План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 30
Гидротехнические сооружения и их опасности



Вы знаете:

• Из средств массовой информации, путешествуя с родителями, вы узнали, что такое гидротехнические сооружения.

Вы узнаете:

• Особенности гидродинамической аварии, какие последствия могут быть от этой аварии, как избежать последствий.


К основным потенциально опасным гидротехническим сооружениям относятся плотины, водозаборные и водосборные сооружения (шлюзы).

Гидродинамическая авария — это чрезвычайное событие, связанное с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопление обширных территорий.

Разрушение (прорыв) гидротехнических сооружений происходит в результате действия сил природы (землетрясения, ураганы, размывы плотин) или воздействия человека (нанесение ударов ядерным или обычным оружием по гидротехническим сооружениям, диверсионные акты), а также из-за конструктивных дефектов или ошибок проектирования.

Последствиями гидродинамических аварий являются:

• повреждение и разрушение гидроузлов и кратковременное или долговременное прекращение выполнения ими своих функций;

• поражение людей и разрушение сооружений волной прорыва, образующейся в результате разрушения гидротехнического сооружения, имеющей высоту от 2 до 12 м и скорость движения от 3 до 25 км/ч (для горных районов — до 100 км/ч);

• катастрофическое затопление обширных территорий слоем воды от 0,5 до 10 м и более.

Действовать в условиях наводнения при гидродинамических авариях нужно аналогично тому, как указано в теме 27 «Стихийные бедствия и их опасности».



Проверяем знания

1. Что такое гидротехническое сооружение? Какие гидротехнические сооружения вы знаете?

2. В чём причины разрушений гидротехнических сооружений?

3. Каковы последствия гидродинамических аварий?

4. Как вы понимаете, что такое волна прорыва? Какие её размеры могут привести к гибели людей и разрушениям объектов?

Проводим исследования

1. Поработайте с Интернетом, найдите информацию и разработайте классификацию причин гидродинамических аварий: причины природного характера; причины, связанные с человеческой деятельностью.

2. Как вы думаете, можно ли избежать подобных аварий? Аргументируйте свою точку зрения.

3. Коротко опишите чрезвычайные техногенные ситуации на химически опасных объектах, радиационно опасных объектах, гидротехнических сооружениях. Проанализируйте, что между ними общего. Подготовьте компьютерную презентацию.

Работаем с источниками

В Интернете найдите сведения об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС (2009 г.). Каковы причины и последствия этой катастрофы?

После уроков

Выясните, есть ли гидротехнические сооружения в вашем регионе. Были или нет на них аварии? Если да, каковы последствия этих аварий? Как регион выходил из ситуации?




РЕЗЮМЕ

Техногенные аварии, в том числе крупные, — нередкое явление в наше время. Особую угрозу для здоровья населения представляют аварии на химически, радиационно опасных объектах и гидротехнических сооружениях. Они требуют не только экстренных мер по их ликвидации, но, главное, знания каждым человеком, проживающим в опасной зоне, правил поведения и действий в условиях чрезвычайной ситуации.

Соблюдение населением мер предосторожности в зоне чрезвычайной ситуации позволит значительно снизить тяжесть последствий и число пострадавших.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Составьте таблицу: в левой колонке назовите чрезвычайные ситуации техногенного характера, в правой — их характеристики.

2. Какие средства защиты используются во время производственных аварий (химических, ядерных, гидротехнических)?

3. Опишите порядок действий при покидании квартиры, общий для трёх видов производственных аварий.

4. Сформулируйте текст, оповещающий об аварии и о том, как надо действовать.

5. Сформулируйте правила безопасного поведения, общие для всех видов техногенных чрезвычайных ситуаций.





Наверх