План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 24
Безопасное использование информационных ресурсов



Вы знаете:

• Компьютер не только несёт пользу как источник информации, но и может навредить здоровью, жизнедеятельности человека.

Вы узнаете:

• Какие опасности таят в себе информационные ресурсы, если не соблюдать правила пользования ими.


Вам необходимо знать об опасностях, которые при неправильном использовании информационных ресурсов приводят к отклонениям в физическом развитии, нарушению душевного равновесия. Опасности также могут возникнуть при контактах с незнакомцами.

Расскажем об этих опасностях.

• Длительное, чрезмерное пребывание за компьютером, у телевизора, чтение текста, напечатанного мелким, плохо читаемым шрифтом, вызывают ухудшение зрения, нарушение сна, способствуют появлению избыточного веса.

• Возникновение киберзависимости — болезненной, неконтролируемой потребности в видеоиграх на компьютере или многочасовом общении в Интернете в ущерб всем остальным занятиям. Это состояние связано с частичной или полной утратой человеком ощущения и понимания реальности.

• Использование кибербуллинга — запугивания, оскорблений, травли с использованием мобильной телефонии, электронной почты, Интернета. Из-за этого возникает состояние тревоги, страха, паники у тех, кто подвергся подобной атаке.

• Воздействие на детей и подростков информации неприличного, развращающего их характера, подталкивающей их к агрессии, насилию и проявлению жестокости по отношению к людям и животным, причинению вреда своему здоровью, употреблению наркотиков, психотропных и одурманивающих смесей, табачной и алкогольной продукции, противоправному поведению и преступлениям.

• Воздействие экстремистских материалов. Вовлечение в экстремистскую и террористическую деятельность через Интернет.

• Контакты с незнакомцами в Интернете через электронную почту связаны с реальной угрозой стать жертвой мошенника.

• Раскрытие, сообщение (особенно незнакомым лицам) персональных данных и информации личного характера о себе, своей семье, других людях может сделать вас жертвой мошенников.

• Киберпреступность, кибермошенничество, использование вредоносных программ, компьютерных вирусов для информационной атаки, кражи, уничтожения информации.



Правила

Чтобы защищаться от информационных угроз и опасностей, необходимо знать следующие основные правила:

• не проводите за компьютером или у телевизора более 1,5 ч в день. При этом каждые 10-15 мин необходимо встать, подвигаться и выполнить упражнения для глаз, спины, кистей рук;

• во избежание возникновения у вас киберзависимости сделайте интересной и насыщенной свою реальную жизнь. Живое общение с близкими и друзьями, занятия физической культурой и спортом, развитие своих творческих и научных способностей в специальных секциях, музыкальных школах и клубах, посещение музеев, театров, кинотеатров, центров организации досуга сделают вашу жизнь разнообразной и полноценной;

• если вас оскорбляют, запугивают или угрожают по телефону, в Интернете, по электронной почте или иным образом, не отвечайте, прекратите контакт, заблокируйте его и сообщите об этом родителям, другим взрослым, учителям, оператору мобильной связи, интернет-провайдеру, правоохранительным органам;

• не потребляйте, отклоняйте либо блокируйте информацию:

— неприличного содержания, порнографию;

— призывающую к насилию, жестокости по отношению к людям и животным;

— призывающую к причинению вреда своему здоровью, употреблению наркотиков, психотропных веществ, алкоголя, табака и дурманящих смесей;

— понуждающую к противоправному поведению и преступлениям.



Решительный отказ от потребления подобной информации поможет вам сохранить духовное и физическое здоровье.

Если вы предполагаете, что вас пытаются заинтересовать, вовлечь в деятельность террористической или экстремистской организации, немедленно прервите такой информационный контакт и сообщите об этом взрослым, которым вы доверяете, и в правоохранительные органы.

Обязательно сохраняйте в тайне свои персональные данные и личную информацию. Не раскрывайте и не сообщайте персональные данные членов вашей семьи, друзей и других людей и известную вам личную информацию о них без их разрешения. При общении в Интернете с незнакомыми лицами используйте ник (электронный псевдоним) вместо своего настоящего имени в тех случаях, когда это не противоречит закону, и если вы не хотите, чтобы ваши имя, фамилия, другие данные о вас стали известны незнакомым или нежелательным для вас пользователям. Персональные данные и информация личного характера, попавшие ко всякого рода мошенникам, могут стать средством для выманивания денежных средств и шантажа.

Не используйте материалы, незаконно размещённые в информационных сетях. Не скачивайте и не передавайте пиратские копии музыкальных произведений, фильмов и иных украденных материалов, в том числе нелицензионного программного обеспечения, так как это запрещено законом.

Для безопасности и защиты своего компьютера:

— установите программное обеспечение, включающее антивирусную программу и брандмауэр, программу, ограничивающую доступ к компьютеру через Интернет, а также противодействующую воздействию вредоносных программ и хакерских атак;

— если вы получили подозрительный файл непонятного происхождения от незнакомого отправителя, не открывайте такой файл, так как он может быть источником заражения вашего компьютера;

— копируйте важные для вас файлы и храните их в защищённых хранилищах, предоставляемых интернет-провайдером, в облачных хранилищах или на внешних съёмных дисках;

— не возражайте против установки на ваш компьютер программы родительского контроля. Такой контроль — в ваших же интересах.



Проверяем знания

1. Какие опасности подстерегают пользователей компьютеров? Опишите их.

2. Что такое киберзависимость и кибербуллинг? Приходилось ли вам встречаться с этими явлениями? Если да, то как вы относитесь к ним?

3. В последнее время часто говорят об опасностях, связанных с Интернетом. Можно ли в связи с этим сделать вывод о ненужности и вреде Интернета?

4. Какие опасности встречаются в Интернете чаще всего?

5. Сколько времени можно проводить за компьютером без ущерба для здоровья?

6. Являетесь ли вы пользователем социальных сетей? Подумайте, всегда ли вы соблюдаете вышеописанные правила.

7. Разработайте памятку безопасного пользователя сетей.

Проводим исследования

1. Вместе с родителями найдите в Интернете требования санитарных норм и правил для подростков, работающих за компьютером. Сравните с ними свой режим работы за компьютером. Разработайте памятку, как сделать эту работу безвредной для здоровья.

2. Проведите опрос одноклассников: знают ли они эти требования и соблюдают ли их. Продемонстрируйте свою памятку, коллективно доработайте её, если необходимо.

Работаем с источниками

В этом параграфе появилось много новых слов. Возможно, вы не знакомы с ними. Составьте небольшой словарик, выписав незнакомые слова. Сформулируйте своё понимание этих слов. Сравните с учебником.

После уроков

Вместе с родителями обсудите, какие события, требующие применения правил информационной безопасности, встречаются чаще всего. Какие правила должны быть применимы к этим событиям?

Как вы думаете, можно ли избежать или хотя бы предупредить хулиганские действия в Интернете?




РЕЗЮМЕ

Основой формирования безопасного поведения в современной информационной среде является умение распознавать информацию, вредную и опасную для вашей жизни, здоровья и благополучия, избегать её получения и использования. Отклоняйте и блокируйте такую информацию.

Обратитесь к родителям с просьбой установить на ваш компьютер программное обеспечение для его защиты.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое конфиденциальная информация? Дайте определение, найдя в словаре значение этого слова.

2. Многие из вас довольно активно пользуются информационными сетями и знают, с какими опасностями можно встретиться. Сформулируйте правила информационной безопасности исходя из своего опыта.

3. Назовите три признака, по которым вы можете установить, что имеете дело с хулиганом в соцсетях. Чего не стоит делать, если вы столкнулись с такой ситуацией?

4. Вместе с одноклассниками разработайте памятку безопасного поведения при столкновении с кибербуллингом.





Наверх