План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности и защиты Родины
5 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)



Тема 10
Правила поведения для пассажиров



Вы знаете:

• Пассажиры должны соблюдать определённые правила. С некоторыми вы уже знакомы.

Вы узнаете:

• Почему для пассажиров существуют особые правила.

• Какие правила требуют обязательного соблюдения.


Общественный транспорт (автобус, трамвай, троллейбус, метрополитен) — это место нахождения большого числа людей (пассажиров), которые перемещаются каждый в свой пункт назначения. В общественном транспорте всем пассажирам нужно соблюдать несложные правила.

Пассажир — это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нём), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Каждое транспортное общественное средство следует по своему маршруту, которое обозначается номером на лобовом стекле. На местах остановок общественного транспорта есть указатели номеров маршрутов, которые останавливаются там. На специальных табличках указывается также время работы каждого маршрута.



Правила

Правила, которые необходимо выполнять пассажирам трамваев, троллейбусов, автобусов

• Общественные транспортные средства следует ожидать на оборудованных остановках. Там, где их нет, — на обочинах или тротуарах, где есть указатели номеров маршрутов.

• Выйти и войти в транспортное средство можно только после его полной остановки. Не следует толкаться и создавать давку, мешать закрыванию дверей.

• Для оплаты проезда в транспорте, оборудованном валидатором (электронным устройством, предназначенным для проверки проездных билетов), используются билеты с магнитной полосой и бесконтактные смарт-карты, соответствующие требованиям международных стандартов.

• Если билеты продаёт кондуктор, заплатите ему за проезд. Если сидячие места заняты, пройдите в среднюю часть салона. Если вы едете с другом или подругой, не нужно громко разговаривать на весь салон. Уважайте других пассажиров.

• При движении транспортного средства обязательно держитесь за поручни, чтобы находиться в устойчивом положении.




Правила поведения в метро

• При нахождении на эскалаторе стойте на ступенях лицом по направлению движения, держась за поручень.

• Не следует бежать по эскалатору, сидеть на его ступенях, ставить мелкие вещи на ступени и поручни эскалатора, прикасаться к неподвижным частям балюстрады.

• На платформе в ожидании поезда не заходите за ограничительную линию у края платформы.

• Если вы уронили свою вещь на пути движения поезда, не спускайтесь, чтобы её поднять. Вам нужно обратиться к дежурному по станции.

Источник: официальный сайт «Московский метрополитен»




Это надо знать

При перевозке учащихся на длинные расстояния в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации во многих регионах страны используются школьные автобусы, обозначенные опознавательными знаками «Перевозка детей». В школьном автобусе число перевозимых детей не должно превышать количества мест, оборудованных для сидения.

Если в школьном автобусе имеются ремни безопасности, то ими обязательно нужно пристёгиваться к сиденьям. Стоять в салоне во время движения школьного автобуса не разрешается.

Правилами дорожного движения Российской Федерации категорически запрещается перевозка детей в кузовах грузовых автомобилей (закрытых или открытых).



Проверяем знания

1. Сравните правила поведения для пешеходов, водителей и пассажиров.

2. Какой транспорт называется общественным? Чем он отличается от других видов транспорта?

3. Почему для пешеходов и пассажиров существуют особые правила? Каковы риски несоблюдения этих правил? Обоснуйте свой ответ.

4. Как вы думаете, пешеходный переход можно считать безопасным местом? Обоснуйте свою точку зрения.

Проводим исследования

1. Как вы думаете, что опаснее: читать во время движения автобуса или разговаривать с водителем? Проанализируйте Правила дорожного движения. Подготовьте ответ, обоснуйте свою точку зрения.

2. В течение недели понаблюдайте за пассажирами транспорта, на котором вы ездите. Зафиксируйте нарушения правил пассажирами. Предложите, как можно приучить пассажиров не нарушать правила.

Работаем с источниками

1. Поработайте с Интернетом и сформулируйте определение понятия «культура дорожного движения».

2. Проанализируйте существующие дорожные знаки и разработайте новые — запрещающий и разрешающий.

После уроков

Проведите среди одноклассников опрос на тему «Зачем нужны правила дорожного движения?». Результаты опроса оформите в виде таблицы (презентации, плаката).





Наверх