Организация и проведение уроков в 5–9 классах






Рекомендации по проведению учителем самоанализа урока ОБЖ


Эффективность организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ, в ходе которой у них происходит формирование знаний, умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности, зависит не только от тщательного проектирования учителем уроков, но и от систематического проведения им самоанализа учебного занятия.

Качество и результативность каждого урока ОБЖ во многом зависят от умения учителя анализировать свои ошибки и удачи. Анализ, который проводит учитель ОБЖ после проведения урока, служит определенным стартом к следующему занятию, являясь тем самым связующим звеном между уроками. От осознанности и объективности анализа, от тщательного разбора урока в соответствии с основными требованиями зависят качество и результативность дальнейших занятий, их совершенство и, следовательно, прочность и осознанность знаний и умений учащихся.

Проводя самоанализ учебного занятия, педагог оценивает как собственную деятельность, так и учебно-познавательную деятельность школьников, анализирует наиболее удачные и неудачные моменты, причины их возникновения, сопоставляет полученные на уроке результаты с проектируемыми. В результате дальнейшее проектирование учителем урока ОБЖ становится более совершенным, тщательным, не повторяются ошибки, допущенные на предыдущем уроке. Главное, чтобы самоанализ урока, как один из элементов педагогического творчества, учитель осуществлял сразу после учебного занятия, под влиянием свежих впечатлений.

Проведение учителем анализа урока ОБЖ невозможно без сформированности у него определенных умений, используемых им на уроке, во время учебно-воспитательного процесса. В качестве таких умений можно отметить:

• умение увидеть подготовленность к уроку класса в целом и каждого ученика в отдельности;
• умение наблюдать за дисциплиной в течение урока;
• умение следить за реакцией детей на свои предложения, замечания;
• умение замечать психофизическое состояние учащихся;
• умение постоянно держать весь класс в поле зрения;
• умение внимательно, не перебивая, слушать ответы учащихся;
• умение настроить учащихся на активное слушание, диалог;
• умение видеть черты, свойственные отдельным учащимся: особенности поведения, речи, способности, интересы и пр.;
• умение замечать особенности учебно-познавательной деятельности класса в целом, его отдельных групп и учеников;
• умение организовать индивидуальный подход к каждому учащемуся в соответствии с его возможностями;
• умение наблюдать за своим поведением на уроке (речь, движения);
• умение видеть взаимосвязь своей деятельности с учебно-познавательной деятельностью учащихся;
• умение оперативно в случае необходимости вносить в проект урока коррективы, направленные на улучшение результатов;
• умение наблюдать за ходом урока.

Для проведения самоанализа урока ОБЖ учитель может пользоваться приводимыми ниже вопросами, ответы на которые помогут ему в будущем избежать многих ошибок в своей профессиональной деятельности. Перечень вопросов, на которые учителю ОБЖ рекомендуется отвечать как самому себе, так и эксперту (администратор, другой учитель, студент), посещавшему урок, не является исчерпывающим. В данный перечень могут быть добавлены и другие вопросы, которые позволят более подробно проанализировать какой-либо из аспектов урока (содержание урока, работа учащихся на уроке и пр.).

Вопросы для учителя, необходимые для проведения самоанализа урока ОБЖ

1) В чем заключается замысел урока?

2) Как осуществлялась подготовка урока: учителем самостоятельно или с привлечением учащихся?

3) Какое место данный урок занимает в теме, разделе, курсе?

4) Какова связь урока с предыдущими уроками? Как она осуществлялась?

5) В чем значение урока для дальнейших уроков по теме (следующих тем, разделов программы)?

6) Как данный урок связан с другими учебными дисциплинами?

7) Были ли учтены на уроке требования программы ОБЖ?

8) Каков тип урока и в чем целесообразность его выбора?

9) Какова структура урока и соответствует ли она выбранному типу?

10) Соответствует ли выбранный тип урока основной дидактической цели?

11) Какие учебные задачи ставились к уроку?

12) Какие воспитательные задачи решались на уроке и каким образом?

13) В чем значение данного урока для формирования у школьников элементов культуры безопасной жизнедеятельности?

14) Как были учтены особенности содержания урока при выборе форм, методов и средств обучения?

15) Были ли учтены индивидуальные особенности учащихся на этапе проектирования урока?

16) Были ли созданы условия для развития индивидуальности школьников? Как это реализовалось на уроке?

17) Каким образом осуществлялось управление учебно-познавательной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками)?

18) Как была организована самостоятельная работа учащихся?

19) Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся на уроке?

20) Каким образом было организовано формирование и стимулирование субъектной позиции школьников?

21) Как осуществлялось общение учителя с учащимися на уроке? Осуществлялась ли на уроке обратная связь?

22) Какие условия были созданы для проведения урока:

• учебно-материальные;
• психологические;
• санитарно-гигиенические;
• эстетические;
• временные (как осуществлялась экономия времени)?

23) Были ли на уроке отклонения (или усовершенствования) по отношению к разработанному проекту? Если да, то какие? Почему в них возникла необходимость? К чему привели эти отклонения и усовершенствования?

24) Удалось ли решить на должном уровне поставленные задачи урока и избежать при этом перегрузки учащихся?

25) В чем главные причины успехов и недостатков проведенного урока?

26) Что в проведенном уроке можно было бы изменить в целях его улучшения?

27) Какова общая самооценка урока педагогом?

Источник: Линия УМК Латчука. 5–9 классы. Автор материала Михайлов А. А.
https://drofa-ventana.ru/material/organizaciya-i-provedenie-urokov-5-9-klassy/






Наверх