План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс






Урок 2
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища


Содержание урока

Жилище человека

Контрольные вопросы. Задания

Конспект

Презентация к уроку


Конспект


Цель урока: Систематизировать знания учащихся по осо¬бенностям жизнеобеспечения современного дома (квартиры) в городе, обратить внимание на необходимость строгого со-блюдения правил эксплуатации систем жизнеобеспечения и бытовых приборов в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.

Задачи урока:

1. Образовательные: Выявить источники возникновения аварийных и опасных ситуаций в жилище, познакомить учащихся с причинами возникновения возможных опасных ситуаций в квартире
2. Развивающие: умение учащихся сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать полученные знания.
3. Воспитательные: Формировать чувство ответственности за безопасную жизнь в собственном доме.

УУД:

познавательные: умения выбрать главное из текста учебника;
регулятивные: развитие умений целеполагания, планирования, рефлексии;
личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
коммуникативные: умения работать в группе, умения аргументировать свой ответ.

Предметные результаты: знают о городе как месте проживания человека, об особенностях жизнеобеспечения жилища

Метапредметные результаты:

1. понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
2. выдвигать предположения и доказывать их;
3. уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника;
4. отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде

Тип урока: усвоение новых знаний.

Структура урока

1. Организационный этап (5 мин.)
2. Повторение пройденного материала(3-5мин.)
3. Мотивация учебной деятельности (2 мин.)
4. Актуализация опорных знаний (3 мин.)
5. Первичное усвоение новых знаний (15мин.)
6. Первичная проверка понимания (5 мин.)
7. Первичное закрепление (10мин.)
8. Домашнее задание (2 мин.)
9. Подведение итогов урока (3 мин.)

Ход урока

1. Организационный этап. Приветствие. Готовность к уроку

2. Повторение пройденного материала. Проверка домашней работы.

Какую тему мы с вами начали изучать на прошлом уроке? (Город - как среда обитания)

Давайте повторим с вами эту тему:

- Что такое город? (город-это населённый пункт, жители, которого, как правило, не занимаются сел.хоз)
- Населённый пунк, с какой численностью, граждан, можен называться «горо»? (12 тыс. жителей)
- На какие категории делятся современные города? (малые, средние, большие, крупные, крупнейшие, города-миллионеры)
- Что привлекает современного человека в городской жизни?
- Какие наиболее опасные ситуации в городе? (нарушение ПДД, нарушение правил пожарной безопасности, нарушение мер общественной безопасности, нарушение правил пользования бытовыми приборами, газом, электричеством; природные катаклизмы)

3. Мотивация учебной деятельности

Шарада. Назовите формулу безопасности из слов.

«Опасные ситуации предвидеть можно и нужно»

4. Актуализация опорных знаний.

Послушайте стихи и ответьте мне – о чем сегодня пойдет речь? Формирование темы урока.

Вот мой дом, моя квартира,
Здесь учусь, играю, сплю.
Вы ответьте мне, ребята,
В безопасности живу?

Сегодня мы свами приступим к изучению новой темы «Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища» (Запись в тетрадь)

5. Первичное усвоение новых знаний

С древнейших времён Человек постоянно стремился улучшить условия своей жизни, постоянно совершенствовал жилище, пытаясь его обеспечить всем необходимым. Трудно было древнему человеку. Ветхое жилье или пещера. Костер служил освещением, средством приготовления пищи и обогревом.

Сможет ли человек долго прожить в таких условиях?

Мысленно перенесёмся на 100 лет назад, в начало XX в., и посмотрим, чем было снабжено тогда жилище среднего человека. В доме была печь, которая его обогревала. Для того чтобы поддерживать тепло, необходимо было запасать дрова и топить ими печь. Пища также готовилась на огне в печи. Комнаты в большинстве домов освещались керосиновыми лампами, туалет был на улице. Умывались из рукомойников, воду в дом носили из колодцев или уличных колонок. Хранилась вода в вёдрах или бочках. Иными словами, требовалось много времени и сил для создания нормальных условий быта.

Современный быт очень сильно отличается от быта наших предков. Даже один век назад в большей части городских и сельских домов многое было совсем не так, как сейчас.

Как современный быт отличается от быта наших предков?

Назовите основные бытовые приборы, используемые горожанином в повседневной жизни.

Сегодня квартира горожанина уже в среднем городе в основном обеспечивается холодной и горячей водой, бытовым газом, имеет канализацию, электрифицирована.

Для удовлетворения потребностей человека в его жилье сегодня используются различные бытовые электрические и газовые приборы, аудио- и видеоаппаратура. Насыщение жилища различными приборами потребовало от человека другого отношения к своему дому и иных обязанностей по отношению к нему. Чтобы обезопасить себя и своё жилище при использовании оборудования и приборов, человек должен хорошо знать и соблюдать правила их эксплуатации. Несоблюдение этих правил может привести к опасным ситуациям, к беде.

6. Первичная проверка понимания

Опасные ситуации случающиеся в квартире. Чаще всего - это:

• пожар (неисправная электропроводка и электротехника, неосторожное обращение с огнем);
• взрыв газа (утечка газа, не выключенная плита);
• затопление (неисправный водопровод или включённая в сеть и оставленная без присмотра стиральная машина);
• отравление (газом или химическими препаратами);
• поражение электрическим током (нарушение правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием);
• разрушение строительных конструкций (в результате землетрясения или взрыва).

Основные причины возникновения опасных ситуаций в квартире:

• небрежность (незакрытый кран, не выключенный утюг, кипящий чайник, заливший газовую плиту);
• неправильное обращение с техникой и бытовыми приборами;
• неосторожное обращение с огнем , газом и химическими препаратами;;
• криминальные ситуации (взлом, ограбление).

А всегда ли мы выполняем обязательные правила безопасности?

Основы безопасного поведения

Задумывались ли вы раньше о том, сколько опасных ситуаций может возникнуть у нас под боком, в нашем жилище? Чтобы ваш дом всегда был в хорошем состоянии, чтобы снизить риск возникновения опасных ситуаций в доме и неприятных и даже трагических последствий, необходимо в нём поддерживать постоянный порядок. Нужно помогать родителям в уборке комнат, всегда держать в определённом месте свои учебники, спортивный инвентарь. Если нужно использовать тот или иной прибор, надо вспомнить или, если это новый прибор, вместе с родителями изучить правила его эксплуатации.

- Стараться предвидеть опасность
- По возможности, избегать ее
- При необходимости - действовать

7. Первичное закрепление. Обобщение и систематизация знаний.

Составить схему «ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ В ЖИЛИЩЕ» по 3 рядам и дать ответ.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия

- « Что нового вы узнали сегодня на уроке? Ваше отношение к данной теме урока?»

9. Домашнее задание

Объяснить пословицы и проиллюстрировать их примерами (одну на выбор)

А) «Выиграешь секунду – потеряешь жизнь»
Б) «Беда вымучит, беда и вылечит»
В) «Мой дом – моя крепость»


Следующая страница Презентация к уроку






Наверх