Конституция Российской Федерации — база законодательства об обороне и военном строительстве. Основные законодательные акты, регулирующие вопросы воинской обязанности и военной службы. Права и свободы военнослужащих. Социальные гарантии и компенсации военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Альтернативная гражданская служба | Изучают положения Конституции и федеральных законов, регламентирующие вопросы воинской обязанности, военной службы и обороны страны |
22 | Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации — закон воинской жизни. Из истории воинских уставов России. Содержание общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации: Устава внутренней службы ВС РФ, Устава гарнизонной и караульной служб ВС РФ, Дисциплинарного устава ВС РФ, Строевого устава ВС РФ. Понятие о боевых уставах Знакомятся с историей создания российских воинских уставов. | Получают общее представление о содержании общевоинских уставов ВС РФ: Устава внутренней службы ВС РФ, Устава гарнизонной и караульной служб ВС РФ, Дисциплинарного устава ВС РФ, Строевого устава ВС РФ |
23 | Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России. История ритуала посвящения в воины. Формула торжественного обещания воинов Рабоче-крестьянской Красной армии. Военная присяга, принимаемая гражданами Российской Федерации: содержание, порядок принятия | Знакомятся с историей ритуала посвящения в воины (обряд клятвы на верность, присяга). Изучают текст Военной присяги, ее морально-нравственное и правовое значение, порядок принятия |
24 | Прохождение военной службы по призыву. Категории граждан, подлежащих призыву на военную службу. Сроки и порядок призыва. Проведение призыва. Предоставление отсрочки и освобождение от призыва. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Прохождение военной службы по контракту. Категории граждан, имеющих право заключать контракт о прохождении военной службы, и требования, предъявляемые к ним. Условия заключения контракта. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы военнослужащих, заключивших контракт | Получают представление о категориях граждан, подлежащих призыву на военную службу, сроках проведения призыва, предоставлении отсрочки и освобождения от призыва, общих, должностных и специальных обязанностях военнослужащих. Получают представление о категориях граждан, имеющих право заключать контракт о прохождении военной службы, условиях заключения контракта, сроках службы по контракту, правах и льготах военнослужащих, заключивших контракт |
25 | Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. Виды увольнения. Причины досрочного увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Предназначение и состав запаса Вооруженных Сил Российской Федерации. Разряды граждан, пребывающих в запасе. Прохождение военных сборов гражданами, состоящими в запасе. Освобождение от военных сборов. Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная форма одежды. Составы военнослужащих и воинские звания. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих Знакомятся с видами и причинами увольнения военнослужащих, предназначением и составом запаса ВС РФ, порядком прохождения военных сборов гражданами, находящимися в запасе, и причинами освобождения от сборов. | Получают представление о воинских званиях и составах, военной форме одежды и знаках различия военнослужащих ВС РФ |
26 | Права и ответственность военнослужащих. Статус военнослужащего как совокупность прав и свобод, а также обязанностей и ответственности, установленных законодательством. Дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность военнослужащих | Получают представление о правовом положении, дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности военнослужащих |
ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ— ЗАЩИТНИК СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА. ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО ВОИНА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ (5 ч) |
||
27 | Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. Патриотизм — важнейшее качество военнослужащих. Воинский долг и воинская дисциплина | Расширяют представление о патриотизме, воинском долге, воинской дисциплине. Готовят сообщения и рефераты по этой тематике |
28 | Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Содержание боевой подготовки воинов ВС РФ: тактическая подготовка, огневая подготовка, строевая подготовка, физическая подготовка, техническая подготовка, общевоинские уставы ВС РФ | Получают представление о системе боевой подготовки войск и основных предметах боевой подготовки |
29 | Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Цели воинской деятельности, ее основные виды. Основные профессионально важные качества военнослужащих некоторых видов Вооруженных Сил и родов войск. Главные общие требования к каждому военнослужащему — высокий уровень боевого мастерства, дисциплинированности и психологической подготовки | Получают представление о воинской деятельности и ее структуре, основных профессионально важных качествах военнослужащих, главных общих требованиях, предъявляемых воинской деятельностью к военнослужащим |
30 | Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Понятие о начальниках и подчиненных, единоначалии, личной дисциплинированности и ее структуре. Значение дисциплинированности в ходе воинской деятельности | Получают представление о принципе единоначалия в ВС РФ, личной дисциплинированности воина как важной социально-психологической и нравственной черте его личности |
31 | Как стать офицером Российской армии. Из истории военно-учебных заведений России. Система военного образования. Правила приема в военно-учебные заведения. Обучение в военно-учебном заведении. Международная миротворческая деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации. Участие России в мероприятиях по прекращению военных конфликтов в различных регионах. Социальные гарантии и компенсации военнослужащим за службу в «горячих» точках | Получают представление о системе военного образования Российской Федерации, информацию о военных образовательных учреждениях профессионального образования и правилах приема в них, основных направлениях миротворческой деятельности ВС РФ |
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО. ЗАЩИТА ЖЕРТВ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ (2 ч) |
||
32 | Ограничение средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве. Основные документы международного гуманитарного права. Общая защита гражданского населения. Основные типы ограничений ведения военных действий Углубляют и закрепляют знания международного гуманитарного права, полученные в основной школе. | Анализируют и сравнивают фрагменты текстов, определяют, какие положения международного гуманитарного права эти тексты иллюстрируют |
33 | Международные отличительные знаки, используемые во время военного конфликта. Правила использования эмблем красного креста, красного полумесяца и белого флага. Отличительный знак гражданской обороны и задачи гражданской обороны, предусмотренные международным гуманитарным правом. Защита культурных ценностей, установок и сооружений, содержащих опасные силы. Обозначение и предназначение нейтральной зоны | Получают представление о международных отличительных знаках, применяемых во время военных конфликтов, их назначении и порядке использования |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ (2 ч) |
||
34 | Призыв на военную службу как стрессовая ситуация. Стресс и дистресс. Как справиться со стрессом. Личность и социальная роль военного человека. Понятие о личности, социальной позиции и социальной роли военного человека. Психологические свойства в структуре личности. Направленность и мировоззрение личности. Слухи и искаженная информация. Типы, психологические закономерности распространения и мотивы слухов Получают представление о стрессе и дистрессе, социальной роли военного человека, психологических свойствах в структуре личности, распространении негативных слухов в отношении армии. | Учатся готовить себя к стрессогенной жизненной ситуации, распознавать признаки стрессового состояния и справляться со стрессом |
35 | О морально-этических качествах военнослужащих. Совесть, честь и достоинство — основные требования к личности солдата. Чувства личности и военная служба. Самовоспитание и самосовершенствование личности. Психическое саморегулирование и самоанализ. Цели и методы психического регулирования. Некоторые методы самоанализа: вечерний обзор, проработка себя, перспектива, рабочая тетрадь Получают представление о морально-этических качествах военнослужащих, путях самовоспитания и самосовершенствования личности, наиболее распространенных методиках психического саморегулирования и самоанализа. | Анализируют свои действия и впечатления, произведенные на окружающих людей в течение какого-либо дня |
Источник: Методические материалы по ОБЗР (ОБЖ) для 11 класса подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЗР (ОБЖ) (10-11) (баз.)