Движение — естественная потребность организма человека.
Великий русский физиолог И. М. Сеченов считал, что нет ни одной функции организма человека, которая не была бы так или иначе связана с движением. Оно (движение) — основа жизни, его недостаток или отсутствие приводит к увяданию организма.
В период роста и развития человека движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в приспособлении организма к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.
Высокая двигательная активность детей и подростков благоприятно воздействует на их головной мозг и способствует развитию умственной деятельности. Эта активность важна не только для развития ума, но и для укрепления здоровья.
Очень многие заболевания человека поддаются излечению при помощи движения. По мнению физиолога П. К. Анохина, движение имеет такое оздоравливающее воздействие, каким не обладает ни одно лекарство, известное в настоящее время.
Для осуществления движения в организме человека с первых дней его развития формируется опорно-двигательный аппарат — скелет и мышцы. При рождении ребёнка его костно-мышечная система сформирована уже достаточно хорошо. Хотя надо сказать, что у новорождённого ребёнка хрящевая ткань преобладает над костной. Начиная с первых дней жизни эта система интенсивно растёт; особенно это становится заметным, когда ребёнок начинает ходить. Размеры костей и мышц увеличиваются и в длину, и в толщину. Хрящевая ткань постепенно замещается костной. Полное развитие костно-мышечной системы человека заканчивается к 20—24 годам.
По мере роста и развития опорно-двигательного аппарата ребёнок осваивает всё более сложные виды движения: ходьбу, бег, прыжки, вращение. Двигательные навыки постепенно совершенствуются и формируются к 12—16 годам.
Продолжительность и интенсивность выполняемых на уроках физической культуры, во время физкультурно - оздоровительных мероприятий и активного отдыха движений должны соответствовать потребностям организма. Только в этом случае польза от них будет очевидной.
Недостаток движения или его избыток могут привести к различным заболеваниям.
При недостатке движения — гиподинамии — у человека ухудшаются кровообращение, дыхание, пищеварение, снижается сила сокращения мышц, страдают и многие другие функции организма. Ухудшаются память, внимание, снижается умственная и физическая работоспособность. Человек чаще болеет. Вот почему занятия физическими упражнениями сохраняют здоровье на многие годы. Поэтому надо с раннего детства приучать организм к движениям, физическим упражнениям и заниматься физической культурой на протяжении всей жизни. Конечно, лучше это делать под руководством опытного специалиста.
Избыток движения также вызывает изменения в состоянии здоровья. Прежде всего от него страдают функции сердца и опорно-двигательного аппарата.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какое значение для человека имеет движение?
2. Как влияет на организм детей и подростков двигательная активность?
3. Какую функцию выполняют в организме человека скелет и мышцы?
4. Каким образом формируется костно-мышечная система организма человека?
5. В каком возрасте в основном завершается формирование двигательных навыков?
6. К каким последствиям приводит организм человека недостаток движения?
7. Какие изменения в состоянии здоровья может вызвать избыток движения?
8. Если вы ещё не занимаетесь по утрам зарядкой, преодолейте ваше «не хочу». Попросите родителей, чтобы с завтрашнего утра они будили вас на 20 минут раньше. Этого времени достаточно, чтобы всей семьёй сделать зарядку и целый день быть бодрыми, активными и жизнерадостными.