Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Методические материалы по курсу ОБЖ | Методические материалы для основной и старшей школы | Методические материалы по ОБЖ к учебнику 7 класса | Примерное тематическое планирование изучения курса
Методические материалы по ОБЖ
к учебнику 7 класса
Примерное тематическое планирование изучения курса
Тема | Краткое содержание темы | Характеристика основных видов учебной деятельности |
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (31 ч) |
||
Понятие о чрезвычайных ситуациях природного характера и их классификация | Понятие об опасном природном явлении, стихийном бедствии, чрезвычайной ситуации природного характера. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Общие сведения об опасных природных явлениях и чрезвычайных ситуациях природного характера на территории Российской Федерации | Дают определения и характеризуют опасные природные явления, стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации природного характера, классифицируют их |
Землетрясения (3 ч) |
||
Происхождение и классификация землетрясений | Понятие о землетрясениях, их происхождение и характеристика. Понятие о сейсмических поясах и сейсмически активных районах. Сейсмически активные районы в России. Причины возникновения землетрясений. Классификация землетрясений по происхождению | Объясняют происхождение и причины землетрясений, классифицируют их |
Оценка землетрясений, их последствия и меры по уменьшению потерь | Оценка землетрясений. Понятие о магнитуде и интенсивности землетрясения. Примерное соотношение между магнитудой землетрясения по шкале Рихтера и интенсивностью землетрясения по шкале Меркалли. Последствия землетрясений. Меры по снижению ущерба от землетрясений | Характеризуют магнитуду и интенсивность землетрясений, называют их последствия и меры по снижению ущерба |
Правила безопасного поведения при землетрясениях | Основные причины несчастных случаев при землетрясениях. Признаки приближающегося землетрясения. Наиболее безопасные места для укрытия в здании при землетрясении. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясения. Правила безопасного поведения человека, оказавшегося после землетрясения в завале | Определяют признаки приближающегося землетрясения, объясняютдействия при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время землетрясения и после него |
Вулканы (2 ч) |
||
Общее понятие о вулканах | Понятие о вулканах и их характеристика. Территории в России, подверженные вулканическим извержениям. Причины извержения вулканов | Характеризуют вулканы и называют причины их извержения |
Меры по уменьшению потерь от извержений вулканов | Последствия извержения вулканов. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об извержении вулкана, во время и после извержения | Характеризуют последствия вулканических извержений. Объясняют действия при заблаговременном оповещении об извержении вулкана, во время и после извержения |
Оползни, сели, обвалы и снежные лавины (6 ч) |
||
Оползни | Понятие об оползнях и их происхождение. Природные и антропогенные факторы, влияющие на образование оползней. Оползнеопасные районы в России. Классификация оползней | Объясняют происхождение и причины оползней, классифицируют их |
Сели (селевые потоки) | Понятие о селях и их происхождение. Причины образования селей. Селеопасные зоны в России. Классификация селей | Объясняют происхождение и причины селей, классифицируют их |
Обвалы | Понятие об обвалах, их происхождение. Причины образования обвалов. Разновидности обвалов (камнепады, обвалы грунта, обрушение ледников) и их характеристика | Объясняют происхождение и причины обвалов, классифицируют их |
Снежные лавины | Понятие о лавинах и их происхождение. Причины образования лавин. Лавиноопасные районы в России | Объясняют происхождение и причины лавин, классифицируют их |
Последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин | Основные поражающие факторы и последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин. Меры по снижению потерь от оползней, селей, обвалов и лавин. Рекомендации населению, проживающему в оползне-, селе-, обвало и лавиноопасных зонах
Характеризуют поражающие факторы и последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин. Объясняют, как нужно вести себя в оползне-, селе-, обвало и лавиноопасных районах Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, селей, обвалов и лавин Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала, снежной лавины. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, снежной лавины, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия |
Объясняют правила безопасного поведения при угрозе, во время и после схода селя, оползня, обвала и снежной лавины |
Ураганы, бури, смерчи (4 ч) |
||
Происхождение ураганов, бурь и смерчей | Понятие об ураганах, бурях, смерчах и причины их возникновения. Понятие о циклонах и зоны их зарождения. Шкала Бофорта и показатели, определяющие разрушающее действие воздушных масс | Дают определения и характеризуют ураганы, бури, смерчи, циклоны, объясняют причины их возникновения |
Классификация ураганов, бурь, смерчей и метелей | Классификация ураганов в зависимости от скорости ветра. Классификация пыльных и песчаных бурь в зависимости от продолжительности и видимости. Классификация смерчей в зависимости от происхождения, строения, времени действия и охвата пространства. Классификация метелей | Классифицируют ураганы, бури, смерчи, метели |
Последствия ураганов, бурь и смерчей и меры по уменьшению ущерба от них | Последствия ураганов и их особенности. Последствия пыльных и песчаных бурь и их особенности. Последствия смерчей и их особенности. Меры по снижению потерь от ураганов, бурь, смерчей | Называют последствия ураганов, бурь и смерчей и меры по снижению ущерба от них |
Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей | Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после урагана, бури, смерча | Объясняют правила безопасного поведения при приближении, во время и после урагана, бури и смерча |
Наводнения (3 ч) |
||
Виды наводнений | Понятие о наводнениях и их характеристика. Происхождение наводнений и причины возникновения. Классификация наводнений в зависимости от масштаба, повторяемости и наносимого ущерба. Классификация наводнений в зависимости от причин возникновения и их характеристика | Объясняют происхождение и причины наводнений, классифицируют их |
Последствия наводнений и меры по уменьшению ущерба от них | Понятие о затоплении. Последствия затопления для населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий и природных комплексов. Вторичные последствия наводнений. Меры по снижению потерь от наводнений | Называют последствия наводнений и меры по снижению ущерба от них |
Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений | Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнении. Правила безопасного поведения при внезапном наводнении: до прибытия помощи, при вынужденной самоэвакуации. Правила безопасного поведения после наводнений | Объясняют правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнении, при внезапном наводнении и после наводнения |
Цунами (3 ч) |
||
Причины и классификация цунами | Понятие о цунами и их характеристика. Происхождение цунами и причины их возникновения. Классификация цунами в зависимости от причин возникновения и интенсивности | Объясняют происхождение цунами, причины, классифицируют их |
Последствия цунами и меры по уменьшению ущерба от них | Зависимость разрушительной силы цунами от скорости волны и направления ее движения. Основные поражающие факторы цунами. Вторичные последствия разрушительного воздействия цунами. Меры по снижению потерь от цунами | Характеризуют поражающие факторы цунами и меры по снижению ущерба от цунами |
Правила безопасного поведения при цунами | Признаки приближающегося цунами. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении цунами. Правила безопасного поведения при внезапном приходе цунами: при эвакуации из здания; при нахождении в здании. Правила безопасного поведения человека, оказавшегося в волне цунами. Правила безопасного поведения после прохождения волны цунами | Определяют признаки, свидетельствующие о приближении цунами. Объясняют правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, при внезапном приходе цунами и после прохождения волны |
Природные пожары (4 ч) |
||
Причины природных пожаров и их классификация | Понятие о лесных и торфяных пожарах. Основные причины возгорания лесов. Классы лесных пожаров. Классификация лесных и торфяных пожаров в зависимости от характера распространения и их характеристика | Классифицируют природные пожары, называют причины возгорания лесов и торфяников |
Последствия природных пожаров, их тушение и предупреждение | Основные и вторичные поражающие факторы лесных и торфяных пожаров. Основные способы тушения лесных пожаров. Предупреждение лесных пожаров. Понятие о пожароопасном сезоне в лесах. Меры по предупреждению пожаров в пожароопасный сезон в лесах | Характеризуют поражающие факторы, способы тушения и меры по предупреждению природных пожаров |
Правила безопасного поведения в зоне лесного или торфяного пожара и при его тушении | Правила безопасного поведения при возникновении лесных пожаров: в зоне лесного пожара; в лесу, где возник пожар. Правила безопасного тушения небольшого пожара в лесу. Правила безопасного поведения при возникновении торфяного пожара | Объясняют правила безопасного поведения во время природных пожаров и характеризуют действия при тушении небольшого лесного пожара |
Массовые инфекционные заболевания людей, животных и растений (2 ч) |
||
Эпидемии, эпизоотии и эпифитотии | Понятие об эпидемии, эпизоотии, эпифитотии и их характеристика. Происхождение и последствия инфекционных заболеваний людей, животных и сельскохозяйственных культур | Дают определения и характеризуют массовые инфекционные заболевания людей, животных и растений |
Защита от инфекционных заболеваний людей, животных и растений | Меры предупреждения инфекционных заболеваний людей и животных. Структура и общие правила личной гигиены. Основные мероприятия по защите сельскохозяйственных растений от инфекционных заболеваний | Называют мероприятия по предупреждению инфекционных заболеваний людей, животных, по защите сельскохозяйственных растений. В повседневной жизни соблюдают правила личной гигиены |
Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера (3 ч) |
||
Человек и стихия | Особенности психологических процессов и свойств мышления человека при оценке ситуации, угрожающей здоровью и жизни. Влияние психологической подготовленности человека на поведение в опасных и экстремальных ситуациях и способы ее повышения | Объясняют значение психологической подготовленности человека для выживания в чрезвычайной ситуации. Характеризуют основные способы повышения своей психологической подготовленности |
Характер и темперамент | Понятие о темпераменте. Типы темперамента человека и их характеристика. Влияние темперамента на характер человека. Понятие о характере. Влияние характера на поведение в опасных и экстремальных ситуациях | Характеризуют типы темперамента человека, объясняют влияние характера на поведение в опасных и чрезвычайных ситуациях. Определяют свой тип темперамента |
Психологические особенности поведения человека при стихийном бедствии | Возникновение страха и паники при стихийном бедствии, их признаки и влияние на психику человека. Рекомендации по психологической подготовке к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях природного характера | Характеризуют негативное влияние внезапного стихийного бедствия на психику человека. Называют рекомендации по психологической подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях |
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (2 ч) Наложение повязок и помощь при переломах (2 ч) |
||
Правила наложения повязок | Понятие о повязке и перевязке. Классификация повязок. Средства перевязки (марлевые, эластичные и трубчатые бинты) и их характеристика. Общие правила наложения повязок. Техника наложения повязок на руку и на ногу | Характеризуют средства перевязки и правила наложения повязок. Тренируются в практическом наложении повязок на верхние и нижние конечности |
Первая помощь при переломах, переноска пострадавших | Характеристика открытых и закрытых переломов, их особенности. Общие правила оказания первой помощи при переломе костей и способы наложения шин. Способы переноски пострадавших. Переноска пострадавших: при помощи лямок, на руках. Порядок применения различных способов транспортировки пострадавших в зависимости от места перелома | Объясняют особенности открытых и закрытых переломов, способы наложения шин и переноски пострадавших. Практически тренируются в наложении шин и переноске пострадавших |
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (2 ч) Режим учебы и отдыха подростка (2 ч) |
||
Режим — необходимое условие здорового образа жизни | Понятие о режиме. Составляющие режима дня и их характеристика. Влияние труда и отдыха на здоровье человека. Элементы режима труда и отдыха. Трудовая деятельность школьников | Объясняют важность правильного сочетания труда и отдыха в режиме дня |
Профилактика переутомления и содержание режима дня | Основные принципы и содержание режима дня подростков. Примерный режим дня учащихся. Утомление и переутомление, их причины и признаки. Профилактика утомления и переутомления | Составляют и соблюдают режим дня таким образом, чтобы не допустить утомления и переутомления |
Источник: Методическое пособие к учебнику С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука, В.В. Маркова «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» / А.Г. Маслов, С.К. Миронов. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 125, [2] с. : ил.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)