План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)



Тема 2
Основные правила безопасного поведения в различных ситуациях



Вы знаете:

• Из уроков по окружающему миру и своего, пусть небольшого, жизненного опыта вы знаете, как вести себя в опасных ситуациях.

Вы узнаете:

• Для того чтобы успешно бороться с опасными ситуациями, нужно знать их источники. Есть государственные органы, которые занимаются безопасностью населения.


Как избежать опасности?



Правила

Главное — избегать нахождения в опасной зоне — территории, на которой существует риск попадания в опасную ситуацию. При вынужденном нахождении в опасной зоне — строго выполнять правила поведения в опасных ситуациях, предписания государственных органов, указания учителей и родителей, проявлять бдительность, не совершать рискованных, необдуманных поступков.

Если человек умеет распознавать источники опасности и быть всегда начеку, ему легче защитить себя или, по крайней мере, он не будет застигнут врасплох и сумеет в опасной ситуации обеспечить свою безопасность.



Существует несколько определений понятия «безопасность», каждое из которых по-своему раскрывает различные стороны этого явления. Так, в «Словаре русского языка. В 4 т.» (главный редактор А. П. Евгеньева) сказано: «Безопасность — состояние, при котором кому-нибудь, чему-нибудь не угрожает опасность».

Известный американский писатель Э. Хемингуэй в одном из своих романов писал: «Безопасность — это если знаешь, как увернуться от опасности». Эту житейскую мудрость можно понять так: в опасной ситуации человек должен выполнять правила поведения, которые помогут спасти жизнь и здоровье ему и другим людям.

Можно встретить и другие определения безопасности. Главное, что смысл этих определений один: безопасность является важнейшим условием жизни человека наряду с потребностью в пище, еде, жилище, отдыхе и т. д.

Существуют различные виды безопасности: экологическая, национальная, промышленная, пожарная, информационная, экономическая, военная, внутренняя, внешняя.

Вопросами безопасности жизнедеятельности человека занимаются специалисты. Они анализируют причины возникновения опасных ситуаций, описывают условия, при которых можно избежать опасности, а также разрабатывают правила безопасного поведения людей.

Известный польский путешественник и журналист Яцек Палкевич (р. 1942) сформулировал правила безопасности жизни:

1. Предвидеть опасность.

2. По возможности избегать её.

3. При необходимости действовать.

Безопасность жизнедеятельности — это система мер, направленных на поддержание комфортных, травмобезопасных условий взаимодействия человека с окружающей средой.

Чтобы обеспечить постоянную безопасность жизнедеятельности, каждому человеку необходимо иметь ясное представление о причинах появления опасностей, а также знать алгоритмы действий при возникновении опасных ситуаций.

Таким образом, чтобы сохранить своё здоровье и жизнь, человеку надо изучать источники опасностей, условия и причины их проявления, а также способы защиты от них. Этими вопросами вы будете заниматься на уроках по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Подробные правила безопасного поведения применительно к каждой ситуации природного, техногенного или социального характера вы узнаете на дальнейших уроках в 5-9 классах, а сейчас вы узнаете краткие сведения о системе государственной защиты в области безопасности.

Обеспечением безопасности своих граждан занимается государство в лице специально созданных для этого государственных органов. В мирное время вопросами безопасности граждан России занимается Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В каждом регионе наряду с органами местной власти действуют управления МЧС, задачей которых является осуществление функций МЧС на своей территории.

Вопросами борьбы с преступностью и терроризмом занимаются Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) и Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России). Кроме этого, органы ФСБ осуществляют контрразведывательную, разведывательную и пограничную деятельность, а также деятельность по обеспечению информационной безопасности.

Базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития нашего государства на долгосрочную перспективу, является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400).

В Российской Федерации реализуются следующие стратегические национальные приоритеты:

1) сбережение народа России и развитие человеческого потенциала;

2) оборона страны;

3) государственная и общественная безопасность;

4) информационная безопасность;

5) экономическая безопасность;

6) научно-технологическое развитие;

7) экологическая безопасность и рациональное природопользование;

8) защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти;

9) стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество.

В настоящее время на должном уровне обеспечиваются государственная и общественная безопасность, территориальная целостность и суверенитет страны, существенно снижен уровень террористической активности.



Проверяем знания

1. Сформулируйте своё определение безопасности. Сравните его с определениями, приведёнными в учебнике. Обоснуйте своё мнение.

2. Ещё раз внимательно прочитайте высказывание Я. Пал-кевича. Можно ли назвать это высказывание основным правилом безопасности? Обоснуйте свой ответ.

3. Какие государственные органы занимаются обеспечением безопасности населения России?

Проводим исследования

1. Разделитесь на две группы. Смоделируйте предполагаемую опасную ситуацию. Объясните, почему она может возникнуть. Каждая группа описывает порядок действий по выходу из этой ситуации. Обсудите оба варианта.

2. Опасности существуют вокруг нас, но проявляются при наличии определённых условий. Согласны вы с этим утверждением? Обоснуйте своё мнение. Приведите примеры.

Работаем с источниками

1. Поработайте с Интернетом. Найдите названные выше документы. Проанализируйте, какие основные идеи заложены в них. Подготовьте презентацию.

2. В Интернете найдите информацию о знаменитом польском путешественнике и писателе Яцеке Палкевиче: в каких экспедициях он участвовал, какие книги написал? Подготовьте сообщение или презентацию о нём.

После уроков

Вместе с одноклассниками подготовьте карту района, в котором расположена ваша общеобразовательная организация (допускается компьютерная версия). Цветом нужно отметить места потенциальных опасностей. Опишите эти опасности и предложите план ваших действий в случае их возникновения.





Наверх