План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Безопасность в информационной среде


В наши дни люди находятся под влиянием постоянного роста объёма и интенсивности информационного потока, особенно через социальные сети. Каждый человек одновременно является как потребителем, так и источником информации. Формирование вашей личности, ваши будущие решения, действия, отношения с обществом, поведение и поступки во многом определяются полученной и усвоенной информацией.


Тема 23
Что такое информационная среда



Вы знаете:

• Что такое компьютер, какие у него возможности, что такое компьютерные сообщения, социальные сети и др.

Вы узнаете:

• Что такое информационная среда и информационная безопасность, что является источником информации.


Информационная среда — совокупность информационных ресурсов, систем формирования, распространения и использования информации, информационной инфраструктуры.

С развитием общества количество информационных ресурсов, используемых в различных областях жизнедеятельности, стремительно возрастает. Не все ресурсы, к сожалению, дают правдивую информацию.

Кроме того, в социальных сетях непорядочные люди, а то и преступники внушают детям недопустимые представления об образе жизни, заставляют принимать решения, разрушающие благосостояние семьи и наносящие вред здоровью.

Информационная безопасность — это защищённость информационных систем от искажения, утраты, некорректного или незаконного использования содержащейся в них информации.

Большое внимание наше государство уделяет влиянию информации на подрастающее поколение.

В Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» определено, что информационная безопасность детей — это состояние защищённости детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Основными источниками информации являются:

• личное общение;

• образование;

• литература;

• искусство (например, кинематограф, музыка, живопись);

• средства массовых коммуникаций (телевидение, радио, пресса, Интернет, мобильная телефония) и др.

Все эти источники информации являются неотъемлемой частью современной цивилизации, средством познания и общения для личности и общества.



Правила

Запомните! Ваша информационная безопасность не сводится только к защите вашего компьютера и безопасной работе в информационных сетях. Это прежде всего ваша способность распознавать, оценивать такую информацию, которая может нанести ущерб вашему здоровью, духовно-нравственному и физическому развитию, материальному благополучию, а также принести вред окружающим людям и обществу, не потреблять её и не руководствоваться ею.




Проверяем знания

1. Что такое информационная среда и информационная безопасность? Как вы думаете, почему эти два явления взаимосвязаны?

2. Продолжите перечень источников информации. Какой источник информации используется чаще других в повседневной жизни?

3. Как вы думаете, проблемы информационной безопасности касаются только взрослых или всех пользователей Интернета независимо от возраста? Обоснуйте свою точку зрения.

Проводим исследования

Ниже приводятся несколько ситуаций.

Как вы поведёте себя? Приходилось ли вам бывать в подобных ситуациях?

• Вы получили сообщение с предложением подписаться на бесплатную игру. Для этого нужно пройти по ссылке такой-то.

• Вы получили предложение на бесплатный трафик. Для этого нужно пройти по ссылке такой-то.

• Вы получили сообщение о крупном денежном или материальном выигрыше; хотя в розыгрыше не участвовали. Для этого нужно пройти по указанной ссылке.

Работаем с источниками

Найдите в Интернете Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Какова цель этого закона? Каковы основные положения этого закона?

Подготовьте аргументированные ответы на эти вопросы, оформите их в виде презентации.

После уроков

Разделитесь на группы по желанию. Одна группа подбирает три прилагательных, характеризующих информационную безопасность. Другая — три глагола. После совместного обсуждения сформулируйте коллективное определение.





Наверх