План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 5
Как сохранить здоровье



Вы знаете:

• На уроках окружающего мира вы узнали, с кем «дружат» болезни и что нужно делать, если хочешь быть здоров.

Вы узнаете:

• От чего зависит здоровье человека, что мы считаем составляющими здорового образа жизни.


Ваша трудовая деятельность — это учёба в школе. Ваша хорошая успеваемость в школе напрямую зависит от правильно выбранного режима дня.

Время, отведённое на выполнение домашних заданий, занятия физической культурой и спортом, следует равномерно распределять на каждый день, неделю и месяц, обеспечивая правильное чередование умственной и физической работы. Планируя свою нагрузку, необходимо помнить об отдыхе. Отдыхать вы должны после школы, после занятий физкультурой, перед выполнением домашних заданий, перед приёмом пищи.

Короткий отдых обязателен перед каждым новым видом работы или занятий.

Важным признаком здоровья является хороший сон. Здоровый человек обычно быстро погружается в сон, просыпается через 6-8 ч и чувствует прилив энергии.


ОСАНКА


В вашем возрасте приходится много времени проводить за школьной партой и дома за письменным столом, выполняя заданное на дом.

При работе за письменным столом или за партой необходимо следовать правилам, в том числе правильно сидеть. Выполнение рекомендаций поможет снять усталость и будет благотворно воздействовать на формирование правильной осанки.

Осанка — умение человека держать своё тело в различных положениях.

Если у человека при ходьбе тело прямое как струна, расправленные плечи, уверенная посадка головы (подбородок слегка приподнят и направлен вперёд) — это правильная осанка.

Если человек ходит на полусогнутых ногах, с опущенными плечами и головой, ссутулившись, — это неправильная осанка.

Правильную осанку человек вырабатывает в детстве и юности. Когда вы сидите за столом или партой, важно постоянно следить за своей осанкой. Такая установка вам очень пригодится в будущем.

Печально, но многие подростки специально сутулятся и считают небрежную походку привлекательной. На самом деле такие осанка и походка наносят вред кровообращению и работе внутренних органов.



Правила

• При работе за письменным столом и партой не наклоняйте низко голову. Сидя за столом, старайтесь, чтобы между грудью и столом проходил кулак.

• Во время ходьбы также необходимо сохранять правильную осанку, держаться прямо, а плечи держать расправленными.

• Если вы переносите тяжёлые вещи (например, сумки из магазина), то следите, чтобы их вес распределялся равномерно в обеих руках. Если тяжёлый груз нельзя разделить на две примерно равные части, нужно через равные промежутки времени поочерёдно нести его то в правой, то в левой руке.



В вашем возрасте в связи с увеличением объёма работы за столом (чтение учебников, выполнение письменных заданий) значительно возрастает нагрузка на глаза, что может привести к близорукости.

Близорукость — недостаток зрения, выражающийся в неспособности видеть на далёкое расстояние.

Можно ли предотвратить близорукость?

При разглядывании объектов и чтении текстов на близком расстоянии мышечный аппарат глаза напрягается. Когда мы смотрим вдаль, зрительное восприятие значительно облегчается. Там, где нашему зрению обеспечен большой кругозор, например при разглядывании панорам сельской местности, глаза отдыхают. Поэтому люди, живущие в сельской, горной местностях, обычно обладают хорошим зрением.

Существует также дальнозоркость — недостаток зрения, при котором отдалённые предметы видны яснее, чем близлежащие. Дальнозоркостью чаще страдают люди пожилого возраста, но встречается она и у молодых.

Для сохранения хорошего зрения очень важно правильно сидеть за партой, рабочим столом. Вредно читать лёжа. Продолжительная работа на компьютере также неблагоприятно сказывается на зрении. Нужно делать перерывы. Не менее важно, чтобы при чтении и письме книги и тетради находились на расстоянии не меньше 30 см от глаз.

Советуем беречь ваши органы зрения от глазных травм, которые нередко приводят к слепоте. Травма одного глаза может привести к слепоте обоих. Глазную травму можно получить, например, в результате чьей-то необдуманной шалости {удар по голове, попадание брошенного предмета в глаз). При выходе на природу в глаз может попасть сок какого-нибудь вредного растения, например борщевика. Всё это может привести к непоправимой беде.

При работе за столом главное условие нормальной работы глаз — правильное освещение.



Правила

• Если есть такая возможность, то стол для домашних занятий нужно поставить ближе к окну — там в несколько раз больше освещённость.

• Свет из окна или от электрической лампы должен падать слева. Искусственное освещение должно быть достаточным по силе, равномерным, не давать резких теней, не создавать бликов. Важно, чтобы свет от лампы, защищенной абажуром, освещал лишь учебную книгу и тетрадь для занятий, а не бил прямо в глаза.



РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ


Здоровье человека неразрывно связано с развитием его физических качеств — силы, быстроты, выносливости. Эти качества называют ещё двигательными. С детства развивая физические качества, двигаясь, человек укрепляет сердце, развивает мышцы, дыхание.

Сила — способность человека напряжением мышц выполнять движения, действия.

За счёт напряжения мышц человек выполняет двигательные действия и передвижения, поднимает и переносит тяжёлые предметы.

Сила человека определяется тем, насколько максимально могут напрягаться его мышцы. Подросток, который не может сильно напрягать мышцы, считается физически слабым, и ему необходимо выполнять комплексы специальных тренировочных упражнений.

Быстрота — это способность человека выполнять движения с максимальной скоростью за счёт быстрого напряжения мышц.

Каждый человек может совершать движения медленно и быстро. Это зависит от того, с какой скоростью напрягаются его мышцы. Чем выше скорость напряжения мышц, тем быстрее движения человека.


МАЛОПОДВИЖНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ


Малоподвижный образ жизни — беда не только взрослых, но и, к сожалению, большинства ваших ровесников. От такого образа жизни необходимо избавляться за счёт простых и проверенных средств.

• Во-первых, необходимо делать утреннюю физическую зарядку. Её цель — помочь человеку быстрее перейти от сна к бодрствованию, усилить кровообращение и дыхание, поднять работоспособность. Зарядку делают в хорошо проветренной комнате. Для выполнения упражнений используют чистый коврик, приготовленный заранее с вечера.

• Во-вторых, ходить в школу пешком. Не забывайте только выйти из дома пораньше, чтобы не опоздать на урок.

• В-третьих, физкультминутки, ежедневные прогулки, занятия спортом, подготовка к сдаче нормативов ГТО и обязательное посешение уроков физкультуры помогают бороться с малоподвижным образом жизни.

Запомните! Двигательная активность благоприятно отражается на работе всех систем организма, повышает умственную и физическую работоспособность.


О ЗАКАЛИВАНИИ


Закаливание — средство укрепления организма, проверенное многими поколениями, и важная составляющая здорового образа жизни. Закалённый человек редко болеет и успешно справляется со всеми заданиями.

В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. В процессе закаливания совершенствуется работа организма, улучшается деятельность всех органов и их систем. В результате закаливания повышается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие.

В качестве закаливающих процедур широко используются пребывание и занятие спортом на свежем воздухе, а также водные процедуры (воздушные ванны, обтирание и обливание холодной водой, купание в открытых водоёмах, контрастный душ, недолгие погружения в холодные ванны или воду).

Самый доступный способ закаливания — воздушные ванны на открытом воздухе, их можно принимать в любое время года. Воздушные ванны улучшают самочувствие и работу организма.

Воздушные ванны можно совмещать с различными физическими упражнениями — пешими прогулками, бегом, комплексами гимнастики, спортивными играми, ездой на велосипеде.

А начинать закаливание организма лучше всего с обтирания тела холодной водой. Обтирание проводят каждый день после утренней зарядки. Для процедуры обтирания нужно сухое полотенце, губка или специальная рукавица и ёмкость с водой. На первых занятиях вода должна иметь комнатную температуру. Затем через каждые 2-3 недели её постепенно понижают, пока она не сравняется с температурой холодной воды, которая течёт из-под крана.



Правила

Закаливание проводят по следующим правилам:

• Смачивают губку в воде и слегка её отжимают.

• Попеременно обтирают руки в направлении от пальцев к туловищу.

• Смачивают губку и обтирают шею.

• Смачивают губку и обтирают грудь и живот в направлении от шеи к ногам.

• Смачивают губку и обтирают спину.

• Смачивают губку, затем ноги по очереди обтирают в направлении сверху вниз.

• С помощью полотенца растирают тело и конечности до небольшого покраснения. Растирание прекращают, когда появляется ощущение теплоты.



Начинать любое закаливание нужно только после посещения врача для получения рекомендаций, а закаливающие процедуры надо проходить под наблюдением взрослых. А вот моржевание — купание в ледяной воде — требует специальной подготовки под наблюдением специалистов.


ПИТАНИЕ


Здоровье человека определяют несколько показателей. Один из очевидных признаков здоровья — хороший аппетит.

Снижение аппетита — явный признак ухудшения здоровья.

Необходимые элементы, требующиеся для развития организма и поддержания его в тонусе, снабжающие энергией, достаточной для полноценной жизнедеятельности, человек получает с пищей. В число необходимых элементов традиционно входят вода, белки, витамины, жиры, минеральные вещества и углеводы.

Минеральные вещества — это вещества, которые обеспечивают работу нервной, сердечно-сосудистой, иммунной, пищеварительной и других систем. Они необходимы человеческому организму для обеспечения нормальной жизнедеятельности.

Минеральные вещества служат структурными компонентами зубов, мышц, клеток крови и костей. Минеральные вещества организм получает с различными видами пищи.

Витамины способствуют росту человека и обмену веществ. Витамины являются хорошей профилактикой различных заболеваний. Человеческий организм получает витамины в основном вместе с овощами, фруктами и ягодами.

Вода — основной фактор существования на Земле всех организмов (и самых простых, и самых сложных). Вода — один из наиболее важных компонентов человеческого организма. В сутки взрослый человек должен потреблять не менее 2-2,5 л воды. В вашем возрасте девочки могут употреблять 1,6 л, а мальчики — 1,8 л. В суточную дозу не входят сладкие газированные напитки. Без воды человек может оставаться живым не более 3-4 суток.

Жиры — одна из главных составляющих питания человека. Жиры задействованы во многих жизненно необходимых процессах организма. Они входят в разные продукты, употребляемые в пищу (масло, орехи, сало).

Белки служат основным материалом для построения клеток и тканей организма. Источниками белка являются горох, молоко, мясо, орехи, рис, рыба, сыр, творог, фасоль, яйца.

Углеводы — основной источник энергии для человеческого организма. Углеводы содержатся во многих пищевых продуктах, но особенно много их в крупах и фруктах.



Правила

Для получения питательных веществ, необходимых в вашем возрасте, важен четырёхразовый приём пищи в одно и то же время. При этом завтрак должен составлять примерно 25% суточного рациона, второй завтрак — 15%, обед — 35 % и ужин — 25 %. Ужинать рекомендуется не позднее чем за 2-3 ч до сна. Желательно включать в рацион больше свежих овощей и фруктов и поменьше сладостей.




Проверяем знания

1. Сон и замечательный аппетит являются важными признаками хорошего здоровья. Какие ещё признаки хорошего здоровья вы знаете?

2. Какая осанка называется правильной? Что вы делаете для поддержания осанки?

3. Назовите главное условие для нормальной работы глаз.

4. Охарактеризуйте физические качества. Как развитие физических качеств влияет на состояние здоровья? Обоснуйте свой ответ.

5. Перечислите правила закаливания.

6. Какие необходимые элементы должны входить в рацион питания?

Проводим исследования

Что вы знаете о калорийности? Для ответа на этот вопрос используйте Интернет и справочники. Попробуйте сформулировать собственные определения понятий «калория», «калорийность». Попросите помощи у взрослых и разработайте меню для подростка, исходя из того, что ваш рацион должен составлять 2700 килокалорий.

Работаем с источниками

Поработайте с Интернетом, найдите высказывания учёных, врачей, просто интересных людей о здоровом образе жизни. Выпишите их. Подумайте, с чем вы согласны, какие высказывания вас удивили, а с чем вы категорически не согласны.

Запишите результаты своей работы в тетради. Обсудите в классе.

После уроков

Вместе с родителями изучите таблицу, в которой указана рекомендуемая масса продуктов для учащихся 5-6 классов. Сравните со своим рационом питания. Сделайте выводы.

Блюда и продукты Масса порции (в граммах)
Каша, овощное, яичное, творожное, мясное блюдо 200—250
Напитки (чай, какао, сок, компот, молоко, кефир и др.) 200
Салат 100—150
Суп 250-300
Мясо, котлета 100—120
Гарнир 180-230
Фрукты 100



Источник: Здорово быть здоровым. 5-6 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /под ред. Г. Г. Онищенко. — М.: Просвещение, 2019.




Наверх