Методические материалы по ОБЖ




к учебнику 6 класса А.Г. Маслова, В.В. Маркова, В.Н. Латчука, М. И. Кузнецова


Примерное тематическое планирование изучения курса


Тема Краткое содержание темы Характеристика основных видов учебной деятельности

Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч)

Экстремальные ситуации в природных условиях (18 ч)

Основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях, 1 ч Понятие о стихийном бедствии и экстремальной ситуации. Основные виды экстремальных ситуаций в природе и их причины. Смена климатогеографических условий. Резкое изменение природных условий. Заболевания или повреждения организма, требующие оказания экстренной помощи. Понятие о вынужденном автономном существовании. Причины вынужденного автономного существования (потеря ориентировки на местности, потеря группы, авария транспортных средств) Получают представление о стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в природных условиях и их причинах
Факторы и стрессоры выживания в природных условиях, 1 ч Понятие о факторах выживания в природных условиях (личностные, природные, материальные, постприродные) и их характеристика. Стрессоры выживания в природных условиях (страх, одиночество, уныние, голод, холод, жара, жажда, физическая боль, переутомление) и их влияние на организм человека. Способы преодоления стрессоров выживания. Преодоление стрессового состояния Получают представление о факторах и стрессорах выживания. Учатся преодолевать стрессоры выживания
Психологические основы выживания в природных условиях, 2 ч Психическое состояние человека при выживании в природных условиях. Понятие о психических познавательных процессах (внимание, ощущение и восприятие, память и мышление, воображение), их характеристика. Управление психическими познавательными процессами в экстремальных ситуациях. Психологическая установка на выживание в условиях природной среды и ее элементы Получают представление о психических познавательных процессах. Учатся управлять психическими познавательными процессами в экстремальных условиях и вырабатывать у себя психологическую установку на выживание
Страх — главный психологический враг, 1 ч Понятие о страхе и паническом поведении, их характеристика. Основные причины страха. Развитие черт характера, позволяющих преодолевать страх и выживать в сложных условиях. Роль волевых качеств человека в преодолении страха. Рекомендации по формированию волевых качеств Получают представление о страхе и паническом поведении. Приобретают навыки по формированию волевых качеств, необходимых для преодоления страха
Подготовка к походу и поведение в природных условиях, 1 ч Подготовка к походу (путешествию) — важный этап обеспечения безопасности. Формирование туристской группы. Выбор руководителя туристской группы и его обязанности. Определение целей и задач похода. Сбор сведений и изучение местности. Разработка маршрута. Приобретение продуктов питания. Подбор личного и группового туристского снаряжения, общие требования к нему. Правила безопасного поведения в природных условиях Приобретают навыки, связанные с подготовкой к походу. Учатся правильно выполнять правила безопасности в природных условиях
Надежные одежда и обувь — важное условие безопасности, 1 ч Требования к одежде и обуви. Выбор и подготовка одежды и обуви. Правила ухода за одеждой и обувью в условиях природной среды. Способы проветривания и просушивания одежды и обуви. Особенности пользования одеждой и обувью в зимнее время Учатся подбирать одежду и обувь для похода и правильно ухаживать за ними в походных условиях
Поведение в экстремальной ситуации в природных условиях, 1 ч Правила поведения в экстремальных ситуациях в условиях природной среды. Первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспортных средств и попавших в экстремальные условия на природе. Варианты выбора решения. Правила оборудования аварийного лагеря и действия членов группы при ожидании помощи на месте происшествия Изучают правила поведения в экстремальных ситуациях в природной среде
Действия при потере ориентировки, 1 ч Потеря ориентировки как наиболее распространенная экстремальная ситуация в природе. Правила определения направления выхода. Определение примерного расстояния до источников звука и света. Определение направления выхода в ситуации, когда человек заблудился и не может найти свои следы. Правила поведения в случае отставания от группы. Особенности определения направления выхода в зимнее время Учатся правильно действовать при потере ориентировки и отставании от группы
Способы ориентирования и определение направления движения, 2 ч Понятие об ориентировании. Определение направления на север: по собственной тени, по тени от шеста, с помощью часов, по Полярной звезде. Способы определения сторон света на местности. Правила ориентирования по компасу, по местным предметам и приметам. Движение по азимуту. Коррекция курса движения замыкающим. Правила передвижения по выбранным ориентирам Учатся определять стороны света различными способами и двигаться по азимуту
Техника движения в природных условиях, 1 ч Техника передвижения в лесной местности. Техника передвижения в горной местности. Правила и техника переправы через водоемы и преодоления болот. Особенности передвижения в лесу зимой без лыж. Правила безопасного передвижения по руслам замерзших рек Знакомятся с техникой передвижения по различной местности, переправы через водоемы и преодоления болот
Сооружение временного жилища, добывание и использование огня, 1 ч Основные требования, предъявляемые к месту сооружения временного жилища. Виды и способы сооружения временных жилищ в летнее время (шалаш, навес и др.). Виды и способы сооружения временных жилищ в горах. Виды и способы сооружения временных жилищ зимой (снежный домик и́глу, траншея в снегу, снежная пещера и др.). Выбор места и правила разведения костра. Особенности разведения костра в ненастную погоду и в зимнее время. Соблюдение мер пожарной безопасности. Виды костров, их назначение. Способы добывания огня в условиях вынужденного автономного существования. Способы сохранения огня Получают представление о видах временных жилищ и способах их возведения. Учатся выбирать место для костра, добывать огонь и разводить костер, соблюдая правила пожарной безопасности
Обеспечение питанием и водой, 1 ч Правила обеспечения водой и питанием. Способы сохранения работоспособности при отсутствии пищи и воды в условиях вынужденного автономного существования. Обеспечение питанием из резервов природы при отсутствии продуктов питания. Съедобные растения, насекомые, животные. Правила поиска и сбора растительной пищи. Меры безопасности при употреблении растительной пищи. Обеспечение водой из водоемов, а также добытой из снега, льда. Способы добывания воды, ее очистка и обеззараживание в условиях вынужденного автономного существования Получают представление и навыки добывания воды и пищи в условиях автономного существования
Поиск и приготовление пищи, 1 ч Правила использования съедобных растений в пищу. Способы кипячения воды и приготовления растительной пищи при отсутствии посуды. Способы и средства для приготовления пищи в полевых условиях. Охота и рыбалка. Изготовление средств для рыбалки из подручных материалов. Основные правила рыбалки. Особенности приготовления на костре рыбы и мелких животных Приобретают знания и получают навыки приготовления пищи в полевых условиях
Особенности лыжных, водных и велосипедных походов, 1 ч Опасные факторы природной среды, воздействующие на участника лыжного похода. Подготовка к лыжному походу. Требования к одежде, обуви и снаряжению. Основные правила передвижения в лыжном походе. Средства передвижения, используемые в водных походах. Основные правила безопасности при организации и проведении водных походов. Подготовка к лыжному походу. Состав туристской группы. Средства обеспечения безопасности. Выбор велосипеда для похода. Требования к одежде, обуви и снаряжению. Основные правила передвижения в велосипедном походе Знакомятся с правилами организации, проведения и безопасности лыжных, водных и велосипедных походов
Безопасность на водоемах, 1 ч Правила безопасного поведения и купания на водоемах в летнее время. Правила безопасного поведения на водоемах зимой. Правила безопасного поведения при передвижении по льду водоемов. Действия человека, провалившегося под лед Изучают правила безопасного поведения на водоемах летом и зимой
Сигналы бедствия, 1 ч Сигналы бедствия в условиях вынужденного автономного существования. Способы подачи сигналов бедствия. Сигнальные костры. Специальные знаки международной кодовой таблицы сигналов. Использование подручных средств для подачи сигналов бедствия. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств (одинарного и двойного сигнальных зеркал) Изучают правила передачи сигналов бедствия. Получают практические навыки в изготовлении и применении простейших сигнальных средств

Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме (2 ч)

Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и выездном туризме, 1 ч Понятие о дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме. Понятие о безопасности в туризме. Факторы, влияющие на безопасность внутреннего и выездного туризма. Правила поведения туриста в зарубежных поездках. Уважение к религии, обычаям и традициям местного населения Получают представление о факторах, влияющих на безопасность туризма. Изучают правила безопасного поведения туристов в зарубежных и внутренних поездках
Акклиматизация в различных природноклиматиче ских условиях, 1 ч Смена климатогеографических условий. Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Основные принципы адаптации при смене климатогеографических условий. Акклиматизация, общие понятия и определения. Смена часовых поясов. Рекомендации по адаптированию к местному времени. Смена климата. Рекомендации по адаптированию к смене климата. Акклиматизация к условиям жаркого климата, условиям горной местности, условиям Севера. Требования к здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании смены климатогеографических условий Изучают влияние смены различных климатогеографических условий на состояние человека и основные правила адаптации к этим условиям

Безопасность в чрезвычайных ситуациях (3 ч)

Коллективные и индивидуальные средства защиты, 1 ч Понятие об убежище (защитном сооружении). Отдельно стоящие и встроенные убежища. Устройство убежища, порядок его заполнения и правила поведения в нем. Правила пользования поврежденным противогазом в непригодной для дыхания среде: при незначительном разрыве шлем-маски, при значительных повреждениях лицевой части противогаза, при замене поврежденного противогаза на исправный Получают представление о видах защитных сооружений, их устройстве и порядке заполнения. Изучают правила поведения в убежище и пользования поврежденным противогазом
Захват террористами воздушных и морских судов, других транспортных средств, 1 ч Общие сведения об имевших место террористических акциях на транспортных средствах. Правила безопасного поведения пассажиров в момент захвата преступниками транспортного средства. Правила безопасного поведения человека, оказавшегося заложником в захваченном транспортном средстве. Правила безопасного поведения заложников во время операции по освобождению Изучают правила безопасного поведения людей, захваченных в качестве заложников в различных транспортных средствах
Взрывы в местах массового скопления людей, 1 ч Понятие о местах массового скопления людей. Признаки, указывающие на возможную установку взрывных устройств. Правила поведения при обнаружении признаков взрывного устройства. Правила безопасного поведения при непосредственной угрозе взрыва, после взрыва Изучают признаки, указывающие на возможную установку взрывного устройства, правила поведения при обнаружении этих признаков, при непосредственной угрозе взрыва и после взрыва

Оказание первой помощи и здоровый образ жизни (12 ч)

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (8 ч)

Средства оказания первой помощи, 1 ч Комплектование походной аптечки лекарственными средствами и другими средствами оказания помощи. Использование лекарственных растений для оказания первой помощи в условиях вынужденного автономного существования Учатся правильно комплектовать походную аптечку средствами оказания первой помощи и при необходимости оказывать первую помощь, используя лекарственные растения
Опасные животные, первая помощь при укусах насекомых и змей, 1 ч Признаки укуса насекомых. Оказание первой помощи при укусах насекомых. Клещевой энцефалит. Признаки укуса клещом. Оказание первой помощи при укусе клещами. Как уберечься от энцефалита. Признаки укуса змеи. Оказание первой помощи пострадавшему, укушенному змеей Учатся оказывать первую помощь при укусах насекомых и змей
Первая помощь при ожогах, 1 ч Понятие о термических ожогах, их причины. Степени термических ожогов и их признаки. Оказание первой помощи при ожогах. Солнечный ожог. Предотвращение солнечных ожогов. Признаки солнечного ожога. Оказание первой помощи при солнечном ожоге Изучают термические и солнечные ожоги. Учатся оказывать первую помощь при термических и солнечных ожогах
Тепловой и солнечный удар, 1 ч Понятие о тепловом и солнечном ударе. Признаки теплового и солнечного удара. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Профилактика теплового и солнечного удара Получают представление о тепловом и солнечном ударе. Изучают правила профилактики и оказания первой помощи
Обморожение и общее охлаждение организма, 1 ч Общие сведения об обморожении и общем охлаждении организма. Причины обморожения и общего охлаждения организма. Степени обморожения и их признаки. Оказание первой помощи при общем охлаждении и обморожении Приобретают знания о причинах и признаках обморожения и общем охлаждении организма. Учатся правильно оказывать первую помощь
Беда на воде, 1 ч Основные причины бедствий на водоемах. Первоочередные действия человека, заметившего утопающего. Признаки утопления. Последовательность оказания первой помощи в таких случаях Учатся оказывать первую помощь при утоплении
Закрытые травмы, 1 ч Виды закрытых травм. Признаки закрытых травм и повреждений (ушибов, растяжений, разрывов связок и мышц, вывихов). Оказание первой помощи при закрытых травмах: ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц. Понятие о переломах. Понятие о сдавлении. Оказание первой помощи при переломах и сдавлении. Действия при подозрении на внутреннее кровотечение Получают представление о видах и признаках закрытых травм. Учатся оказывать первую помощь при закрытых травмах
Способы переноски пострадавших, 1 ч Приемы и правила переноски пострадавших при отсутствии штатных (медицинских) средств транспортировки. Приемы и правила транспортировки пострадавших: на шесте, на носилках из шестов, на носилках-волокушах из длинных жердей, в рюкзаке Обучают различным способам переноски пострадавших с использованием подручных средств

Основы здорового образа жизни (4 ч)

Правильное питание — основа здорового образа жизни человека, 1 ч Обмен веществ и энергии как основная функция организма человека. Регулирование потребления и расхода энергии. Рациональное, сбалансированное и калорийное питание. Суточный рацион питания Получают представление об основах правильного питания
Значение белков, жиров и углеводов в питании человека, 1 ч Функции белков и их источники для организма человека. Функции жиров. Жиры растительного и животного происхождения. Источники жиров для организма человека. Функции углеводов и их источники для организма человека. Роль витаминов в организме человека. Основные источники витаминов. Роль минеральных веществ в организме человека. Основные источники минеральных веществ. Роль воды в организме человека Приобретают знания о значении белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ для организма человека
Гигиена и культура питания, 1 ч Основные гигиенические требования к питанию. Режим питания. Распределение калорийности по приемам пищи и продолжительность приемов пищи. Понятие о культуре и этикете питания. Правила питания и соблюдения культуры питания Узнают о гигиенических требованиях к питанию и режиме питания. Учатся соблюдать правила этикета при приеме пищи
Особенности подросткового возраста, 1 ч Особенности развития организма в подростковом возрасте. Изменение поведения в подростковом возрасте. Отношения с родителями Получают представление об особенностях своего развития и поведения. Учатся учитывать эти особенности при общении с окружающими людьми

Источник: Методическое пособие к учебнику А. Г. Маслова, В. В. Маркова, В. Н. Латчука, М. И. Кузнецова «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» / А. Г. Маслов, С. К. Миронов, В. Н. Смагин. — 3-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 125, [2] с.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)





Наверх