Методические рекомендации по организации и проведению дня защиты детей в общеобразовательных организациях






1. Общие положения


В системе подготовки учащихся по основам безопасности  жизнедеятельности   важное   значение   имеет хорошая организация  Дня защиты  детей  (ДЗД), который ежегодно проводится в общеобразовательных  организациях.  Одновременно ДЗД является объектовой тренировкой по  гражданской обороне. При этом  отрабатываются разделы Плана гражданской  обороны и действий по предупреждению   и  ликвидации  чрезвычайных ситуаций (ЧС) в мирное время. ДЗД организуется и проводится руководством образовательной организации  во главе с директором — начальником гражданской обороны школы.

Практическая  направленность и  соревновательный характер мероприятий Дня защиты детей способствует формированию у учащихся навыков распознавания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, нахождения способов защиты от  них, безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе, выработке умения защищать свою жизнь и здоровье, оказывать самои взаимопомощь. Вместе с тем  День защиты детей призван способствовать развитию Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности».

2. Цели и задачи дня защиты детей


Основными целями и задачами Дня защиты детей являются:

• всесторонняя проверка готовности образовательной организации  к  проведению мероприятий по обеспечению безопасности персонала и учащейся молодежи в ЧС и по ГО;
• выработка у руководящего состава образовательной организации практических навыков оперативного принятия обоснованных решений и умения осуществлять управление мероприятиями по защите учащихся и персонала в ЧС;
•  совершенствование учащимися теоретических знаний, полученных в процессе обучения по  курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;
•  воспитание у учащихся уверенности в эффективности мероприятий ГО и убежденности в необходимости принимать в них участие;
•  формирование  и   развитие  у  преподавателей и   учащихся  высоких  морально-психологических качеств, и в первую очередь сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
•  пропаганда передового опыта организации и  осуществления  учебного процесса по  курсу ОБЖ и   методического мастерства  учителей,  преподающих этот  предмет, а  также Всероссийского детскоюношеского движения «Школа безопасности».  

3. Планирование подготовки и проведения дня защиты детей


Успех проведения ДЗД во многом зависит от его заблаговременной подготовки, правильного распределения обязанностей между организаторами, четкого руководства и качества разработки документов по его проведению.

К руководящему составу образовательной организации относятся: начальник гражданской обороны  — директор, его  заместители, начальник штаба ГО и  командно-начальствующий  состав (КНС)  формирований (там, где они созданы).

За  месяц до ДЗД целесообразно провести командно-штабное учение (КШУ) с целью выработки у руководящего состава навыков проведения мероприятий в области защиты от  ЧС  и  по  ГО,  подготовки органов  управления  образовательной  организации к выполнению поставленных задач.

Командно-штабное  учение  может  проводиться в виде  служебного совещания или педагогического совета.

При выборе темы КШУ необходимо учитывать специфику образовательного учреждения,  возможность возникновения  различных  ЧС  природного и техногенного характера, а также руководствоваться рекомендациями  территориальных  органов по  делам  ГОЧС и управлений образованием.

Лучшее время для проведения ДЗД — март—май. К этому периоду завершается изучение учащимися программы курса ОБЖ. По  срокам ДЗД должен совпадать со  временем проведения плановой ежегодной объектовой тренировки.

Организованное   и   содержательное   проведение ДЗД невозможно без тщательного и продуманного планирования всего  комплекса мероприятий. Необходимые документы разрабатываются  штабом ГО под руководством директора с привлечением актива образовательной организации.

Основные мероприятия ДЗД планируются как общие для всего  личного состава образовательной организации, так и раздельные — дифференцированно для постоянного состава и учащихся по возрастным группам.

На  подготовку ДЗД следует отводить не менее месяца. В этот  период штаб ГО образовательной организации активизирует пропаганду курса ОБЖ, используя при  этом  устные выступления, стенную печать, теле и  радиоузел,  учебные видео и  кинофильмы. Обновляется наглядная агитация, оборудуются тематические выставки.

Проводится работа, направленная на  повышение качества подготовки постоянного состава, совершенствование обучения учащихся.

В подготовительный период целесообразно провести педагогический совет, на котором рассмотреть состояние ГО,  определить конкретные задачи и назначить ответственных за  подготовку и  проведение всех  мероприятий, а также содержание и объем разрабатываемых документов.

К этим документам относятся:

•  приказ начальника ГО образовательной организации «О подготовке и проведении ДЗД»;
•  план проведения ДЗД.

Узловые вопросы подготовительной работы должны   постоянно находиться  в  поле   зрения директора  — начальника ГО образовательной организации. По его инициативе усилиями педагогов и учащихся в образовательной организации совершенствуется учебно-материальная база  (УМБ). Посильное участие  в  этом  могут принимать родители и  шефские организации.

Основными практическими мероприятиями, проводимыми в День защиты детей, могут быть:

•  сбор руководящего состава;
•  учебные эвакуационные мероприятия;
•  действия по  сигналу оповещения «Внимание всем!» и  информации о  радиоактивном заражении местности, заражении аварийно химически опасными  веществами, о  возникновении стихийного бедствия, угрозе взрыва и т. д.;
•  герметизация помещений;
•  изготовление простейших средств защиты органов дыхания  и  тренировки  в  приспособлении повседневной одежды к защите от  радиоактивной пыли и аварийно химически опасных веществ;
•  открытые и показательные занятия;
•  мероприятия по  военно-патриотическому воспитанию учащихся;
•  встречи  с   ветеранами  войны,  работниками на  Чернобыльской АЭС  и  последствий землетрясений в Армении, Нефтегорске, представителями аварийных и поисково-спасательных служб и т. д.;
•  тренировки в работе с приборами РХР и дозиметрического контроля;
•  тренировки по  оказанию первой самои взаимопомощи;
•  викторины, соревнования по  прикладным видам   физической  культуры,  спортивные эстафеты, военно-спортивные игры, походы и т. д.  

Всех  учащихся в процессе подготовки целесообразно разделить на  три  возрастные группы (1—4, 5—9, 10—11 классы) и своевременно довести до каждой перечень мероприятий, в которых данная группа участвует, их содержание, место и время проведения.

Мероприятия для первой возрастной группы:
 
• викторина  «Условия безопасного поведения учащихся»;
•  тренировки по разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях».  

Мероприятия для второй возрастной группы:
 
•  викторина по разделу «Безопасность и защита человека в ЧС»;
• показательное практическое занятие по действиям учащихся в ЧС;
•  соревнование по оказанию первой помощи.

Мероприятия для третьей возрастной группы:

•  открытые и показательные уроки по разделам «Безопасность и защита человека в ЧС»  и «Основы военной службы» курса ОБЖ;
•  соревнования по оказанию первой помощи;
•  соревнования по прикладной физической культуре.  

С учетом местных условий и возможностей образовательной организации могут проводиться и  другие мероприятия.

Подход к организации мероприятий для каждой возрастной группы должен носить дифференцированный характер.

Главными условиями успешного проведения ДЗД являются:

•  разнообразие форм и методов проведения мероприятий, создание атмосферы праздника;
•  максимальное насыщение практическими мероприятиями, состязательный характер;
•  борьба за  право называться  лучшим классом (группой) по курсу ОБЖ;
•  правильный выбор времени (все запланированные  мероприятия должны проводиться без  нарушения учебного процесса в часы плановой объектовой тренировки);
•  при   проведении мероприятий  ДЗД предусматриваются необходимые меры по обеспечению безопасности учащихся и медицинский контроль.  

4. Организация и методика проведения дня защиты детей


День защиты детей целесообразно начинать со сбора  руководящего состава образовательной организации до  начала  занятий  первой смены. При этом   директор доводит порядок проведения ДЗД, заслушивает доклады своих заместителей о готовности  постоянного состава и  учащихся к проведению мероприятий, предусмотренных планом.

Для введения в обстановку преподавателей (классных руководителей) и постановки задач используются перемены между занятиями.

Учащиеся получают информацию о мероприятиях ДЗД от преподавателей или через радиоузел.

Открытие ДЗД обычно проводится до начала первого  урока и начинается торжественной линейкой (если ее организовать невозможно, то организуется радиолинейка, а общешкольный сбор  проводится на большой перемене или после занятий первой смены).

Руководящий  состав образовательной организации действует от  начала и  до  конца мероприятия, отрабатывая  все   вопросы,  предусмотренные  планом.

Весь   личный  состав образовательной  организации (педагогический состав, технический персонал, учащиеся) активно участвует во  всех  основных мероприятиях.

Важное значение  в  мероприятиях  ДЗД должно быть отведено отработке действий персонала и учащихся по  предупредительному сигналу «Внимание всем!» и последующим речевым информациям. Подача  сигнала  «Внимание  всем!» осуществляется  в зависимости от  технического оснащения образовательной организации (радиоузел, прерывистые сигналы электрозвонка и т. п.). При этом  руководство образовательной  организации   осуществляет  контроль за прохождением учебного сигнала и его своевременным  доведением  до   исполнителей.  Сигнал «Внимание  всем!» целесообразно подавать  при   отработке одного из  разделов Плана ГО и действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время, например проведения эвакомероприятий.

В течение дня в образовательной организации во всех  классах (группах) проводятся занятия согласно общему расписанию. Викторины. По  своему содержанию  они   должны  быть тематическими. Все вопросы викторины не должны превышать объема программы для соответствующего класса (группы). Для ее проведения назначается жюри из трех человек (учитель, медицинский работник, активист-старшеклассник), а класс (группа)  делится на  команды. По  окончании викторины объявляются команды - победительницы, им  вручают призы, памятные подарки, сувениры, грамоты.

Открытые уроки. Занятия по ОБЖ в третьей возрастной группе в этот  день  проводятся открытыми.

На  них, как правило, присутствуют работники органов  управления образованием и гражданской обороны, приглашенные гости. Уроки ведут опытные преподаватели, прошедшие подготовку в учебно-методическом центре ГОЧС.

Тренировки по разделу «Безопасность и защита человека в ЧС». Такие тренировки проводятся с учащимися первой возрастной группы на уроках, предусмотренных расписанием, или во  внеурочное время методом практических занятий. На  тренировках под руководством преподавателей учащимися отрабатываются вопросы пользования простейшими средствами  защиты органов дыхания, и у них принимаются зачеты. Организуется изготовление ватно-марлевых повязок. Учащиеся третьей возрастной группы сдают нормативы ГО в соответствии с программой.

Соревнования по  оказанию первой помощи позволяют закрепить приобретенные теоретические навыки. Они  проводятся, как правило, во  внеурочное время. Для учащихся третьей возрастной группы устанавливаются следующие этапы: оказание первой помощи при различных видах травм; оказание первой помощи при  массовых поражениях; оказание помощи утопающему; оказание первой помощи при  ожогах, обморожениях, солнечных и тепловых ударах.

Соревнования по прикладной физической культуре составляют основное содержание мероприятий по военно-патриотическому воспитанию и развитию общей выносливости у учащихся. Во внеурочное время проводится комбинированная эстафета с включением различных упражнений из программы ОБЖ.

Во  внеурочное время могут проводиться смотры художественной   самодеятельности,   строевой  песни, тематические встречи, мероприятия по  военнопатриотическому воспитанию учащихся.

Заканчивается  День защиты  детей подведением итогов, которое целесообразно проводить раздельно: с учащимися младших классов (групп) после завершения  намеченных для  проведения с  ними мероприятий; с учащимися средних и  старших классов (групп) после выполнения всего  плана мероприятий ДЗД; с педагогическим коллективом и техническим персоналом в конце рабочего дня с заслушиванием ответственных должностных лиц, разбором и анализом ошибок и недостатков, допущенных в ходе  ДЗД, поощрением отличившихся.

Данные рекомендации следует применять в качестве  одного из  примерных вариантов организации и проведения ДЗД.

5. Примерное содержание приказа директора общеобразовательной организации  о подготовке и проведении дня защиты детей


Приказ директора
(наименование общеобразовательной организации)
«_____» 20_____г. №______ г. Москва
 

О подготовке и проведении Дня защиты детей в (наименование общеобразовательной организации)

  Приказ состоит из констатирующей и распорядительной частей.

В констатирующей части необходимо отразить:

•  срок проведения планируемой тренировки;
•  тему тренировки;
•  цели тренировки для всех  групп участников;
•  место (район) проведения тренировки.

В распорядительной части указывают:
•  руководителя  тренировки,   его   заместителя, помощников и посредников;
•  состав участников тренировки;
•  порядок подготовки к тренировке по  категориям и  возрастным группам: проведение педсовета (служебного совещания), изучение руководящих документов, определение вопросов, подлежащих отработке, разработка необходимых документов, подготовка учащихся — изучение тем, подлежащих отработке, изучение инструкции по мерам безопасности и т. д.;
•  объем работ по  подготовке учебно-материальной базы и сроки их выполнения;
•  материально-техническое и  медицинское обеспечение тренировки;
•  состав общей комиссии, жюри;
•  срок готовности к тренировке.  

ДИРЕКТОР
(подпись)

Примерный план подготовки и проведения дня защиты детей



Примерный план подготовки и проведения дня защиты детей

«________» 20_________г. в _______________ округа (города, района)

Проводимые мероприятия Время и место проведения Кто проводит Отметка о выполнении
Подготовительный период
Изучение с администрацией образовательной организации, учителями младших классов и классными руководителями нормативных и правовых документов, действующих в области защиты от ЧС. Директор
Рассмотрение на педагогическом совете (служебном совещании) вопроса о задачах педколлектива по подготовке к проведению Дня защиты детей. Распределение функциональных обязанностей. Директор и его заместители
Определение состава участников и гостей, привлеченных и приглашенных для подготовки и проведения (участия) Дня защиты детей. Директор и его заместители
Разработка необходимого перечня документов по организации и проведению Дня защиты детей (частные планы, протоколы соревнований, инструкции по технике безопасности и т. п.). Ответственные должностные лица
Отработка порядка и последовательности проведения Дня защиты детей с руководящим составом. Директор
Организация и осуществление контроля за качеством занятий по ОБЖ. Директор, зав. учебной частью Учитель ОБЖ, физрук
Организация и проведение занятий и тренировок по отработке практических этапов Дня защиты детей. Директор, зав. учебной частью Учитель ОБЖ, физрук
Организация в школьной библиотеке выставки военно-патриотической литературы. Зав. библиотекой
Организация смотра-конкурса строевой песни. Ответственные долж. лица
Обновление наглядной агитации, уголка гражданской обороны, стендов, посвященных Дню  защиты детей. Ответственные долж. лица
Подготовка мест  проведения практических мероприятий Дня защиты детей (спортзал, стадион, актовый зал  и т. п.). Подготовка технических средств (радиоузел, компьютерный класс и т. п.). Ответственные долж. лица
Приобретение необходимого количества расходного материала Зав. хозяйственной частью
Проведение дня защиты детей
Сбор руководящего состава, доведение плана проведения Дня защиты детей, заслушивание докладов о готовности постоянного состава и учащихся к проведению мероприятий. Директор
Торжественное открытие Дня защиты детей, проведение общешкольной линейки (сбора) с участием представителей воинских частей, ГОЧС и управления образованием, ветеранов войны и труда. Директор и его заместители
Показательный урок по разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях». Учитель ОБЖ
Подача сигнала оповещения «Внимание всем!» (радиоузел, прерывистые сигналы электрозвонка и т. п.) и передача информации (о радиационном заражении местности, заражении местности ОВ, о возникновении стихийного бедствия, угрозе взрыва и т. д.). Руководящий состав
Проведение эвакуационных мероприятий. Председатель эвакокомиссии
Изготовление простейших средств индивидуальной защиты органов дыхания (1—8 классы на уроках труда и технологии). Учителя (классные руководители) Учитель ОБЖ
Осмотр выставки «Гражданская оборона» и выставки технического творчества учащихся 5—11 классов. Ответственный учитель
Проведение викторины «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях» (1—4 классы). Ответственный учитель
Проведение тренировок по надеванию противогазов и простейших средств защиты (5—6 классы). Учителя (классные руководители)
Комбинированная эстафета с выполнением различных упражнений ОБЖ (9—11 классы). Учитель ОБЖ, физрук
Проведение смотра-конкурса строевой песни и художественной самодеятельности (5—11 классы) Судейская коллегия
Подведение итогов
Сбор педагогического состава для подведения итогов Дня защиты детей. Директор и его заместители
Заслушивание ответственных должностных лиц. Подведение итогов Дня защиты детей. Директор
Определение победителей. Директор и его заместители
Объявление приказа директора образовательной организации об итогах Дня защиты детей на общем построении. Зам. директора по безопасности
Вручение призов, памятных подарков победителям соревнований Директор


Примерные темы командно‑штабных учений и практических мероприятий в день защиты детей, рекомендуемые для общеобразовательных организаций



Командно‑штабные учения

1. Работа руководства образовательной организации при угрозе взрыва.

2. Работа руководства образовательной организации по эвакуации персонала и учащихся в указанный район.

3. Работа руководства образовательной организации по определению роли и места учителя (преподавателя) в деле защиты жизни и здоровья учащихся при возникновении ЧС.

4. Изучение, уточнение и корректировка функциональных обязанностей руководящего состава образовательной организации при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

5. Работа руководящего состава образовательной организации при возникновении пожара.

6. Работа руководящего состава образовательной организации по эвакуации персонала и учащихся при аварии на химически опасном объекте.

День защиты детей

1. Действия персонала и учащихся образовательной организации при угрозе взрыва.

2. Действия персонала и учащихся образовательной организации при возникновении пожара.

3. Действия персонала и учащихся образовательной организации по эвакуации при аварии на химически опасном объекте.

4. Организация и проведение эвакомероприятий при возникновении чрезвычайной ситуации.

5. Действия руководящего состава, учителей и учащихся образовательной организации при обнаружении заражения местности и здания химическими веществами.

6. Обеспечение безопасности жизнедеятельности персонала и учащихся образовательной организации в условиях видоизмененной и зараженной природной среды.

7. Действия персонала и учащихся при угрозе и возникновении стихийных бедствий.

8. Действия руководящего состава, персонала и учащихся старших классов общеобразовательной организации по организации и проведению аварийно‑спасательных и других неотложных работ.

Источник: Методическое пособие к учебнику С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука, В.В. Маркова «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» / А.Г. Маслов, С.К. Миронов. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 125, [2] с. : ил.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)






Наверх