Вы знаете:
• Подъезд и лифт жилого дома являются местами повышенной опасности, особенно для детей.
• Игровая площадка тоже может быть небезопасной, если не соблюдать правила поведения на ней.
Вы узнаете:
• Какие правила безопасности надо соблюдать, находясь в подъезде, лифте, на детской площадке.
Эксперты предупреждают, что самыми опасными местами на пути ребёнка из дома в школу и обратно являются подъезд и лифт многоквартирного жилого дома.
Это подтверждает статистика. Каждый год в России происходит несколько нападений на детей в подъезде и в лифте как с целью личного ограбления, последующего проникновения в квартиру, так и с целью причинения психического и физического вреда. В последнем случае речь, как правило, идёт о психически нездоровых людях.
В январе 2020 г. всю Россию облетела попавшая на камеры наблюдения история младшей школьницы из подмосковного г. Ступино. Обнаружив, что за ней в подъезд вошёл незнакомый молодой человек, она, проявив быструю реакцию и знание мер безопасности, не задумываясь, выскочила из подъезда, вернувшись туда через некоторое время в сопровождении взрослого. Подозрительный молодой человек, в растерянности покинувший подъезд ни с чем, впоследствии был опознан и задержан. Он оказался психически нездоров.
Учащимся необходимо знать и строго соблюдать следующие основные правила безопасности в подъезде и лифте.
• Перед входом в подъезд и выходом из квартиры оцените окружающую обстановку на предмет возможных угроз вашей личной безопасности. Злоумышленник, избравший вас в качестве объекта для нападения, как правило, заранее следил за вами. Поэтому его можно обнаружить, проявив внимательность.
• Всегда имейте под рукой заряженный мобильный телефон с кнопкой быстрой связи с родителями. При подходе к подъезду свяжитесь по мобильному телефону с кем-то из близких, предупредите, что заходите в подъезд, желательно оставаться на связи до подхода к квартире. Если телефон разряжен, при необходимости сымитируйте телефонный разговор. Если в доме есть домофон, то перед входом в подъезд вызовите свою квартиру и попросите родителей встретить вас.
• Заранее обговорите с родителями обиходные кодовые слова или фразы, предупреждающие их о том, что вам может грозить опасность (например, «молочный коктейль», «макароны с подливкой»).
• Перед выходом из квартиры посмотрите в глазок, оцените обстановку на лестничной площадке, переждите, если на ней есть посторонние.
• Не выносите мусор из квартиры в вечернее время, только утром и днём.
• Войдя в подъезд и обнаружив там или следом за собой незнакомого человека, немедленно покиньте подъезд. Погуляйте на улице 15-20 мин в людном месте с хорошим освещением и, если подозрительный незнакомец продолжает идти следом, расскажите о нём любому взрослому, идущему навстречу. Дождитесь, когда в подъезд войдёт кто-то из взрослых жильцов дома.
• Также не стоит входить в дом, если человек только что туда зашёл: он может подстерегать на лестничной клетке или ждать в лифте, надеясь, что учащийся потеряет бдительность.
• Если вам срочно нужно попасть домой, а у подъезда стоит подозрительный человек, можно попросить знакомых сопроводить вас до квартиры. Например, позвать соседку, старшего брата одноклассницы, охранника ближайшего магазина, мужчину с ребёнком или полицейского.
• Если всё же подозрительный незнакомец вошёл за вами в подъезд и путей для отступления нет — звоните и стучите в первую попавшуюся квартиру, не стесняйтесь попросить проводить вас.
• Ожидая лифт, стойте вплотную спиной к противоположной дверям лифта стене. Это позволит вам контролировать ситуацию и не допустить нападения сзади.
• Если вы живёте на 2-4 этажах, старайтесь подниматься по лестнице. Это безопасней и полезней для организма.
• Если вслед за вами в лифт зашёл незнакомый взрослый, постарайтесь выйти обратно на площадку.
• Если в вызванном вами лифте уже находится незнакомый взрослый, пропустите его, дождитесь следующего.
• Если по дороге в лифте к вам подсел незнакомый взрослый, по возможности покиньте лифт. Не стойте к незнакомцу спиной, старайтесь внимательно наблюдать за ним. В случае угрозы безопасности немедленно нажмите кнопку ближайшего этажа. При открывании дверей покиньте лифт, громким криком позовите жильцов на помощь. Можно кричать: «Помогите! Пожар!»
• Оказавшись в безопасности, немедленно свяжитесь с полицией, родителями, сообщите о произошедшем с вами, приметы нападавшего и маршрут его движения.
• Если же преступник внезапно напал на вас и перешёл к активным действиям (зажимает, хватает за руки, закрывает рот) — защищайтесь любым способом! Можно бить, пинаться, кричать во всё горло, звать на помощь, стучать в соседские квартиры, барабанить по перилам или по лифту, кричать «Пожар!», всячески привлекая к себе внимание окружающих.
• Если есть возможность убежать — бегите, бросив все вещи.
Помните: этот набор простых правил поможет вам защитить себя и даже спасти жизнь.
Нарушения правил пользования лифтом могут создать опасную ситуацию. Хотя курить в кабине запрещено, некоторые взрослые не только пренебрегают этим запретом, но даже могут бросить на пол зажжённую сигарету. Представьте, к чему может привести такой поступок, если на полу кто-то разлил горючие материалы.
Перечитайте при первом удобном случае правила пользования лифтом, и вам станет ясно, что опасности можно избежать, только если тщательно соблюдать их.
Помните, что в случае пожара или задымления в вашем многоквартирном доме должна сработать пожарная сигнализация, которая в автоматическом режиме направит лифт на первый этаж, после чего он должен отключиться с открытыми дверями. Если же этого не произойдёт по причине неисправности пожарной сигнализации, помните главное правило безопасности в лифте: «Категорически запрещено пользоваться лифтом во время пожара или задымления! Это — смертельно опасно!»
Игровая площадка дарит детям немало радостей, но и таит опасности, которые надо предвидеть, чтобы избежать травмирования себя или окружающих.
Попробуем сформулировать некоторые основные правила безопасности на игровой площадке.
• На игровой площадке встречаются дети разного возраста. Всегда уступайте малышам, старайтесь не причинить им вреда своими играми и действиями. Не пользуйтесь оборудованием игровой площадки, предназначенным для самых маленьких посетителей. Вы можете повредить его.
• Перед началом любой игры на игровой площадке обратите внимание на исправность аттракционов и тренажёров: категорически нельзя пользоваться неисправными качелями, каруселями и прочим оборудованием. Проверьте надёжность крепления спортивных ворот, турников, лестниц.
• Выбирайте игровую зону с мягким покрытием, предупреждающим травмирование.
• Одежда должна быть удобной и свободной. Исключите элементы одежды, которыми можно зацепиться за качели, карусели, прочие конструкции: обувь со шнурками, ленты в волосах, шарфы, галстуки.
• Во время активности на игровой площадке не жуйте жевательную резинку, не играйте в процессе еды — вы можете подавиться.
• Прыжки с качелей осуществляйте на полусогнутые ноги, как бы пружиня.
• Не контактируйте с незнакомыми взрослыми людьми.
• Не выбегайте на проезжую часть, не прячьтесь среди машин, водитель может не заметить вас и совершить наезд.
Проверяем знания
1. Почему лифт считается опасным местом? Сформулируйте собственное пояснение.
2. В каждом лифте есть правила пользования. Ознакомьтесь с ними и сравните с текстом учебника.
3. Как вести себя на лестничной площадке (в лифте), если опасаетесь нападения? Кратко сформулируйте правила.
4. Какие правила безопасности следует помнить при выходе на игровую площадку?
Проводим исследования
1. Изучите, что означает кнопка «Стоп» в лифте, кнопка «Вызов диспетчера» (или кнопка с изображением звоночка). В каких случаях и как следует ими пользоваться? Напишите отдельную инструкцию.
2. Разделитесь на две группы. Одна группа разрабатывает правила безопасного поведения на лестничной площадке, другая — в лифте. Каждая группа представляет результаты своей работы. Обсудите их и выработайте инструкцию пользования лифтом и лестничной площадкой, которую можно разместить в подъезде вашего дома.
Работаем с источниками
Используя Интернет, содержание параграфа, смоделируйте самую распространённую опасную ситуацию с лифтом. Проанализируйте, почему она возможна. Сформулируйте правила выхода из этой ситуации.
После уроков
1. Обсудите с родителями, попадал ли кто-либо из семьи в опасную ситуацию в лифте. Разработайте правила семейной поддержки на случай, если кто-то попадёт в опасную ситуацию.
2. Вместе с родителями придумайте плакат «Правила поведения на игровой площадке».