План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 35
Первая помощь при чрезвычайных ситуациях



Вы знаете:

• Вы имеете представление о первой помощи при химических и радиационных отравлениях.

Вы узнаете:

• Как оказывать само- и взаимопомощь при чрезвычайных ситуациях.


При стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях массовые поражения людей могут происходить внезапно и одновременно.

Большое количество раненых и поражённых будет остро нуждаться в первой помощи. Медицинских работников в первые несколько часов на каждого пострадавшего просто может не хватить. Вот почему важны немедленная помощь со стороны тех, кто оказался рядом с пострадавшими, или самопомощь, если пострадавший окажется на неё способным.

Меры первой помощи даже при тяжёлых травмах помогут сохранить здоровье и жизнь многим пострадавшим, если будут проведены грамотно и своевременно.

Нужно помнить, что основная задача оказывающих само- и взаимопомощь — в устранении опасности, угрожающей жизни, и предотвращении всего, что может ухудшить состояние пострадавшего (пострадавших) до того момента, как его доставят к медицинским специалистам в лечебное учреждение.



Правила

Как оказывать помощь пострадавшему в условиях чрезвычайной ситуации


• Если пострадавшему не угрожает пламя или обвал здания и ему не нужна срочная медицинская помощь, которую могут оказать только медицинские работники, его нельзя переносить на другое место.

• Нельзя дотрагиваться до раны руками или другими предметами.

• Если пострадавший без сознания, нельзя пытаться напоить его водой или давать ему лекарственные средства для приёма внутрь. Необходимо повернуть пострадавшего, находящегося без сознания, на бок.

• Перевязку следует делать в спокойном темпе, всем видом показывая пострадавшему, что всё в порядке. Таким образом, пострадавшему будет своевременно оказана необходимая психологическая поддержка.

• Одежду разрезают, чтобы получить доступ к ране. Одежду и обувь можно снять только в том случае, если пострадавший находится в тяжёлом состоянии.



Держите пострадавшего в тепле. Он должен быть укрыт. Необходимо обеспечить его согревание: при отсутствии одеял и грелок применяйте бутылки с горячей водой.

Если у пострадавшего не повреждены брюшные органы и он в сознании, обеспечьте его питьём, лучше всего водой с добавлением соли (одна чайная ложка на 1 л воды).

При повреждении брюшной полости вместо питья следует прикладывать к губам марлевую салфетку, смоченную водой.



Проверяем знания

1. Почему при чрезвычайных ситуациях важна первая помощь со стороны оказавшихся рядом?

2. Чего нельзя делать при оказании первой помощи пострадавшему в чрезвычайной ситуации?

Проводим исследования

Проанализируйте раздел параграфа, в котором говорится, чего нельзя делать, оказывая помощь пострадавшему. На основе этого материала составьте правила: что нужно делать, если пострадавшему требуется помощь.

Работаем с источниками

Прочитайте раздел параграфа «Правила», где описывается, как нужно помогать пострадавшему. Составьте план действий по оказанию первой помощи, ориентируясь на этот текст.

После уроков

Вспомните, какие явления называются чрезвычайными ситуациями.

Разработайте плакат (комикс, видеоролик и др.) на тему «Оказание первой помощи при чрезвычайных ситуациях».




РЕЗЮМЕ

Знание правил оказания первой помощи становится потребностью каждого члена общества. Причём простейшие мероприятия может осуществить и подросток — позвонить по телефону, наложить простую повязку, помочь при травмах и ушибах. Для этого нужно знать правила и уметь применять их.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое первая помощь и первая медицинская помощь? Что общего и в чём различия?

2. Разработайте план действий по оказанию первой помощи:

а) при ожогах;

б) при травмах;

в) при отравлениях.





Наверх