План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Человек и его безопасность


Любая деятельность (труд, учёба, спортивная игра, отдых на море и т. п.) в определённых условиях может быть потенциально опасна. Знание причин возникновения опасных ситуаций, правил безопасного поведения поможет сделать вашу жизнь безопасной.

Предвидеть опасность и избежать её гораздо проще, чем с ней бороться. Запомните это правило на всю жизнь.


Тема 1
Опасности в жизни человека



Вы знаете:

• В начальной школе вы познакомились с ситуациями, кото рые называют опасными и чрезвычайными.

Вы узнаете:

• Что может быть источником опасных ситуаций.

• Что такое потенциально опасные ситуации.

• Как нужно относиться к опасным ситуациям.


Источниками опасности являются вещи, предметы и явления, которые при определённых условиях способны нанести людям и их имуществу какой-либо вред, стать причиной травм и заболеваний.

В течение всей своей жизни человек постоянно соприкасается с вещами и предметами, общается с людьми, наблюдает и ощущает различные явления окружающей среды, удовлетворяя при этом свои жизненные потребности, испытывая удовольствие и радость. Вместе с тем всё это может и огорчать его, доставлять неприятности и разочарование, а то и боль и страдания.

С опасностями человек знаком с момента появления на Земле. Вначале это были природные опасности (холод, жара, атмосферные осадки, встречи с дикими животными, ядовитыми растениями и насекомыми), стихийные явления природы (землетрясения, извержения вулканов, наводнения, грозы и т. д.). Эти опасности и явления порой вызывали у древних людей панический ужас, потому что приводили к разорению жилищ, лишению мест обитания и средств пропитания, а в результате — к исчезновению целых племён. Со временем человек понял суть этих явлений, но они не перестали представлять для него опасность.

В наше время мы также постоянно узнаём о гибели людей в результате стихийных бедствий, отравлений ядовитыми растениями и грибами, встреч с дикими животными и т. п.

Существование вокруг нас многочисленных опасностей вовсе не означает, что несчастный случай непременно произойдёт. Для этого нужны какие-то условия, обстоятельства. Опасность, которая может возникнуть только при определённых условиях, называется потенциальной. Слово «потенциальный» в переводе с латинского означает «скрытая сила».

Опасная ситуация — это сочетание условий и обстоятельств, при которых существует угроза возникновения несчастного случая.

Опасной называют также ситуацию, при которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека. Такая ситуация требует своевременного, грамотного реагирования, принятия соответствующих предупредительных мер. В противном случае человек рискует здоровьем и даже жизнью.



Правила

Давно замечено: в какой бы сфере деятельности и общественных отношений ни находился человек, она всегда чревата потенциальными опасностями. Любая потенциальная опасность обусловлена одной или несколькими причинами. Другими словами, конкретные опасности без причин не возникают. Опасность можно предотвратить, если иметь представление о её источниках и причинах возникновения.



Возникновение опасных ситуаций может являться следствием факторов (природных и техногенных), не зависящих от людей. Но чаще всего опасные ситуации возникают из-за так называемого человеческого фактора. Человек может что-то не заметить, не вовремя что-то выключить (или включить), не выполнить инструкцию из-за излишней медлительности или, наоборот, торопливости и т. д. Более того, отдельные люди, в том числе и пятиклассники, нередко нарушая хорошо известные правила, сами являются первопричиной опасной ситуации, например нарушения Правил дорожного движения, которые мы можем наблюдать буквально каждый день. Горит красный сигнал светофора, запрещающий переход улицы. В это время ни справа, ни слева в поле зрения нет ни одной машины. И хотя все пешеходы прекрасно знают, что на красный сигнал нужно стоять, некоторые люди перебегают или даже неторопливо переходят улицу. Нередко такое нарушение приводит к дорожно-транспортному происшествию.



Проверяем знания

1. Сформулируйте своё определение потенциальных опасностей. Сравните с текстом учебника.

2. Какие потенциальные опасности существуют рядом с вами? Можно ли их избежать?

3. «...Чаще всего опасные ситуации возникают из-за так называемого человеческого фактора». Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите примеры, подтверждающие это утверждение.

Проводим исследования

Выход из опасной ситуации требует правильного поведения: оценить ситуацию, определить источник опасности, найти выход. Например, такая ситуация.

Вы вернулись из школы, разделись и пошли мыть руки. Включив свет в ванной комнате, вы видите, что на полу полно воды и она очень быстро прибывает. Является ли это событие опасностью? Как вы должны вести себя?

Работаем с источниками

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) занимается защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечением пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. МЧС России имеет официальный сайт, зайти на который может каждый желающий.

Любой пользователь, зайдя на сайт, может получить оперативную информацию и рекомендации по безопасному поведению. Попробуйте зайти на этот сайт. Изучите, как он работает. Помните, что у вас всегда есть этот помощник.

После уроков

Вместе с родителями проанализируйте, есть ли потенциальные опасности в вашем доме. Составьте список таких опасностей. Обсудите, как можно их избежать. Разработайте программу устранения этих опасностей или правильного поведения.





Наверх