Методические материалы по ОБЖ для 11 класса




подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой


Методические рекомендации к урокам



ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



1. Влияние выбросов автомобильного транспорта на растительность.
2. Государственные награды членов вашей семьи.
3. Изготовление макета для демонстрации поражающих факторов ядерного взрыва.
4. Изготовление подручных средств для переноски пострадавших.
5. Изготовление электрифицированного макета для демонстрации точек прижатия артерий для остановки кровотечений.
6. Изучение антропогенного воздействия на природную среду (на примере экосистем региона).
7. Изучение уровня информированности населения о потенциально опасных объектах вашего населенного пункта (района).
8. История одного из военных вузов вашего региона.
9. Психическая адаптация человека в условиях чрезвычайной ситуации.
10. Самое долговечное и надежное оружие российского солдата.
11. Способы снижения действия вредных факторов внешней среды на человека.
12. Угроза глобального экологического кризиса и пути его предотвращения.
13. Шумовое (акустическое) загрязнение и его воздействие на организм человека.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ЛИНИИ УЧЕБНИКОВ


Учебно-методические комплексы по основам безопасности жизнедеятельности
11 КЛАСС


Марков В. В., Латчук В. Н., Миронов С. К., Ванго- родский С. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник с электронным приложением. — М.: Дрофа.
Марков В. В., Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа.
Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: тетрадь для оценки качества знаний. — М.: Дрофа.
Латчук В.Н., Миронов С. К., Бурдакова Т. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: рабочая тетрадь ученика. — М.: Дрофа.

Программы, методические и учебные пособия, дидактические материалы



Латчук В. Н., Миронов С. К., Вангородский С. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—11 классы: программы. — М.: Дрофа.
Латчук В.Н., Миронов С. К., Вангородский С.Н., Ульянова М. А. Основы безопасности жизнедеятельности. 10—11 классы: рабочая программа. — М.: Дрофа.
Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—11 классы: тематическое планирование. — М.: Дрофа.
Фролов М. П. Безопасное поведение на дорогах. 5—10 классы: программы дополнительного образования. — М.: Дрофа.
Дурнев Р. А., Смирнов А. Т. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников. 5— 11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа.
Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательном учреждении: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: учебнометодическое пособие. — М.: Дрофа.
Соловьев С. С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики — главные враги здоровья человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
Харьков Н.Г. Стрелковая подготовка в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 10—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа.
Хромов Н. И. Методика проведения практических занятий по основам военной службы. 10—11 классы: учебнометодическое пособие. — М.: Дрофа.
Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10—11 классы. — М.: Дрофа.
Вольхин С. Н., Ляшко В. Г., Снегирев А. В., Щербаков В. А. Основы защиты от терроризма: учебное пособие. — М.: Дрофа.

Справочные пособия



Акимов В. А., Дурнев Р. А., Миронов С. К. Защита от чрезвычайных ситуаций. 5—11 классы: энциклопедический справочник. — М.: Дрофа.
Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность при пожарах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. — М.: Дрофа.
Латчук В.Н., Миронов С. К. Безопасность при террористических актах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. — М.: Дрофа.

Мультимедийные издания



Васьков О. А., Каранов В. К., Мирошниченко А. В. Структура Вооруженных Сил Российской Федерации: интерактивное наглядное пособие. — М.: Дрофа.

Стационарные наглядные пособия



ТАБЛИЦЫ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ («ДРОФА»)


• Гражданская оборона Российской Федерации.
• Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации.
• Средства индивидуальной защиты.
• Средства коллективной защиты.
• Личная гигиена.
• Инфекционные заболевания.
• Современные обычные средства поражения.
• Ядерное оружие.
• Химическое оружие.
• Бактериологическое оружие.

ТАБЛИЦЫ ПО ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ («ДРОФА»)


• Классификация пожаров.
• Причины пожаров в жилых и общественных зданиях.
• Признаки и поражающие факторы пожара.
• Правила поведения при пожаре в доме (квартире).
• Правила поведения при пожаре в общеобразовательном учреждении.
• Как выйти из задымленного помещения.
• Что делать, если при пожаре нельзя покинуть квартиру (помещение).
• Правила поведения при загорании телевизора.
• Правила поведения при загорании новогодней елки.
• Правила поведения в зоне лесного пожара.
• Правила безопасного тушения небольшого лесного пожара.
• Помощь человеку, на котором загорелась одежда.
• Первая медицинская помощь при термических ожогах.
• Первичные средства пожаротушения (огнетушители).
• Первичные средства пожаротушения (внутренний пожарный кран).

ТАБЛИЦЫ ПО ЗАЩИТЕ ОТ ТЕРРОРИЗМА («ДРОФА»)


• Классификация терроризма.
• Взрывоопасные предметы.
• Безопасные расстояния до взрывоопасных предметов.
• Особенности поведения и одежды террориста-смертника.
• Правила безопасного поведения при угрозе взрыва.
• Как действовать, попав после взрыва в завал.
• Как действовать, попав под обстрел.
• Как действовать, попав в заложники.
• Действия при получении угрозы.
• Психологическая помощь в ситуациях террористического характера.

ТАБЛИЦЫ О ФАКТОРАХ, РАЗРУШАЮЩИХ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА(«ДРОФА»)


• Алкоголизм.
• Наркомания.
• Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).
• Табакокурение.

ТАБЛИЦЫ ПО ОСНОВАМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ («ДРОФА»)


• Автомат Калашникова (АКМС). Назначение, боевые свойства и устройство.
• 9 мм пистолет Макарова (ПМ). Назначение, боевые свойства и устройство.
• 7,62 мм автомат Калашникова (АКМС). Неполная разборка и сборка.
• 9 мм пистолет Макарова (ПМ). Неполная разборка и сборка.
• Ручные осколочные гранаты.
• Приемы метания ручных осколочных гранат.
• Противопехотные и противотанковые мины.
• Признаки установки мин и фугасов.
• Инженерные заграждения.
• Фортификационные сооружения.

Экранно-звуковые пособия



Видеофильмы по основным темам и разделам курса ОБЖ среднего (полного) общего образования.
Аудиозаписи для проведения занятий, соревнований и праздников.
Слайды (диапозитивы) по тематике курса ОБЖ.

Технические средства обучения



Мультимедийный компьютер с пакетом программ и пособий по курсу ОБЖ.
Сканер с приставкой для сканирования слайдов.
Принтер лазерный.
Цифровая видеокамера.
Цифровая фотокамера.
Телевизор с универсальной подставкой.
Видеомагнитофон (видеоплеер).
Аудиоцентр.
Копировальный аппарат.
Диапроектор или оверхед (графопроектор). Мультимедиапроектор.
Экран на штативе или навесной.
Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет).

Учебно-практическое оборудование



Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
Штатив для карт и таблиц.
Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
Войсковые приборы химической разведки (ВПХР). Бытовые дозиметры.
Компасы.
Визирные линейки.
Транспортиры.
Бинты марлевые.
Вата гигроскопическая нестерильная.
Вата компрессная.
Воронки стеклянные.
Грелки.
Жгуты кровоостанавливающие.
Индивидуальные перевязочные пакеты.
Косынки перевязочные.
Клеенка компрессная.
Клеенка подкладочная.
Ножницы для перевязочного материала (прямые). Повязки малые стерильные.
Повязки большие стерильные.
Шприц-тюбики одноразового пользования.
Шинный материал (плотные куски картона, рейки и т. п.) длиной от 0,7 до 1,5 м.
Противогазы.
Фильтрующие и изолирующие средства защиты кожи. Респираторы.
Аптечка индивидуальная (АИ-2).
Противохимические пакеты.
Носилки санитарные.
Противопыльные тканевые маски.
Ватно-марлевые повязки.

Макеты и тренажеры



Макеты местности с потенциально опасными объектами, дорогами, водоемами, убежищами и т. п.
Макеты жилых и промышленных зданий с системами жизнеобеспечения и технологическим оборудованием.
Макеты фильтрующих и изолирующих противогазов, респираторов в разрезе.
Макеты убежищ, укрытий с основными и вспомогательными помещениями, системами жизнеобеспечения в разрезе.
Массогабаритные макеты автомата Калашникова. Тренажеры для оказания первой помощи.

Специализированная учебная мебель



Компьютерные столы.
Шкафы (ящики) для хранения карт.
Ящики для хранения таблиц.

Законодательные акты и нормативные правовые документы



Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
Закон Российской Федерации «Об образовании» (последняя редакция).
Федеральный закон «О безопасности» (последняя редакция).
Федеральный закон «Об обороне» (последняя редакция).
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (последняя редакция).
Федеральный закон «О гражданской обороне» (последняя редакция).
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (последняя редакция).
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (последняя редакция).
Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» (последняя редакция).
Федеральный закон «О пожарной безопасности» (последняя редакция).
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (последняя редакция).
Федеральный закон «О противодействии терроризму» (последняя редакция).
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (последняя редакция).
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (последняя редакция).
Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» (последняя редакция).
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» (15 февраля 2006 года № 116).
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года).
Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116).
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537).
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690).
Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (последняя редакция).
Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (последняя редакция).
Постановление Правительства Российской Федерации «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» (последняя редакция).
Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).
Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Наставление по стрелковому делу «Основы стрельбы из стрелкового оружия».
Наставление по стрелковому делу «5,45 мм автомат Калашникова (АК-74)».
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ПРИЛОЖЕНИЯМИ К УЧЕБНИКАМ И ФОРМИРОВАНИЮ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧЕНИКОВ


При работе с электронными приложениями к учебникам следует придерживаться общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. Учебная деятельность строится на основе системно-деятельностного подхода и должна способствовать формированию универсальных учебных действий, при этом виды деятельности должны соответствовать ступени образования. Ведущим видом деятельности для основной школы может быть групповое взаимодействие, значительное внимание при этом уделяется работе с информационно-поисковыми заданиями и совершенствованию навыков сбора, хранения, обработки информации, усилению интеграции знаний. У учащихся старшей школы основное внимание уделяется применению полученных знаний в проектно-учебной и исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки.

При работе с электронными приложениями к учебникам появляются дополнительные возможности для развития мыслительных и контролирующих действий, а также коммуникативных компетенций. Такая возможность обеспечивается интерактивными модулями как обучающего, так и проверочного и контролирующего характера. Работа с различными информационными ресурсами должна перемежаться бeceдами c учителем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами. Однако не следует увлекаться наглядностью, надо помнить о необходимости формирования и развития других навыков: чтения, обработки текста, развития монологической речи, в том числе и с помощью информационных мультимедийных ресурсов.

Можно предложить следующий алгоритм работы: восприятие информации, ее анализ, проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале. Учитель должен показать, как работать с информацией, сформулировать цели обучения, научить работать с информационными объектами, строить образовательные маршруты для достижения поставленных целей. Последовательность и этапы работы с учебным материалом определяются учителем и опираются на индивидуальные особенности каждого учащегося или группы.

Построение учебного занятия, на котором будут использоваться как традиционные полиграфические издания, так и интерактивные пособия, может быть следующим.

В начале занятия учитель создает мотивацию на изучение конкретной темы, обозначает учебные цели и маршруты, по которым учащиеся пойдут к их достижению. Если есть хорошо подготовленные учащиеся, а тема не очень сложная, можно применить технологию «опережающего» обучения, когда ученик по заранее определенному учителем маршруту самостоятельно знакомится с новой темой и на уроке кратко описывает изучаемый круг вопросов. Для создания мотивации работу иногда целесообразно начинать со зрительного ряда. Это могут быть иллюстрации, короткие видео- или анимационные фрагменты, слайд-шоу, задания интерактивных модулей.

Краткие сведения при необходимости фиксируются учителем на доске, а yчащимися в тетрадях. Это поможет освоить навыки конспектирования и активизирует зрительную память. Такой метод позволяет задействовать практически все органы восприятия и эффективно работать учащимся с разным типом восприятия.

Работа с материалами интерактивных пособий должна сочетаться с традиционной учебной деятельностью с информационными материалами. Например, учащиеся могут записывать в тетрадях ключевые термины, выполнять письменные задания, устно отвечать на задания учителя и т. д. Очевидно, что учащийся работает с разными источниками информации: текстом учебника, информацией иллюстративного ряда, мультимедийными объектами, что дает возможность активно использовать поисковые, исследовательские виды учебных действий.

Деятельность учащихся обязательно должна соответствовать поставленной учебной цели, которую сначала сообщает учитель, а в дальнейшем учащиеся учатся ставить самостоятельно. Это может быть знакомство с информацией, обработка информации, запоминание, использование информации при решении различных учебных задач и т. д. При работе с информационными объектами могут встретиться сложные для понимания термины. В этом случае работу с информационными источниками следует совмещать с записями в тетради и другими видами деятельности, способствующими лучшему освоению учебного материала.

После обсуждения с учителем полученных сведений ученики приступают к выполнению тренировочных заданий, определенных учителем. Учитель дает четкие инструкции по методам выполнения интерактивных заданий и при необходимости формулирует требования к оформлению результатов. Если учащиеся достаточно подготовлены, они работают с заданием самостоятельно, затем следует коллективное обсуждение результатов. Если выполнение заданий вызывает затруднения, следует разобрать способы решения, а затем предложить учащимся самостоятельно поработать с интерактивным модулем.

Если учитель считает, что изучаемый материал хорошо усвоен, можно организовать соревнование между учащимися или их группами либо применить другие игровые формы. Если ученик работает самостоятельно с учебным материалом и хорошо справляется с выполнением проверочных заданий, можно предложить дополнительные тренировочные задания.

В противном случае следует еще раз обратиться к информационным объектам, справочным материалам, образцам решений и т. д.

Формы организации учебной деятельности


Учитель выбирает необходимую образовательную траекторию, способную обеспечить визуализацию прохождения этой траектории с контрольными точками заданий различных видов: информационных, практических, контрольных. Формы организации учебной деятельности определяются видами этой деятельности, спецификой учебной группы, изучаемым материалом, учебными целями.

Возможны следующие организационные формы обучения:
• классно-урочная (изучение нового, практикум, контроль, дополнительная работа, уроки-зачеты, уроки-защиты творческих заданий); при этом используются все типы объектов; при выполнении проектных заданий поиск информации осуществляется учащимися под руководством учителя;
• индивидуальная и индивидуализированная формы работы позволяют регулировать темп продвижения в обучении каждого школьника сообразно его способностям; при работе в компьютерном классе по заранее подобранным информационным, практическим и контрольным заданиям, собранным из соответствующих объектов, формируются индивидуальные задания для учащихся;
• групповая форма предусматривает работу групп учащихся по индивидуальным заданиям; предварительно учитель формирует блоки объектов или общий блок, на основе демонстрации которых происходит обсуждение в группах общей проблемы либо (при наличии компьютерного класса) мини-задач, которые являются составной частью общей учебной задачи;
• внеклассная, исследовательская, кружковая;
• самостоятельная работах учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и умений практического применения приобретенных знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.

Дидактические модели проведения уроков


Конструирование урока с применением электронных приложений к учебникам требует соблюдения ряда дидактических и научных принципов.

Среди них наиболее существенными можно считать принципы системности, информативности, индивидуализации обучения, генерализации информации (систематизация информации, вычленение главных информационных блоков, законов, понятий).

Подготовка учителя к уроку с использованием интерактивных наглядных пособий начинается с постановки целей учебного занятия. На этом этапе важно определить дидактические цели и ожидаемые результаты. Результатами могут быть формирование, закрепление, обобщение знаний, умений, навыков, контроль знаний и т. д. На следующем этапе необходимо выбрать форму урока (урок-исследование, проблемный урок, урок контроля, практическое занятие и т. д.). При этом учитель должен ознакомиться с мультимедийными объектами, входящими в состав интерактивных наглядных пособий, для подборки материалов по изучаемой теме в соответствии с выбранными методами проведения урока, контингентом обучаемых, дидактическими приемами, используемыми на уроке.

Выбираются объекты:
• для сопровождения объяснения;
• для формирования логических цепочек;
• для создания собственных информационных объектов;
• для подборки практических, тестовых и контрольных заданий;
• для подготовки собственного блока контрольных.

В дальнейшем проводится структурирование подобранных материалов, а при необходимости создается учебная презентация.

Заключительным этапом подготовки к уроку является структурирование элементов занятия, здесь происходит детализация этапов применения информационных объектов, определяется длительность этих этапов, формы контрольных и практических занятий. Таким образом формируется план урока, который включает следующие этапы: актуализация знаний, изучение нового и закрепление изученного материала, контроль знаний, формулировка заданий для самостоятельного изучения, постановка перспективных целей дальнейшего обучения — определение «горизонта» обучения.

Источник: Методические материалы по ОБЖ для 10 класса подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (10-11) (баз.)






Наверх