Вы знаете:
• Пребывание на улице может быть небезопасным — вам об этом говорили и в школе (в начальных классах), и дома.
• Многие правила поведения на улице и потенциальные опасности, подстерегающие детей, вам известны.
Вы узнаете:
• В этом параграфе вы вспомните, чему научились, и узнаете новые правила безопасного поведения на улице, в толпе, в общественном месте.
В начальной школе вы усвоили три основных правила, как вести себя на улице: не вступать в разговор с незнакомыми людьми; не садиться в автомобиль к незнакомым людям; с наступлением темноты не совершать прогулок.
Теперь в добавление к этим основополагающим правилам нужно усвоить дополнительные знания о безопасных маршрутах в вечернее время и о безопасности в толпе.
В вечернее время улицы больших городов представляют повышенную опасность для людей, особенно для детей.
Поэтому запомните главное правило безопасности в вечернее время: без крайней нужды не находитесь на улице в тёмное время суток без сопровождения родителей или законных представителей. По статистике, почти 50 % уличных преступлений совершается в вечернее время.
В России пребывание детей и подростков на улице в вечернее время законодательно регулируется. Так, согласно закону «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г., запрещается находиться на улице детям и подросткам от 7 до 16-18 лет, как правило, после 10 ч вечера до 6 ч утра в зависимости от региона без родителей или законных представителей. Это правило распространяется на посещение любых мероприятий, точек общественного питания, развлекательных центров, парковых зон, общественного транспорта. Пребывание вне дома с родителями и законными представителями в вечернее и ночное время не ограничено. По закону регионы имеют право устанавливать свои временные рамки для ограничений пребывания детей и подростков на улице в вечернее время. Поэтому вам необходимо знать время «комендантского часа для несовершеннолетних» своего региона. Оно может меняться в зависимости от времени года и продолжительности светового дня.
Учащийся вашего возраста, вынужденный в одиночку возвращаться домой в тёмное время суток по безлюдной улице, должен быть готов к встрече с опасной ситуацией. Для этого надо продумать безопасный маршрут заранее. Желательно, чтобы он включал поездку на общественном транспорте и проходил через людные места. Пусть маршрут будет длиннее, но лучше потерять 5-10 мин, чем попасть в ситуацию с непредсказуемым исходом.
Перед выходом после дополнительных занятий в кружке или спортивной секции, из музыкальной школы позвоните домой, чтобы ваши родственники могли вас встретить.
Выбирайте освещенные людные улицы. Не ходите по пустырям, вдоль длинных заборов и вблизи промышленной зоны. Особенно опасны проходы под мостами и эстакадами, тёмные дворы и подворотни, парки. Опасайтесь конечных остановок общественного транспорта: в тёмное время преступники могут поджидать здесь свою потенциальную одинокую жертву.
Если вам надо возвращаться к дому в вечернее время (из музыкальной школы, после занятий в спортивной секции, после дня рождения), перед выходом позвоните домой, чтобы известить родственников.
Совместно с родителями внимательно изучите дорогу домой и продумайте несколько маршрутов движения. На случай, если за вами по пятам будет следовать подозрительный человек, постарайтесь, не убыстряя движения, воспользоваться запасным маршрутом. Старайтесь не надевать яркую, привлекающую внимание одежду.
Если есть возможность, то идти лучше в группе, вышедшей из городского транспорта, пригородной электрички, после сеанса в кинотеатре. Если по ходу вашего движения необходимо воспользоваться подземным или надземным переходом, то лучше это делать тоже в группе пешеходов.
Находясь на улице в тёмное время суток, избегайте использования наушников, поскольку можете не заметить наступления опасной для вас ситуации. Желательно передвигаться вдоль кромки тротуара навстречу дорожному движению. Так вы снизите риски наступления опасной ситуации как со стороны пешеходного пространства, так и автодороги. Если автомобиль, поравнявшись с вами, замедляет ход или двигается с замедленной скоростью, как бы сопровождая вас, рекомендуем перейти на другую сторону улицы. То же самое нужно сделать, если вы видите на вашем пути группу развязных подростков или неадекватно ведущих себя взрослых.
Если от неприятной встречи не удалось уклониться, ни в коем случае не пытайтесь отвечать на хамские выпады уличных хулиганов. Ваша ответная реакция может лишь разозлить и распалить их.
По первому требованию уличного грабителя лучше сразу отдайте мелкие деньги, которые в таких ситуациях следует хранить отдельно от крупных. Не пытайтесь удержать сумку, если её вырывает мотоциклист или пеший преступник. Вы можете потерять равновесие и получить опасную травму.
Запомните! Жизнь и здоровье дороже любой вещи.
Находясь в общественных местах, в случае опасности не стесняйтесь обратиться за помощью к внушающим доверие взрослым — представителям полиции, МЧС, военнослужащим, работникам торговых центров, сотрудникам частных охранных предприятий.
Привычное для крупного города большое скопление людей несёт риски попадания обитателей горожан и приезжих в криминогенную ситуацию и причинения ущерба их здоровью при проведении различных мероприятий: спортивных матчей, концертов поп-звёзд, санкционированных и противозаконных митингов и демонстраций.
Например, толпа болельщиков, недовольная исходом матча или решением спортивного судьи, может в одночасье стать сворхагросс/iBi юй, представляющей опасность для окружающих.
Если на вашем пути плотное скопление людей, то лучше обойти толпу.
Ещё опаснее для случайных прохожих может стать ситуация столкновения участников несанкционированного митинга или демонстрации с правоохранительными органами. Такое столкновение нередко приводит к давке и массовым беспорядкам.
Запомните! Попадание в давку несёт прямую угрозу вашему здоровью и даже жизни. Это не менее опасно, чем встретиться в лесу с диким зверем один на один. Только вместо зверя вас может изувечить и даже лишить жизни возбуждённая толпа.
Правила поведения в толпе
• Избегайте больших скоплений людей.
• Не присоединяйтесь к толпе, как бы ни хотелось посмотреть на происходящие события.
• Если оказались в толпе, позвольте ей нести вас, но попытайтесь выбраться из неё.
• Глубоко вдохните и разведите согнутые в локтях руки чуть в стороны, чтобы грудная клетка не была сдавлена.
• Стремитесь оказаться подальше от высоких и крупных людей, людей с громоздкими предметами и большими сумками.
• Любыми способами старайтесь удержаться на ногах.
• Не держите руки в карманах.
• Двигаясь, поднимайте ноги как можно выше, ставьте ногу на полную стопу, не семените, не поднимайтесь на цыпочки.
• Если давка приняла угрожающий характер, немедленно, не раздумывая, освободитесь от любой ноши, прежде всего от сумки на длинном ремне и шарфа.
• Если что-то уронили, ни в коем случае не наклоняйтесь, чтобы поднять.
• Если вы упали, постарайтесь как можно быстрее подняться на ноги. При этом не опирайтесь на руки (их отдавят либо сломают). Старайтесь хоть на мгновение встать на подошвы или на носки. Обретя опору, «выныривайте», резко оттолкнувшись от земли ногами.
• Если встать не удаётся, свернитесь клубком, защитите голову предплечьями, а ладонями прикройте затылок.
• Попав в переполненное людьми помещение, заранее определите, какие места при возникновении экстремальной ситуации наиболее опасны (проходы между секторами на стадионе, стеклянные двери и иереюродки в концершых залах и г. п.), o6pain-те внимание на запасные и аварийные выходы, мысленно проделайте путь к ним.
• Легче всего укрыться от толпы в углах зала или вблизи стен, но сложнее оттуда добираться до выхода.
• При возникновении паники старайтесь сохранить спокойствие и способность трезво оценивать ситуацию.
Источник: официальный сайт ФСБ России
Проверяем знания
1. Какие дополнительные знания о безопасном поведении на улице вы получили?
2. Перечитайте раздел «Безопасность в вечернее время». Составьте таблицу «Можно» — «Нельзя».
3. Как вы думаете, у кого не следует просить помощи даже в сложной ситуации? Аргументируйте свой ответ.
4. Дополните список правил, как избежать неприятностей на улице. Объясните своё дополнение.
5. Случалось ли вам попадать в толпу? Если да, как вы вели себя? Соответствовало ли ваше поведение правилам?
Проводим исследования
1. Представьте ситуацию: вы оказались на безлюдной улице, навстречу вам движется группа агрессивных подростков. Кажется, что столкновение неизбежно. Как вы считаете, можно ли избежать этой неприятной ситуации? Опишите, каким образом. Что вы сделаете, если нельзя избежать этой ситуации?
2. На улице к вам подошёл человек и попросил проводить до дома, потому что он плохо себя чувствует. Какими будут ваши действия? Обоснуйте свой ответ.
Работаем с источниками
В русских народных сказках всегда описываются ситуации, связанные с опасностями. Вместе с одноклассниками проанализируйте одну из сказок. Опишите, почему её герои попали в опасную ситуацию. Разработайте для них правила безопасного поведения.
Другой вариант. Сочините сказку с использованием правил безопасного поведения на улице. В конце также обобщите правила безопасного поведения.
После уроков
Вместе с родителями разработайте безопасный маршрут от дома до мест вашего пребывания. На схеме нужно отметить места потенциальных опасностей. Обсудите, можно ли избежать опасностей. Как нужно вести себя, если не удастся этого сделать?