План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 8
Основные правила здорового образа жизни



Вы знаете:

• Вы уже знаете, что такое здоровый образ жизни, какие привычки считаются вредными, что такое личная гигиена и др.

Вы узнаете:

• Какие правила соответствуют здоровому образу жизни.

• Что такое быть здоровым.


Как вы уяснили, в понятие «быть здоровым» входит много составных частей. Сохранение здоровья с юных лет — этот вопрос всегда актуален для всего человечества. Для детей и подростков видными учёными разработаны правила и нормы, которые помогут им вести здоровый образ жизни.



Это интересно

В формировании представлений о здоровом образе жизни огромная роль принадлежит великому русскому учёному Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Известно высказывание Ломоносова: кто достигнет старости, тот почувствует болезни от роскошей, бывших в юности, следовательно, в молодых летах должно от роскошей удаляться.




Правила

К правилам здорового образа жизни относятся следующие:

• выполнять закаливающие процедуры, способствующие защите организма от заболеваний различного рода;

• следовать правилам рационального питания;

• соблюдать режим труда и отдыха;

• негативно относиться к вредным привычкам (табакокурение, употребление психоактивных веществ);

• владеть основными навыками культуры безопасности.



Одного желания быть здоровым мало. Чтобы достичь высокого уровня здоровья, нужно постоянно и систематически работать в этом направлении.

1. Обязательно найдите для себя подходящий способ двигательной активности (ходьба, бег, гимнастика).

2. Выполняйте физкультурные упражнения несколько раз в неделю, составьте комплекс упражнений, которые вам по силам и приятны. Помните, что нельзя заниматься физкультурой до изнеможения, нагрузки должны быть разумными.

3. Воздерживайтесь от невынужденного голодания, как бы оно ни восхвалялось отдельными личностями, за исключением рекомендаций вашего лечащего врача.

4. Употребляйте в пищу только необходимое для вашего организма количество продуктов, не забывайте ограничивать себя в сладком.

5. Употребляйте в течение дня рекомендуемое для вашего возраста количество чистой питьевой воды.

6. Относитесь к учёбе в школе как к интересному делу. В свободное время занимайтесь чем-нибудь увлекательным, что помогает вам физически и духовно развиваться.

7. Тепло и внимательно относитесь к окружающим вас людям. Знайте и соблюдайте правила общения. Старайтесь не общаться с конфликтными личностями.

8. Выберите такое время для засыпания, чтобы утром вы себя чувствовали полностью выспавшимся, а ваши силы были восстановлены.

9. Несколько раз в неделю занимайтесь закаливанием организма (воздушные ванны, кратковременные погружения в холодные ванны или в воду, обтирания и обливание холодной водой, контрастный душ). Лучше всего выбрать те виды закаливания, которые не только способствуют закаливанию организма, но и доставляют вам радостные ощущения.

10. Не курите, не употребляйте спиртных напитков. Решительно отвергайте предложения понюхать химическое вещество, выкурить сигарету, попробовать алкогольный напиток и тем более наркотик.



Проверяем знания

1. Сформулируйте своими словами правила сохранения здорового образа жизни. Сравните с текстом учебника.

2. Сгруппируйте приведённые выше правила по направлениям: питание, движение, закаливание. Дополните список. Обоснуйте свои дополнения.

3. Выполняете ли вы все требования по формированию здорового образа жизни? Если нет, то что мешает этому?

Проводим исследования

Вспомните и сформулируйте правила здорового образа жизни, с которыми вы познакомились в начальной школе. Дополните этот список новыми правилами, с которыми вы познакомились в этой главе.

Проанализируйте этот список и напротив каждого правила напишите «выполняю» или «не выполняю». Сделайте вывод: можно ли ваш образ жизни назвать здоровым.

Работаем с источниками

Сократ утверждал: если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше, что полезнее для его здоровья, чем он сам.

Как вы понимаете это высказывание? Подготовьте коллективный ответ.

После уроков

Вместе с родителями обсудите, как в вашей семье понимается здоровый образ жизни. Соблюдаете ли вы основные правила здорового образа жизни? Если нет, разработайте программу на ближайшее время.




РЕЗЮМЕ

Здоровье — это состояние полного благополучия человека. Здоровье — важнейшая ценность человека, условие его самореализации во всех сферах деятельности, в том числе в учёбе. Здоровье человека зависит от нескольких факторов — образа жизни, наследственности, окружающей среды, медицинского обслуживания. Для укрепления здоровья необходимо соблюдать правила здорового образа жизни, которые включают в себя режим дня, правила личной гигиены, рациональное питание, закаливающие процедуры, двигательную активность, выполнение физических упражнений и занятия спортом. Как говорит грузинская пословица, «недугов много, здоровье — одно».

Обобщите знания, полученные в процессе изучения данной главы, разработайте «Кодекс здоровья» для своего класса. Разместите его в кабинете ОБЖ и следите за его выполнением.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Вы часто слышите выражение «активная жизненная позиция». Как вы думаете, что входит в это понятие? Зависит ли здоровье человека от его жизненной позиции? Аргументируйте свою точку зрения.

2. Как вы понимаете основной смысл понятий «здоровье» (физическое и духовное) и «здоровый образ жизни»?

3. Охарактеризуйте факторы, влияющие на здоровье человека.

4. Какие привычки считаются вредными? Почему? Подготовьте презентацию о влиянии вредных привычек на здоровье.

5. Сформулируйте три правила, как не попасть в ловушку наркотиков.

6. Существует ли взаимосвязь между здоровьем и безопасностью человека? Обоснуйте свой ответ.

7. Подготовьте короткое сочинение на тему «Мой образ жизни. Можно ли назвать его здоровым?».





Наверх