Тысячи лет назад люди научились добывать огонь. Он был и остаётся одним из первых помощников человека. Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках. Огонь костра, огонь в печи, огонь газовой горелки человек использует и сегодня.
Но если дать огню волю, не соблюдать правила пожарной безопасности, то добро превращается в зло.
В России ежегодно возникает более 300 тыс. пожаров, при которых погибает более 18—19 тыс. человек. Свыше 80% пожаров возникает в жилых домах, дачных и садовых домиках. При этом примерно каждый шестой такой пожар происходит по вине детей.
Опасные факторы пожара, воздействующие на людей
Открытый огонь. Он опасен, но случаи его непосредственного воздействия на людей бывают не часто. Чаще опасность представляют лучистые потоки, испускаемые пламенем уже через полминуты после начала пожара.
Температура среды. Наибольшую опасность представляет вдыхание горячего воздуха, приводящее к поражению верхних дыхательных путей, удушью и смерти. Так, воздействие воздуха, температура которого выше 100 °С, приводит к потере сознания и гибели через несколько минут. Опасны также ожоги кожи.
Токсичные продукты горения. При пожарах в современных зданиях, где много полимерных и синтетических материалов, на человека могут воздействовать токсичные продукты горения. Основной причиной гибели людей при пожарах является отравление оксидом углерода. При этом наступает кислородное голодание, теряется способность рассуждать, человек становится равнодушным и безучастным, не стремится избежать опасности, наступает оцепенение, головокружение, нарушение координации движений, а при остановке дыхания — смерть.
Потеря видимости вследствие задымления. Быстрота процесса эвакуации обеспечивается лишь при беспрепятственном движении людей. Во время эвакуации люди обязательно должны чётко видеть или путь эвакуации, или указатели выходов. При потере видимости организованное движение людей нарушается и становится хаотичным, каждый человек двигается в произвольно выбранном направлении. В результате процесс эвакуации затрудняется или становится невозможным.
Понижение содержания кислорода в воздухе. В условиях пожара при сгорании различных веществ и материалов содержание кислорода в воздухе уменьшается. Понижение его содержания всего лишь на 3% вызывает ухудшение двигательных функций организма.
Причины пожаров
Перечислить все причины пожаров трудно, но основные из них необходимо знать.
Неосторожное обращение с огнём. Брошенный незатушенный окурок или горящая спичка могут уничтожить целый дом. Очень опасно зажигать спички в жилых помещениях, на балконах, на чердаках и в чуланах: малейшая неосторожность приводит к пожару. В деревенских домах и на дачных участках часто пользуются печами, которые топят дровами. При этом надо быть очень внимательными: небрежность может обойтись очень дорого.
Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами. Часто люди включают в одну электророзетку телевизор, электроплитку, торшер, а бывает, ещё и утюг. Пожар в этом случае обычно неминуем из-за перегрузки электросети. Другой случай: ученик пошёл в школу и забыл выключить утюг, обогреватель или электрочайник. Что произойдёт — догадаться нетрудно, ведь оставленные надолго без присмотра электроприборы сильно нагреваются и воспламеняются.
Нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей. Эти жидкости можно встретить сейчас в каждом доме. Это лаки, краски, бензин, керосин, ацетон, бытовые аэрозоли. Надо знать, что воспламеняются они легко и быстро. Выливаясь на пол, горючие жидкости растекаются по большой поверхности, а скорость распространения огня по поверхности очень велика. К тому же не все воспламенившиеся горючие жидкости можно тушить водой, так как многие из них легче воды, отчего она не может прекратить их горение.
Утечка газа. Не выключенная из-за забывчивости хозяев конфорка газовой плиты представляет большую опасность. Оставленный без присмотра на плите суп или компот может при закипании выплеснуться из кастрюли и потушить пламя. Газ начнёт заполнять помещение и потом может воспламениться даже при включении электрического света от искр выключателя. При этом очень часто происходит взрыв.
Беспечность, небрежность и просто недисциплинированность при обращении с огнём. Особенно часто это проявляется в самый, наверное, радостный и любимый всеми праздник — Новый год. Наряжая ёлку самодельными игрушками из ваты, марли, бумаги и прикрепляя к хвойным веточкам бенгальские огни и самодельные электрогирлянды, мало кто задумывается о возможных последствиях — возникновении пожара.
Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями. В последнее время спросом пользуются хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки. Они не просто горят, но и разбрасывают искры в разные стороны. Когда искры попадают на легковозгораемые предметы, начинается пожар.
При возгорании в доме (квартире) категорически нельзя:
■ начинать тушить огонь до вызова пожарных (за это время может разгореться большой пожар);
■ пытаться выйти через задымлённую лестничную клетку (горячий воздух ОБЗР (ОБЖ)игает лёгкие, а дым очень токсичен);
■ пользоваться лифтом;
■ спускаться по водосточным трубам и стоякам либо при помощи простыней и верёвок, если в этом нет острой необходимости (падение при отсутствии особых навыков почти всегда неизбежно);
■ открывать окна и двери (это увеличит приток кислорода);
■ выпрыгивать из окон верхних этажей (статистика показывает, что каждый второй прыжок с 4-го этажа и выше смертелен);
■ гасить водой включённые в сеть электроприборы (может произойти замыкание).
Что делать, если в квартире начался пожар
Можно ли самим потушить огонь?
Иногда можно. Вызвав пожарных, загоревшуюся занавеску можно просто сорвать и бросить на пол, набросить сверху плотную ткань, а потом залить водой. Огонь не может гореть без доступа воздуха — на этом основано большинство способов тушения пожара. Но не надо переоценивать свои силы: нельзя долго бороться с огнём, так как можно надышаться дымом и потерять сознание.
Основное правило тушения огня заключается в следующем: накрыть горящий предмет плотной тканью или одеялом и немедленно выходить из помещения, плотно закрыв за собой дверь.
Как надо выходить из задымлённого помещения:
• защитить глаза и органы дыхания куском влажной ткани, накрыться плотной влажной тканыо и двигаться пригнувшись или ползком;
• если удастся, взять с собой фонарик, так как в задымлённом помещении плохо видно;
• не входить туда, где очень много дыма;
• если из-за густого дыма и высокой температуры невозможно выйти на улицу, нужно немедленно вернуться обратно, плотно прикрыв за собой дверь;
• в многоэтажных зданиях идти в сторону незадымлённой лестницы;
• держаться за стены, поручни, дышать через влажную ткань, быть внимательным — не пропустить выход.
Если надвигается огненный вал, не мешкая падать, закрывая голову влажной тканью (руками или одеждой). В этот момент не дышать, чтобы не получить ожог внутренних органов.
Начав бороться за свою жизнь, надо бороться до конца, а не прыгать вниз.
Основные причины возгорания телевизора:
■ длительная работа включённого телевизора без присмотра;
■ попадание различных предметов в отверстие задней панели (как правило, по вине детей);
■ установка телевизора у батареи отопления, в мебельной стенке, в результате чего он плохо охлаждается (может произойти разрыв оболочки электронно-лучевой трубки, и после потрескивания появится синеватый дым).
Средства пожаротушения
Чтобы рассчитать свои силы и правильно действовать во время пожара, надо познакомиться с первичными средствами пожаротушения и правилами пользования ими.
В больших многоэтажных зданиях и школах для тушения пожаров используют внутренние пожарные краны, которые обычно расположены в шкафах на лестничных клетках и в коридорах. Они снабжены рукавом длиной 10—20 м и пожарным стволом. При обнаружении пожара надо открыть шкаф, взять ствол, прикреплённый к рукаву, и бежать с ним к очагу загорания, положить его там, быстро вернуться к крану, открыть вентиль, затем вернуться к стволу, взять его и направить струю на очаг пожара. При этом необходимо действовать навстречу распространению огня, а не идти за ним.
Небольшие пожары (загорания) можно тушить при помощи огнетушителей. Чаще всего для этого используют воздушно-пенные, углекислотные и порошковые огнетушители.
Огнетушители воздушно-пенные (ОВП). Предназначены для тушения очагов загорания различных веществ и материалов, за исключением электроустановок, находящихся под напряжением, и некоторых металлов.
Огнетушители углекислотные (ОУ). Предназначены для тушения загораний различных веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха, и электроустановок, находящихся под напряжением.
Кроме воздушно-пенных и углекислотных огнетушителей, получили распространение порошковые огнетушители (ОП). В зависимости от состава порошка их применяют при горении твёрдых горючих веществ (древесина, бумага), горючих жидкостей (бензин, дизельное топливо, лаки, краски), газов, электроустановок, находящихся под напряжением, металлов и их сплавов.
Огнетушители приводят в действие и используют в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, размещённой на корпусе устройства. Правила приведения огнетушителя в действие просты.
Они позволяют успешно его применять практически любому человеку.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Назовите основные причины возникновения пожаров. Дополните ответ примерами.
2. Что делать, если в квартире начался пожар?
3. Можно ли пытаться остановить огонь самостоятельно?
4. Посмотрите на рисунок и выберите предметы, которые помогут вам выбраться из задымлённого помещения.
5. Как поступить, если при пожаре покинуть здание невозможно?
6. Какие средства тушения пожаров вам известны? Как ими правильно пользоваться?
7. Назовите одно из условий прекращения горения. На нём основано большинство способов тушения пожаров.
8. Какую опасность представляет оставленный без присмотра включённый телевизор?
9. Нарисуйте в рабочей тетради план этажа школы, на котором находится ваш класс, и путь эвакуации в случае пожара.
10. Представьте, что вам приходится выбираться из квартиры, в которой вы живёте, в условиях сильного задымления или в темноте. Составьте вместе с родителями описание пути эвакуации с подробным указанием всех проходов, поворотов, труднопроходимых мест и выучите его наизусть.
11. Проведите дома вместе с родителями маленькие учения по тушению загоревшихся (условно) телевизора, новогодней ёлки. Пусть они вам сначала покажут, что надо делать, а потом сделайте это сами.
ЗАДАЧА 1. Вы пьёте чай, смотрите телевизор. Дверь комнаты закрыта. Вдруг чувствуете, что пахнет дымом. Открыв дверь, вы увидели, что из кухни идёт дым и уже начинает заполнять всю квартиру. Дышать практически невозможно. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.
1. Заглянуть на кухню и посмотреть, что горит.
2. Быстро вернуться обратно и закрыть дверь в комнату.
3. Пригнувшись, выйти из квартиры.
4. Подойти к телефону и вызвать пожарных.
5. Взять шарф или просто кусок ткани, чтобы сделать повязку на лицо, если есть возможность, смочить её водой либо чем-то ещё и завязать так, чтобы она закрывала нос и рот.
6. Налить воды в чайник и начать тушить.
7. Зайти к соседям и вызвать пожарных.
ЗАДАЧА 2. Вы сидите дома и слушаете музыку. Через некоторое время из розетки, в которую включён магнитофон, начинает идти дым, и она трещит. Вилка не вытаскивается. Пока пытаетесь вытащить вилку из розетки, начинает идти дым из магнитофона. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.
1. Взять отвёртку и починить розетку.
2. Позвонить родителям.
3. Разрезать провод.
4. Отключить электричество в квартире.
5. Взять чайник с водой и залить дымящийся магнитофон.
6. Открыть окно, чтобы было чем дышать.
7. Накрыть магнитофон плотным пледом (одеялом, покрывалом) и полить сверху водой.
8. Вызвать пожарных.
ЗАДАЧА 3. Придя вечером из школы, вы обнаружили, что из-под двери вашей квартиры валит дым. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.
1. Войти в квартиру и узнать причину задымления.
2. Взять у соседей ведро воды и потушить огонь.
3. Пойти к соседям и позвонить по телефону 01.
4. Позвонить родителям.
ЗАДАЧА 4. Вы идёте вечером из школы и замечаете, что из подвала вашего дома идёт дым, а какие-то люди выбегают изнутри. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность.
1. Подойти и спросить у выбегающих, что там дымит.
2. Войти внутрь и посмотреть, что горит.
3. Пойти домой и сообщить о загорании по телефону 01.