План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс




Урок 4
Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность


Содержание урока

Города и социальная среда

Ваши взаимоотношения с окружающими людьми

Общение со сверстниками

Общение с незнакомыми людьми

Контрольные вопросы. Задания

Конспект

Презентация урока


Конспект


Цель: рассмотреть особенности взаимоотношений людей в городе.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: «Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность».

Цель урока: рассмотреть особенности взаимоотношений людей в городе.

III. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

IV. Активизация учебной деятельности.

1) Какие факторы определяют природные условия в городе?

V. Изложение программного материала.

На жизнь человека в городе оказывают влияние не только природные и техногенные (связанные с эксплуатацией техники и производством) условия, но и социальная среда, т. е. состав населения и его профессиональная деятельность.

Социальная среда в каждом городе имеет свою специфику. Это связано прежде всего с предназначением города, его «профессией» (также с ней связаны особенности природных условий в городе, о чём вы узнали из предыдущего параграфа).

Типы городов и социальная среда

В каждом государстве есть столица. Большинство столиц мира образуют города, которые главенствуют во всех сферах жизни страны. Благодаря этому столичные города привлекают к себе самых разных людей, поэтому здесь всегда неоднородное население.

Столица Российской Федерации – город Москва. Москва – важнейший политический, экономический и культурный центр, крупнейший транспортный узел страны. В городе работает более 1000 публичных библиотек, более 60 музеев, более двух десятков театров и концертных залов. От города отходит 11 железнодорожных линий и 13 автомагистралей. В то же время Москва – рабочий город, более 50% его населения составляют рабочие.

Особое место по социальному составу жителей принадлежит городам-портам. Значительное число жителей таких городов работает на судах, многие мужчины надолго уходят в плавание. В то же время здесь много приезжих. Вообще состав жителей в таких городах изменчив благодаря постоянному вливанию новых людей. Наиболее крупные портовые города России: Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск, Владивосток.

Существуют города-курорты, которые в силу своих климатогеографических условий предназначены для отдыха и лечения населения страны. В тёплое время года отдыхающих здесь становится больше, чем постоянных жителей. Род занятий основной массы местных жителей связан с обеспечением отдыха курортников. Самый большой город-курорт в России – Сочи, он протянулся по Черноморскому побережью Кавказа на 140 км. Это единственный в России район субтропиков с обилием тепла и солнечных дней.

Значительное место в нашей стране занимают промышленные города, такие, как Челябинск, Екатеринбург, Новокузнецк и др., в которых сосредоточены различные центры промышленности. Эти города когда-то возникли из фабричных сёл. Промышленные города во всех странах, в том числе и в России, остаются наиболее распространённым типом города. Они нередко представляют собой скопление срастающихся посёлков, каждый из которых вырос возле шахты, рудника или завода.

Среди промышленных городов особенно много таких, которые заняты только одним каким-либо делом – добычей угля, производством тканей, машин, цемента и т. д. Большинство жителей такого города – рабочие, занятые на его предприятиях.

Существуют ещё города-«учёные», основное предназначение которых – обеспечение проведения фундаментальных научных исследований. Это Новосибирский Академгородок, Троицк, Королёв, Дубна, Саров, Обнинск и др. В таких городах много людей, занимающихся наукой.

Взаимоотношения с окружающими людьми

Теперь вы понимаете, что состав населения и жизнь людей в городе имеют свои особенности, связанные с предназначением этого города.

Уже в школьном возрасте эти особенности оказывают влияние на социальное созревание человека. Вы можете спросить: «Социальное созревание – что это такое?» Это получение определённых знаний, умений и навыков, которые помогут вам уверенно чувствовать себя среди других людей, в обществе. Социальное созревание происходит в процессе вашего общения с родителями, преподавателями, со сверстниками в школе и на улице.

Взаимоотношения людей в городе отличаются от взаимоотношений людей в сельской местности. Это происходит потому, что в городе проживает очень большое, по сравнению с селом, число людей. В городе большинство людей незнакомы друг с другом. Каждый городской житель, помимо самых близких людей (родных и друзей) и коллег по работе, может знать (иногда только в лицо) лишь 20-30 человек, с которыми ему приходится время от времени встречаться: например, врачей, дворника, продавцов, своих соседей… Остальные люди – а их в городе может быть, как вы уже знаете, от 12 тыс. и более – незнакомцы.

Для приобретения жизненного опыта и обеспечения собственной безопасности большое значение имеет ваше умение правильно строить свои взаимоотношения с окружающими людьми.

Наиболее важны взаимоотношения с родителями. Сейчас родители являются для вас главными учителями, они помогают вам правильно оценивать различные жизненные ситуации, учат правилам общения, прививают жизненно необходимые навыки и умения. Важно, чтобы между самыми близкими людьми (детьми и родителями) были искренние, доверительные, нежные отношения. Для этого вы должны научиться постоянно оценивать своё поведение, стараться выполнять свои обязанности и помогать родителям в домашних делах. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье способствует вашим успехам в учёбе и повседневной жизни.

Особую роль в вашей жизни играет общение со сверстниками. Чтобы эти взаимоотношения были полезны и интересны для вас, необходимо заслужить уважение и признание сверстников, заработать среди них авторитет. Для этого нужно уметь согласовывать свои желания и интересы с желаниями других, свои дела – с общими целями.

Немаловажное умение – правильно выбрать товарищей, общение с которыми не грозит вам неприятностями. Случайно можно попасть в компанию, в которой курят и употребляют спиртные напитки, совершают хулиганские действия и правонарушения. Если вы попали в такую группу и стесняетесь порвать с ней или вас с силой удерживают в ней, необходимо обо всём рассказать родителям и попросить их о помощи. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше.

Как мы уже говорили, современный город многолюден, и, проживая в нём, вам приходится постоянно встречаться с незнакомыми людьми. Общение с ними требует наиболее тщательного анализа своего поведения для обеспечения личной безопасности.

Среди незнакомых людей есть достойные, справедливые и добрые люди, которые всегда могут прийти на помощь в сложной ситуации. Но есть и злоумышленники, встреча с которыми опасна.

Необходимо знать и избегать места, где эта встреча наиболее вероятна: закрытые задние дворы, заброшенные дома, пустыри, подвалы и чердаки домов. Нельзя без взрослых находиться на рынках, вокзалах. Опасными также могут быть лесопарки и пустынные улицы в тёмное время суток. Помните и о том, к какому типу относится ваш город. Так, например, в Москве опасны места с большим скоплением людей, в том числе метро, где злоумышленникам легко затеряться среди толпы. В портовых городах опасными местами являются сам порт и близкие к нему районы.

Чтобы избежать встречи со злоумышленником, рекомендуется всегда выполнять ряд общих правил безопасности:

- не вступать на улице в разговор с незнакомцем;
- при попытке незнакомого человека познакомиться никогда не называть своё имя, не давать свой адрес, не рассказывать про своих родителей;
- избегать контактов с людьми, находящимися в состоянии алкогольного опьянения;
- не садиться в машину к незнакомому человеку.

Необходимо также знать в своём городе места, где в любое время суток вам обязательно придут на помощь: отделение полиции, пожарную часть, любой магазин и др., т. е. места, где работают люди.

Таким образом, чтобы вы могли свободно встречаться и общаться с друзьями, ходить в школу, на стадион и чувствовать себя в безопасности, необходимо постоянно учиться общению со старшими и сверстниками, соблюдать ряд общепринятых мер безопасности и находить выход из различных ситуаций, возникающих при общении с людьми.

VI. Итог урока.

1. Вопросы самоконтроля.

1) Перечислите места в вашем городе (районе), наиболее опасные в криминогенном отношении (вокзалы, базары, пустыри и др.).

2) Назовите адреса отделения полиции, постов ГИБДД, пожарной части, скорой помощи.

3) Определите наиболее безопасные маршруты при следовании в школу, в гости к другу, для прогулки.

2. Домашнее задание.

В дневнике безопасности сделайте необходимые пометки по безопасному поведению на улицах вашего города. Свои выводы обязательно обсудите с родителями и преподавателем ОБЖ. В случае необходимости вносите изменения в свой дневник безопасности.


Следующая страница Презентация урока






Наверх