План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)



Производственные аварии и их опасность для жизни, здоровья и благополучия человека


В первой четверти XXI в. в связи с очень высоким уровнем развития промышленности и сельского хозяйства человечество стоит перед серьёзной проблемой — техногенными опасностями.

Техногенная опасность — потенциально опасная ситуация, обусловленная объектами, созданными людьми и процессами их деятельности, несущая риск поражения людей, материального ущерба, разрушающего воздействия на окружающую среду. В настоящее время в России находится в эксплуатации большое число потенциально опасных промышленных объектов, несущих риск химического и радиационного заражения, массовых разрушений и человеческих жертв, негативного воздействия на окружающую среду в случае аварии. Почти каждый месяц мы узнаём о новых техногенных бедствиях, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы в промышленном секторе.

Такие события принято называть чрезвычайными ситуациями техногенного характера.

Чрезвычайная ситуация техногенного характера — это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате спровоцированной деятельностью человека аварии или опасного техногенного происшествия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

В настоящее время в Российской Федерации функционируют тысячи химически опасных и радиационно опасных объектов и гидротехнических сооружений. Аварии и катастрофы, которые могут случиться на этих объектах, представляют серьёзные потенциальные опасности для окружающей среды и здоровья и жизни населения.

В этой главе вы получите первичные сведения об опасностях, связанных с химическими производствами, ядерными объектами и гидротехническими сооружениями, и о правилах поведения при угрозе и во время аварий. Более подробно мы поговорим о них на уроках в 8 классе.


Тема 28
Химические производства и связанные с ними опасности



Вы знаете:

• В начальной школе вы узнали о том, что бывают опасные ситуации и чрезвычайные ситуации, а также о том, как нужно вести себя в условиях чрезвычайных ситуаций.

Вы узнаете:

• Что такое чрезвычайные ситуации техногенного характера, какие опасности бывают на химическом производстве, как вести себя во время химической аварии.


Многие вещества, производимые на химических предприятиях, вредны для здоровья. Попадание их в окружающую среду может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций как техногенного, так и природного характера. Знание правил поведения во время аварии на химическом промышленном предприятии, умение изготовить простейшие средства защиты помогут избежать неприятных последствий.

Химическое заражение местности — одно из последствий аварии (разрушения) объектов химической промышленности, трубопроводов с химически опасными компонентами. Об угрозе химического заражения население оповещается заранее.

Аварийно химически опасное вещество (АХОВ) — это опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и в сельском хозяйстве, при аварийном выбросе которого происходит заражение окружающей среды в больших концентрациях, что может привести к гибели людей.

Среди различных аварийно химически опасных веществ, используемых в промышленности, распространены хлор и аммиак.

Признаки воздействия хлора на организм: резь в глазах, кашель, першение в горле, слезотечение и др.

Признаки воздействия аммиака на организм: головная боль, насморк, першение в горле, затруднённость дыхания, боли в грудной клетке, обильное слюнотечение.

Об аварии и угрозе химического заражения окружающей среды население оповещается. Оповещение осуществляется по сетям проводного вещания (через квартирные и наружные громкоговорители), через местные радиовещательные станции и по телевидению. При приближении опасности для привлечения внимания населения перед передачей информации включаются различные сигнальные средства. Передаются также сведения о том, где находится сборный пункт для выходящих из возможной зоны заражения.

Осуществляя подготовку на сборный пункт, нужно помнить, что одежда (плащ или желательно удлинённая куртка) должна быть застёгнута на все пуговицы для достижения максимальной изоляции от внешних воздействий. Обязателен головной убор. Обязательно закройте шею. Органы дыхания закрывают ватно-марлевой повязкой, заранее смоченной водой или раствором питьевой соды (для защиты от воздействия хлора) либо лимонной кислоты (для защиты от воздействия аммиака). В крайнем случае повязку можно заменить носовым платком, куском материи. Как изготовить ватно-марлевую повязку самостоятельно в домашних условиях, рассказывается здесь.

Покидая квартиру, отключите от сети электроприборы, перекройте газ, затушите горящую печь, заберите необходимые вещи. Если не было указано или вы не услышали, куда выходить, зону возможного заражения следует преодолевать в направлении, перпендикулярном движению ветра.



Правила

Правила движения по заражённой местности


• Избегайте прохода через тоннели, лощины и другие заглублённые места, где возможен застой ядовитых веществ.

• Не забывайте в течение всего пути пользоваться средствами защиты.

• Идите быстро, но не переходите на бег и ни в коем случае не поднимайте пыль.

• Когда вы выйдете из зоны заражения, прополощите рот чистой водой. Предварительно сняв верхнюю одежду, тщательно вымойте открытые участки тела.

• При подозрении на отравление ядовитыми веществами исключите любые физические нагрузки, примите обильное тёплое питьё (чай, молоко и т. п.) и обратитесь к медицинскому работнику.



Как действовать, если у вас нет возможности выйти из заражённой зоны и вы остались дома? Самостоятельно или совместно со взрослыми загерметизируйте помещение. Для этого плотно закройте окна и двери, дымоходы, вентиляционные отверстия. Входные двери завесьте плотной тканью, одеялом. Щели в окнах и стыках рам заклейте обычной бумагой, плёнкой, скотчем или лейкопластырем. Всё это исключит проникновение химически опасных веществ в помещение. Одновременно защитите органы дыхания с помощью ватно-марлевой повязки или другого материала, смоченного водой или раствором питьевой соды. Включите радио или телевизор и внимательно слушайте объявления органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) о дальнейших действиях. Следите за СМС-оповещениями.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ


В мирное время население средствами индивидуальной защиты не обеспечивается.

Как пользоваться противогазом и респиратором, вам объяснит учитель или кто-либо из спасателей на эвакуационном пункте.

Для защиты органов дыхания население самостоятельно изготавливает ватно-марлевые повязки или противопыльные тканевые маски.

Ватно-марлевая повязка даёт временную защиту от таких аварийно химически опасных веществ, как хлор, аммиак. Ватно-марлевая повязка и противопыльная тканевая маска помогают временно снизить концентрацию попадающих в лёгкие при дыхании вредных и опасных химических веществ и таким образом уменьшить их воздействие на организм.

Следовательно, каждый должен уметь изготавливать простейшие средства защиты.



Это надо знать

Для изготовления ватно-марлевой повязки необходимо взять кусок марли длиной 80-100 см и шириной 40-50 см. Его аккуратно расстилают на ровной поверхности. Посередине куска помещают слой ваты в виде прямоугольника 30x20 см.

По всей длине куска с обеих сторон заворачивают свободные от ваты края марли, закрывая вату. После этого на концах марли посередине делают ножницами разрезы длиной 25-35 см. С помощью разрезов делают две пары завязок.


Ватно-марлевую повязку надевают следующим образом. Нижний край должен закрывать половину подбородка, а верхний — находиться под глазными впадинами. Нос и рот должны быть надёжно закрыты. Два нижних конца повязки завязываются на темени, а два верхних — на затылке.

Для защиты от воздействия хлора повязку смачивают 2%-м раствором питьевой соды, для защиты от воздействия аммиака — 5 %-м раствором лимонной или уксусной кислоты. Питьевая сода и перечисленные кислоты широко применяются в кулинарии, при консервировании, и их слабые растворы совершенно безопасны для дыхательных путей.

При пользовании повязкой глаза защищают противо- пыльными очками нескольких разновидностей. Ватно-марлевую повязку используют недолгое время и только один раз, после чего уничтожают (лучше всего её сжечь).

Противопыльная тканевая маска ПТМ-1 предназначена для защиты органов дыхания и глаз от радиоактивной пыли.

Специальную выкройку, по которой изготавливается данная маска, вам должен показать учитель.

Если в момент аварии в вашей семье не оказалось средств индивидуальной защиты, рекомендуется применять самые простые средства: любую ткань, сложенную в несколько слоёв, носовые платки, полотенца, шарфы.



Проверяем знания

1. Что такое чрезвычайные ситуации техногенного характера?

2. Какие вещества относятся к химически опасным?

3. Как население оповещается о химической опасности? Приходилось ли вам слышать подобное оповещение? По какому случаю?

4. Как изготовить ватно-марлевую защитную повязку? Можно ли это сделать самостоятельно?

5. Почему ватно-марлевые повязки необходимо смачивать?

6. Какие средства, кроме ватно-марлевой повязки, могут использоваться для защиты во время химического заражения?

Проводим исследования

1. Как вы думаете, можно ли защитные маски изготавливать из вязаных изделий? Аргументируйте свой ответ.

2. Проведите опрос ваших одноклассников: какие средства индивидуальной защиты хранятся у них? Обсудите результаты опроса.

3. Представьте, что сигнал тревоги застал вас на улице, вне помещения. Как вы поведёте себя? При подготовке ответа ориентируйтесь на правила передвижения по заражённой территории, изложенные в параграфе.

Работаем с источниками

1. Прочитайте раздел учебника с описанием особенностей хлора и аммиака. Изложите своими словами, почему эти вещества относятся к химически опасным.

2. Прочитайте раздел параграфа об использовании ватно-марлевой повязки и разработайте таблицу: в левой колонке укажите химически опасные вещества, в правой — средства, которыми надо смачивать ватно-марлевую повязку при защите от этих веществ.

3. Поработайте с Интернетом, поговорите со взрослыми, найдите информацию о крупных химических авариях. Проанализируйте причины их возникновения, последствия. Подготовьте презентацию, сделайте сообщение в классе.

После уроков

1. Узнайте у взрослых, есть ли химическое производство в вашем регионе. Были ли аварии на этих предприятиях? Какие мероприятия проводятся для профилактики аварий? Подготовьте презентацию.

2. Разработайте памятку для семьи на случай появления химических опасностей.





Наверх