Здоровье — главная ценность человека. Его две составляющие — духовное здоровье и физическое здоровье — взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Сохранить здоровье можно, соблюдая правила здорового образа жизни, а также следуя «золотому правилу нравственности». Оно формулируется по-разному, но смысл его один: относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.
Для того чтобы сохранить здоровье, нужно знать, что такое здоровье и от каких факторов оно зависит; задуматься о том, всё ли правильно вы делаете, чтобы сберечь здоровье; понимать, что здоровый образ жизни и состояние здоровья неразрывно связаны.
Древнегреческий философ Платон (между 427 и 429 гг. до н. э. — 347 г. до н. э.) очень точно сказал о здоровье, поставив его на первое место в списке человеческих ценностей: «Величайшее благо — здоровье, на втором месте красота, на третьем — богатство».
Здоровый человек активно занимается физкультурой или спортом, у него хорошо развитая мускулатура, свежий цвет лица. Он энергичен и испытывает постоянный интерес к жизни. Здоровому человеку легче справиться с трудностями и добиться успехов в выбранной профессии.
Индивидуальное здоровье человека должно сочетаться с ведением здорового образа жизни, т. е. с выполнением таких правил поведения, которые позволяют улучшать нашу жизнь и делать её более благополучной, максимально использовать заложенные в нас природой возможности.
Вы знаете:
• В начальной школе на уроках окружающего мира вы познакомились с элементарными правилами здорового образа жизни. Вспомните эти правила.
Вы узнаете:
• Здоровье — главная ценность человека.
• Что такое физическое и духовное здоровье.
• Сохранить здоровье можно, соблюдая правила здорового образа жизни.
Существует несколько определений здоровья.
Одно из них изложено в «Словаре русского языка. В 4 т.» (главный редактор А. П. Евгеньева): «Здоровье — состояние организма, при котором правильно, нормально действуют все его органы».
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает, что «здоровье — состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека», а не просто отсутствие у него заболеваний или психических расстройств.
Общепринятого определения понятия «здоровый образ жизни» также не существует.
Авторы предлагают своё определение, которое коротко говорит о главных его составляющих.
Здоровый образ жизни — индивидуальный, групповой образ жизни людей, направленный на сохранение духовного и физического здоровья, жизненную успешность, предупреждение болезней и укрепление человеческого организма в целом, а также на увеличение продолжительности жизни.
Сбережение своего здоровья — одна из главных жизненных установок и обязанностей человека, поскольку здоровые люди составляют основу здорового общества. Для того чтобы сберечь своё здоровье, нужно знать и соблюдать правила в области личной гигиены, уметь оказывать первую помощь и самопомощь.
Когда вы учились в начальной школе, вы узнали, что, закаливая организм, можно укрепить своё здоровье. Наверняка многие из вас соблюдают рекомендации по закаливанию. В 5-9 классах на уроках физкультуры и самостоятельно в домашних условиях вам предстоит укрепить и развить свои физические качества, выполнить нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ПО) для вашего возраста. Это очень важный период, когда закладываются основы на всю дальнейшую жизнь.
Очень важно пойти по правильному пути и постоянно заботиться о своём здоровье, улучшая свои врождённые качества и укрепляя организм. Но легкомысленный подросток может пойти и по другому пути, например систематически не соблюдать необходимый режим дня и отдыха либо приобрести разрушающие здоровье вредные привычки типа курения. Советуем выбрать здоровый образ жизни. Этот выбор единственно правильный.
Японская народная пословица недаром гласит: «Забота о здоровье — лучшее лекарство». Авторы учебника взяли на себя смелость несколько перефразировать эту народную мудрость: «Лучшее лекарство — это каждодневная забота о своём здоровье с юных лет».
Это интересно
7 апреля ежегодно во всём мире отмечается Всемирный день здоровья. Эта идея была выдвинута Всемирной организацией здравоохранения в 1948 г., когда был подписан Устав этой организации. Отмечается праздник здоровья с 1950 г. Каждый год празднику присваивается определённая тема, которой соответствуют проводимые мероприятия.
Строгое соблюдение режима дня и отдыха, регулярные занятия физкультурой и спортом, решительный отказ от вредных привычек начиная с детского и подросткового возраста — это основы, которые вам пригодятся для построения долгой и счастливой жизни.
Всё, о чём мы говорили выше, относится к физическому здоровью. Но существует и такое понятие, как духовное здоровье.
Мы уже знаем, что физическое здоровье зависит от режима питания, соблюдения правил гигиены, двигательной активности и т. д.
От чего зависит духовное здоровье?
Прежде всего оно зависит от системы мышления человека, его нравственных принципов, отношения к жизни, к людям, к ситуациям, событиям.
Духовное здоровье — это умение жить в согласии с собой и окружающими людьми, способность анализировать различные ситуации, умение прогнозировать последствия ситуации и принимаемых решений, умение моделировать различные ситуации с учётом собственных возможностей, необходимости и желания.
Физическое и духовное здоровье находятся в неразрывной связи, оказывая взаимное благотворное влияние. Физическое здоровье способствует умственной деятельности, а духовное здоровье не позволяет человеку сойти с правильного пути.
Недаром в народе говорят, что в здоровом теле здоровый дух.
Слабость человеческого духа, неспособность противостоять пагубным влияниям могут привести к таким страшным болезням, как наркомания, алкоголизм
Проверяем знания
1. Дайте своё определение здоровья. Сравните его с определениями, приводимыми в учебнике. Обоснуйте своё мнение.
2. Здоровье надо беречь с детства. Вы согласны с этим утверждением? Может быть, не поздно это делать и в старшем возрасте? Как вы думаете? Обоснуйте своё мнение.
3. Физическое здоровье способствует умственной деятельности, а духовное здоровье не позволяет человеку сойти с правильного пути. Объясните, как вы понимаете это утверждение. Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.
4. Вспомните, изучали ли вы «золотое правило нравственности» в начальной школе. На каких предметах? Предложите свою формулировку «золотого правила нравственности». Обсудите в классе. Почему это правило считается основой духовного здоровья?
Проводим исследования
1. Определите состояние вашего здоровья. Для этого нужно измерить рост, вес, посчитать пульс в состоянии покоя, проанализировать, как вы спите, какой у вас аппетит. Полученные данные оформите в виде таблицы. Обсудите со взрослыми. Сделайте выводы. Через 6 месяцев повторите исследование, сравните результаты.
2. Как вы думаете, можно ли считать, что человек ведёт здоровый образ жизни, если он редко болеет, но при этом питается фастфудом, основное время проводит на диване, часами сидит за компьютером? Определите, какие риски ожидают этого человека. Разработайте для него памятку здорового образа жизни.
Работаем с источниками
1. Французский философ Мишель де Монтень считал, что здоровье — это драгоценность, и притом единственная. Без здоровья меркнут и гибнут радость, мудрость, знания и добродетели. Вы согласны с этим высказыванием? Обоснуйте свой ответ.
2. Проанализируйте эпиграф к данной главе. Какие дополнительные выводы о поддержании здоровья, кроме изложенных в тексте, вы можете сделать? Запишите в тетради.
После уроков
Используя Интернет, литературу, с которой вы знакомы, вспомните сказки, поговорки, интересные истории на тему здоровья. Оформите их иллюстрациями, представьте в классе.
2. Сочините сказку, героями которой будут Здоровье и Нездоровье, используйте слова «организм», «болезнь», «лекарство», «гигиена», «режим дня».