План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Безопасное поведение на дороге и в транспорте


Транспорт (от лат. transporto — переносить, перемещать, перевозить) появился у различных цивилизаций ещё в древние времена. До нашего времени дошло большое число мощённых камнем дорог, по которым когда-то передвигались повозки с людьми и товарами. Эти дороги можно увидеть на территории современных Азии, Европы, стран Латинской Америки. В древние времена существовал также речной и морской транспорт, который перевозил товары и пассажиров на дальние расстояния. Такие путешествия длились очень долго, иногда целые месяцы.

Ежегодно в нашей стране происходит свыше 100 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают и получают ранения тысячи людей. Примерно каждый десятый погибший — ребёнок или подросток.

В Российской Федерации в соответствии с Правилами дорожного движения принято правостороннее движение, то есть транспорт при движении придерживается правой стороны проезжей части дороги.

Дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (моста). Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.

По проезжей части дороги движется безрельсовый транспорт, по трамвайным путям — рельсовый транспорт (трамваи). Пешеходы движутся по тротуарам и, если нужно перейти дорогу, — по пешеходным переходам. На загородных дорогах есть обочины, которые используются для движения пешеходов и остановки автомобилей.

Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения или остановки транспортных средств и пешеходов.

Островок безопасности — элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения противоположных направлений, обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги.

Перекрёсток — это место, на котором пересекаются две или более дороги. Если дороги сходятся с трёх сторон, то перекрёсток называется трёхсторонним. Если дороги сходятся с четырёх сторон, то перекрёсток называется четырёхсторонним. Есть перекрёстки, где сходится больше четырёх дорог.



Это надо знать

К дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) могут привести даже незначительные нарушения, допущенные его участниками. Например, пешеход перебежал оживлённую дорогу в неположенном месте. Результат — столкновения автомобилей с общественным транспортом, серьёзные травмы водителей и пассажиров, которых можно было избежать, если бы пешеход, перебежавший улицу, соблюдал Правила дорожного движения. Все материалы этой главы основаны на этом важнейшем государственном документе.


Правила дорожного движения — это главный закон, который устанавливает порядок движения по дорогам нашей страны.

Правила дорожного движения обязательны для всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов и пассажиров.


Тема 9
Правила поведения для пешеходов



Вы знаете:

• Как должен вести себя пешеход, вы узнали в детском саду и в начальной школе на уроках окружающего мира.

Вы узнаете:

• Вы продолжите изучать Правила дорожного движения: узнаете, как регулируется дорожное движение, как наносится дорожная разметка, как работает светофор и др.


Перед тем как рассказать о правилах, обязательных для пешеходов, познакомимся с информацией о дорожной разметке и регулировании дорожного движения.

Дорожная разметка наносится на различные части дороги в виде линий, стрелок, различных надписей. Цвета дорожной разметки — белый (по преимуществу), жёлтый, красный, синий, чёрный, зелёный. Для временной дорожной разметки установлен оранжевый цвет. Регулирование дорожного движения осуществляют регулировщики Государственной инспекции дорожного движения (ГИБДД).

Пешеходный переход — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный дорожными знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу.

Пешеходные переходы могут быть регулируемыми и нерегулируемыми.

Пешеходный переход, не регулируемый светофорами, обозначается сплошными линиями вдоль проезжей части по всей длине перехода (так называемая зебра).

Пешеходный переход, регулируемый светофором, обозначается пунктирными белыми линиями, нанесёнными поперёк проезжей части дороги.

Пешеходная дорожка — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная специальным дорожным знаком.

Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка) — конструктивно отделённый от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

Велосипедная дорожка — конструктивно отделённый от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

Средство индивидуальной мобильности (СИМ) — транспортное средство, имеющее одно или несколько колёс (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколёса и иные аналогичные средства).

Островок направляющий — элемент обустройства автомобильной дороги, расположенный на одном уровне с проезжей частью либо приподнятый над ней и обеспечивающий благоприятные условия разделения и слияния транспортных потоков.

Разделительная полоса — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки, разделяющий смежные проезжие части, проезжую часть и трамвайные пути либо отделяющий полосы для маршрутных транспортных средств и (или) полосы для велосипедистов от остальных полос движения в пределах одной проезжей части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

Получить дополнительную информацию участникам дорожного движения помогают дорожные знаки.

Знаки состоят из восьми групп. К каждой группе относятся знаки, передающие информацию одинакового предназначения.

Существуют следующие группы дорожных знаков: предупреждающие; приоритета; запрещающие; предписывающие; особых предписаний; информационные; сервиса; дополнительной информации (таблички). Основные дорожные знаки можно посмотреть в Приложении.

Светофоры регулируют движение автомобилистов и пешеходов через определённый участок дороги (например, перекрёсток). У светофоров имеются сигналы трёх цветов — зелёного, жёлтого, красного.

Зелёный сигнал разрешает движение. Зелёный мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и зскоре будет включён запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зелёного сигнала, могут применяться цифровые табло).

Жёлтый сигнал запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов. Жёлтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрёстка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности.

Красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.

Используются две группы светофоров: транспортные и пешеходные.

В зависимости от назначения сигналы транспортных и пешеходных светофоров могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда.

Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зелёной стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зелёного круглого сигнала.

Движением на дорогах может управлять также регулировщик. Регулировщик наделён полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами дорожного движения, и непосредственно осуществляет указанное регулирование. Обычно это сотрудник полиции в форме. Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.

Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем). Дополнительный сигнал свистком подаётся для привлечения внимания участников движения.

Иногда на перекрёстке, оборудованном светофором, во время особенно оживлённого движения можно увидеть регулировщика, подающего сигналы. Этим сигналам и нужно подчиняться всем участникам дорожного движения.

Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны руководствоваться сигналами регулировщика для пешеходов.

Кто является пешеходом с официальной точки зрения? Ответ на этот вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. Обратимся к формулировке, которая приведена в Правилах дорожного движения Российской Федерации: «Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства».

Теперь напомним основные правила поведения пешеходов, которые они, увы, так часто нарушают.



Правила

• Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, подземным или надземным пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрёстках по линии тротуаров или обочин.

• При отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода или перекрёстка пешеходу разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке без разделительной полосы и ограждений. При этом дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.

• Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным или велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.

• При отсутствии тротуаров, пешеходных и вело-пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти друг за другом по краю проезжей части.

• При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населённых пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращаю-щими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

• По загородной дороге пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.

• Пешеходы, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также ведущие рядом с собой велосипед, должны следовать по ходу движения транспортных средств.

• При отсутствии регулировщика и пешеходного светофора пешеходы должны руководствоваться сигналами транспортного светофора.

• При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзор, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

• Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения.

• Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход будет можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и если сигнал светофора (регулировщика) переход разрешает.

• При приближении автомобиля с включённым проблесковым маячком (синего и красного цвета) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

• Если тротуар, пешеходная дорожка, обочина отсутствуют или движение по ним невозможно, разрешается идти по краю проезжей части в один ряд.




Проверяем знания

1. Подготовьте презентацию на тему «Как осуществляется регулирование дорожного движения».

2. Назовите элементы дорожной системы. Объедините их в три группы: дорожная разметка, светофоры, пешеходные переходы. Охарактеризуйте каждую группу.

3. Кто является пешеходом с точки зрения Правил дорожного движения? Дайте своё определение исходя из своего жизненного опыта.

4. Какие правила должен соблюдать пешеход?

Проводим исследования

Вместе с одноклассниками изучите сложные перекрёстки около школы. Выберите самый сложный и придумайте схему транспортной развязки, ориентируясь на Правила дорожного движения.

Проанализируйте приведённые выше правила. Выберите те, с которыми вам приходится встречаться чаще всего. Сгруппируйте их, придумайте название, разработайте памятку.

Работаем с источниками

Вспомните стихотворение С. Михалкова «Моя улица».

Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

Михалков С. Моя улица. — М.: Детская литература, 1974. — С. 7.

Как вы думаете, о ком идёт речь? Есть ли на рисунке на с. 58 описанное движение?

2. Прочитайте ещё раз текст рубрики «Это интересно», найдите в Интернете информацию из истории Правил дорожного движения. Подготовьте презентацию.

После уроков

Внимательно перечитайте текст параграфа. Постарайтесь ответить на вопросы: какую новую информацию вы получили? Какова основная идея данного параграфа?

Вместе с одноклассниками подготовьте презентацию в игровой форме, рассказывающую о Правилах дорожного движения, и проведите беседу в младших классах.





Наверх