Главная | Основы безопасности и защиты Родины | Методические материалы по курсу ОБЗР (ОБЖ) | Методические материалы для основной и старшей школы | Методические материалы по ОБЗР (ОБЖ) к учебнику 8 класса | Примерное тематическое планирование изучения курса
Методические материалы по ОБЗР (ОБЖ)
к учебнику 8 класса С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука
Примерное тематическое планирование изучения курса
Тема | Краткое содержание темы | Характеристика основных видов учебной деятельности |
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (30 ч) Производственные аварии и катастрофы (2 ч) |
||
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация | Промышленные аварии и катастрофы. Понятие об аварии, производственной или транспортной катастрофе. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера в зависимости от масштаба распространения и тяжести последствий. Основные типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их характеристика | Получают представление о производственных и транспортных авариях и катастрофах, классификации чрезвычайных ситуаций техногенного характера |
Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от них | Понятие о потенциально опасном объекте. Основные причины техногенных аварий и катастроф. Обеспечение личной безопасности и безопасности окружающих при техногенных авариях | Изучают и анализируют причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Приобретают знания о мерах по предупреждению и защите от таких чрезвычайных ситуаций |
Взрывы и пожары (7 ч) |
||
Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах | Понятие о пожаро- и взрывоопасных объектах. Классификация аварий на пожарои взрывоопасных объектах | Получают представление о причинах и видах аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах |
Общие сведения о взрыве и пожаре | Понятие о взрыве. Характерные особенности взрывов. Зоны действия взрыва и их характеристика. Образование воздушной ударной волны. Действие взрыва на здания, сооружения, оборудование. Понятие о пожаре и процессе горения. Условия процесса горения. Группы возгораемости веществ и материалов | Получают представление о взрыве, пожаре, процессе горения |
Классификация пожаров | Классификация и характеристика пожаров в зависимости: от внешних признаков горения, места возникновения, масштаба | Узнают о классификации пожаров, условиях и видах их распространения и интенсивности, времени прибытия первых пожарных подразделений. Условия, способствующие распространению пожаров. Линейное и объемное распространение пожаров |
Причины пожаров и взрывов, их последствия | Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Причины возникновения пожаров на промышленных предприятиях. Причины взрывов на взрывоопасных предприятиях. Основные причины взрывов в жилых и общественных зданиях | Изучают и анализируют причины взрывов и пожаров в жилых и общественных зданиях, на промышленных предприятиях |
Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов | Основные опасные факторы пожара и их воздействие на людей. Вторичные опасные факторы пожаров. Основные и вторичные поражающие факторы взрыва. Действие взрыва на человека. Характеристика поражения людей при взрывах | Изучают и анализируют воздействие на людей опасных факторов пожара и поражающих факторов взрыва |
Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах | Использование первичных средств пожаротушения в начальной стадии развития пожара. Общие правила безопасного поведения: при возникновении пожара в здании, эвакуации через задымленный коридор, если надвигается огненный вал. Правила безопасного поведения при опасной концентрации дыма и повышении температуры. Первоочередные действия по тушению горящей на человеке одежды. Правила безопасного поведения человека, оказавшегося после взрыва в завале | Изучают правила безопасного поведения при пожарах и взрывах, применения первичных средств пожаротушения |
Пожары и паника | Понятие о панике. Опасность паники во время пожара. Признаки паники, причины и возможные последствия. Механизм панического бегства людей при пожаре. Особенности эвакуации людей при пожаре. Правила безопасного поведения при возникновении паники во время пожара в общественном месте | Изучают правила поведения и тренируются правильно действовать при возникновении паники во время пожара |
Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (6 ч) |
||
Виды аварий на химически опасных объектах | Из истории химических аварий. Понятие об опасном химическом веществе, химически опасном объекте, химической аварии. Классификация аварий на химически опасных объектах. Классификация промышленных объектов по степени химической опасности. Классификация городов, городских и сельских районов, областей, краев и республик по степени химической опасности | Получают представление об аварийно химически опасных веществах, химически опасных объектах и химических авариях |
Аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека | Классификация опасности вредных веществ по степени воздействия на организм человека. Понятие об аварийно химически опасном веществе (АХОВ). Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека. Характеристика наиболее распространенных АХОВ и их поражающее действие на организм человека | Изучают классификацию АХОВ в зависимости от воздействия на организм человека и характеристики наиболее распространенных АХОВ |
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах | Причины химических аварий и их возможные последствия. Опасные факторы аварий на химически опасных объектах. Последствия аварий на химически опасных объектах. Понятие об очаге и зонах химического заражения, их характеристика. Стойкость заражения АХОВ | Узнают о причинах и последствиях химических аварий. Получают представление об очаге и зонах химического заражения, стойкости АХОВ |
Защита населения от аварийно химически опасных веществ | Основные способы защиты населения от АХОВ. Оповещение об авариях на химически опасных объектах. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания. Защитные свойства гражданских противогазов. Изготовление ватномарлевой повязки. Укрытие людей в защитных сооружениях гражданской обороны. Порядок герметизации помещений в целях уменьшения поражающего действия АХОВ. Эвакуация населения из зон химического заражения | Изучают основные способы защиты населения от АХОВ. Учатся изготавливать ватномарлевые повязки, проводить герметизацию помещений |
Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ | Правила безопасного поведения при оповещении об аварии с выбросом АХОВ. Правила безопасного поведения при движении по зараженной местности. Правила безопасного поведения после выхода из зоны заражения. Правила безопасного поведения при аварии с выбросом АХОВ при отсутствии индивидуальных средств защиты, убежища, а также возможности выхода из зоны аварии. Первоочередные действия при подозрении на поражение АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях на железнодорожных и автомобильных магистралях при перевозке опасных грузов | Учатся правильно действовать при авариях с выбросом АХОВ |
Аварии с выбросом радиоактивных веществ (5 ч) |
||
Радиация вокруг нас | Радиоактивное (ионизирующее) излучение и его воздействие на людей и животных. Свойства радиоактивных веществ. Естественные и искусственные источники ионизирующих излучений. Дозы облучения людей от различных естественных и техногенных источников излучения. Внешнее и внутреннее облучение человека. Пути попадания радиоактивных веществ внутрь организма радиоактивных веществ в организм человека | Получают представление о радиоактивном излучении, естественных и искусственных источниках этого излучения, дозах облучения людей, внешнем и внутреннем облучении, путях попадания радиоактивных веществ в организм человека |
Аварии на радиационно опасных объектах | Понятие о радиационно опасном объекте. Классификация аварий на радиационно опасных объектах. Причины и фазы аварий на объектах с ядерными компонентами. Зоны радиоактивного заражения (загрязнения) местности при авариях на АЭС | Получают представление о радиационно опасных объектах, классификации и причинах аварий на этих объектах, зонах радиоактивного заражения местности при таких авариях |
Последствия радиационных аварий | Последствия выбросов радиоактивных продуктов в окружающую среду при авариях на радиационно опасных объектах. Специфические свойства радиоактивных веществ. Особенности радиоактивного загрязнения при авариях на радиационно опасных объектах. Виды радиационного воздействия на людей и животных. Классификация возможных последствий облучения людей. Воздействие ионизирующих излучений на отдельные ткани и органы человека. Последствия однократного и многократного облучения организма человека. Последствия попадания радиоактивных веществ внутрь организма с пищей и водой | Изучают виды радиационного воздействия на людей и животных и их последствия |
Защита от радиационных аварий | Правила безопасного поведения при оповещении об аварии на радиационно опасном объекте. Правила безопасного поведения при аварии на радиационно опасном объекте при отсутствии убежища и средств защиты. Правила безопасного поведения при движении по зараженной местности. Первоочередные действия по прибытии в район размещения эвакуированных. Правила безопасного поведения при проживании на загрязненной местности. Понятие о режиме радиационной защиты и его содержание. Меры по защите населения при радиационной аварии. Особенности проведения иодной профилактики и ее защитный эффект. Радиометрический контроль за содержанием радионуклидов в продуктах питания | Учатся правильно действовать при авариях на радиационно опасных объектах. Изучают правила безопасного поведения при проживании на загрязненной местности |
Гидродинамические аварии (3 ч) |
||
Аварии на гидродинамически опасных объектах, их причины и последствия | Понятие о гидродинамической аварии. Причины гидродинамических аварий и их классификация. Понятие о зонах затопления, зоне катастрофического затопления и их характеристика. Гидродинамически опасные объекты и их классификация. Основные поражающие факторы гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий | Получают представление о гидродинамически опасных объектах и гидродинамических авариях, их классификации, причинах, поражающих факторах и последствиях |
Защита от гидродинамических аварий | Мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах. Правила безопасного поведения при авариях на гидродинамически опасных объектах во время внезапного затопления: до прибытия помощи, при вынужденной самоэвакуации из зоны затопления. Правила безопасного поведения после аварии и схода воды | Изучают меры по уменьшению потерь от гидродинамических аварий. Учатся правильно действовать при внезапном затоплении и после схода воды |
Чрезвычайные ситуации на транспорте (2 ч) |
||
Автомобильные аварии и катастрофы | Понятие об автомобильной аварии и автомобильной катастрофе. Основные причины автомобильных аварий и катастроф. Автомобиль как источник повышенной опасности | Получают представление об автомобильных авариях и катастрофах, их главных причинах |
Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов | Назначение велосипеда и мопеда, их краткая характеристика. Возраст, с которого разрешается выезжать на дороги на велосипеде и мопеде. Требования Правил дорожного движения к передвижению на велосипедах и мопедах по улицам и дорогам. Правила подачи водителем велосипеда (мопеда) сигналов поворота, разворота и торможения. Средства велозащиты | Изучают правила безопасного поведения на дорогах велосипедистов и водителей мопедов |
Чрезвычайные ситуации экологического характера (5 ч) |
||
Состояние природной среды и жизнедеятельность человека | Антропогенные изменения в природе. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Формы негативного воздействия человека на биосферу. Понятие о чрезвычайной ситуации экологического характера. Классификация этих ситуаций. Источники загрязнения окружающей среды и их классификация. Экологические последствия хозяйственной деятельности человека. Виды загрязнения биосферы | Получают представление о негативном влиянии деятельности человека на окружающую среду, об источниках загрязнения биосферы, чрезвычайных ситуациях экологического характера и их классификации |
Изменение состава атмосферы (воздушной среды) | Понятие об атмосфере. Функции атмосферы. Источники загрязнения атмосферы. Изменение климата и прозрачности атмосферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Кислотные осадки. Выбросы вредных веществ | Узнают об источниках и причинах загрязнения атмосферы |
Изменение состояния гидросферы (водной среды) | Вода — важнейшая часть всего живого на Земле. Физико-химические качества питьевой воды. Значение пресной воды для жизнедеятельности человека. Причины ухудшения качества пресных вод. Понятие о сточных водах. Классификация сточных вод: бытовые, атмосферные, производственные. Их характеристика и влияние на здоровье населения | Узнают о причинах ухудшения качества пресных вод. Получают представление о сточных водах и их классификации |
Изменение состояния суши (почвы) | Функции и значение почвы. Основные причины сокращения сельскохозяйственных угодий. Деградация почвы и ее причины. Эрозия почвенного покрова и опустынивание земель. Причины опасного влияния почвы на здоровье человека. Промышленные и бытовые отходы как негативный фактор загрязнения почвы. Твердые и жидкие отходы. Влияние отходов на загрязнение почвы | Узнают о причинах деградации земель. Получают представление о промышленных, бытовых, твердых и жидких отходах |
Нормативы предельно допустимых воздействий на природу | Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве. Нормы качества воздуха, воды и почвы. Правила безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания | Получают представление о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве, нормах качества атмосферы, воды и почвы. Изучают меры безопасности при нахождении на территории с неблагоприятными экологическими условиями |
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (3 ч) |
||
Первая помощь при массовых поражениях | Опасные факторы массовых поражений людей при чрезвычайных ситуациях и их характеристика. Основная цель и главная задача первой помощи пострадавшим при массовых поражениях. Мероприятия первой помощи при массовых поражениях в чрезвычайных ситуациях | Получают представление о целях, задачах и мероприятиях первой помощи пострадавшим при массовых поражениях |
Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами | Пути попадания ядовитых веществ в организм человека. Наиболее характерные и общие признаки химического отравления. Общие принципы и правила оказания первой помощи пострадавшим: при поступлении АХОВ через дыхательные пути, при попадании АХОВ на кожу, при поступлении АХОВ через рот. Оказание первой помощи при ожоге кислотой. Оказание первой помощи при ожоге щелочью | Изучают правила оказания первой помощи при отравлении АХОВ. Учатся оказывать первую помощь при ожогах кислотой и щелочью |
Первая помощь при бытовых отравлениях | Первая помощь при отравлении минеральными удобрениями. Причины, последствия и признаки отравления минеральными удобрениями и другими химикатами. Оказание первой помощи: при первых признаках отравления минеральными удобрениями, при отравлении минеральными удобрениями через дыхательные пути, при попадании химикатов в глаза удобрениями и другими химикатами | Учатся оказывать первую помощь при отравлении минеральными |
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (2 ч) |
||
Физическая культура и закаливание | Воспитание необходимых физических качеств. Составляющие хорошей физической формы. Развитие сердечнодыхательной выносливости, мышечной силы, гибкости и скоростных качеств. Средства развития физических качеств. Принципы закаливания. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Факторы окружающей среды для закаливания организма. Закаливание | Учатся развивать у себя физические качества, необходимые для хорошей физической формы. Получают представление о принципах и методике закаливания. Учатся выполнять закаливающие процедуры, используя факторы окружающей среды |
Семья в современном обществе | Роль и значение семьи в современном обществе. Семейный кодекс Российской Федерации. Понятие о браке. Права и обязанности супругов | Получают представление о браке и семье, правах и обязанностях супругов, о защите прав ребенка |
Источник: Методическое пособие к учебнику С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука «Основы безопасности и защиты Родины. 8 класс» / С. К. Миронов, В. Н. Смагин. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 137, [3] с.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЗР (ОБЖ) (5-9 классы)