План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 29
Ядерные объекты и их опасности



Вы знаете:

• В средствах массовой информации нередко приводятся сведения о крупных ядерных катастрофах.

Вы узнаете:

• Какие объекты являются радиационно опасными. Что такое радиационная авария и как вести себя во время аварии.


Радиационно опасный объект — предприятие или организация, на которых хранят, перерабатывают, используют или транспортируют радиоактивные вещества. При аварии на таком объекте может произойти радиационное облучение людей выше установленных норм и радиоактивное загрязнение окружающей среды. Огромную опасность для населения и окружающей среды представляют аварии на атомных станциях.

Радиационная авария — это нарушение правил безопасной эксплуатации ядерно-энергетической установки, оборудования или устройства, при котором произошёл выход радиоактивных продуктов или излучения за предусмотренные проектом пределы их безопасной эксплуатации, приводящий к облучению населения и загрязнению окружающей среды.

Пример: Четвёртый энергоблок Чернобыльской АЭС, на котором произошёл взрыв 26 апреля 1986 г.

Поражающими факторами таких аварий являются радиационное воздействие и радиоактивное загрязнение. Аварии могут сопровождаться взрывами и пожарами.

Свойство некоторых химических элементов самопроизвольно распадаться и испускать невидимые лучи назвали радиоактивностью, а сами элементы и их излучения — радиоактивными веществами и ионизирующими излучениями.

Ионизирующие излучения обладают способностью вызывать нарушения процессов в различных системах человеческого организма: кровообращении, нервной системе, желудочно-кишечном тракте. Подвергнувшийся воздействию ионизирующего излучения человек не испытывает боли, у него нет явных травм. Но после воздействия излучения поражённый человек может заболеть смертельно опасным заболеванием — лучевой болезнью.

Кроме того, радиационное воздействие на человека заключается в нарушении других жизненных функций различных органов.



Правила

Что нужно делать, чтобы ослабить воздействие ионизирующего излучения на организм?

• На улицу следует выходить только при крайней необходимости. Обязательно закрывайте органы дыхания ватно-марлевой повязкой (или используйте респиратор). Также не забудьте надеть головной убор, плащ и резиновые сапоги.

• После возвращения с улицы тщательно вымойте обувь и почистите влажной щёткой верхнюю одежду.

• Ни в коем случае не собирайте в лесу и в рощах орехи, грибы, ягоды. Не купайтесь в открытых водоёмах. Избегайте садиться на землю.

• В помещениях дома необходимо проводить ежедневную влажную уборку с применением моющих средств.

• Продукты питания и воду (желательно в больших ёмкостях) следует покупать только в магазинах.



Соблюдение этих рекомендаций поможет избежать лучевой болезни.

Если по условиям радиационной обстановки дальнейшее пребывание людей в данной местности небезопасно, тогда спасателями проводится эвакуация.



Проверяем знания

1. Назовите три причины, по которым объект может называться радиационно опасным.

2. Дайте своё определение радиационной опасности, взяв за основу информацию из учебника.

3. Как вы понимаете, что такое радиоактивность и ионизирующее излучение? Изложите своими словами.

4. В чём опасность радиационных излучений?

Проводим исследования

Выясните у взрослых, какие потенциально опасные промышленные объекты есть в вашем регионе. С помощью учителя рассчитайте расстояние от этих объектов до школы, предложите план действий в случае радиационной опасности.

Работаем с источниками

Представьте, что вы оказались в радиационно опасной местности. Опишите свои действия, ориентируясь на правила предупреждения или ослабления влияния на организм радиоактивных веществ. Подготовьте презентацию (видеоролик, рассказ и др.).

После уроков

1. Поработайте с Интернетом, поговорите со взрослыми, соберите информацию о самых крупных радиоационных катастрофах.

2. Найдите данные, подтверждающие опасность этих и подобных явлений. Подготовьте сообщение на эту тему.





Наверх