Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка
Регулирование дорожного движения. Дорожные знаки
Регулирование дорожного движения. Светофоры
Регулирование дорожного движения. Регулировщик
Конспект
Цели урока:
- Познакомить учащихся c категориями участников дорожного движения, особенностями их поведения с точки зрения безопасности;
- Раскрыть понятия «пешеход, пассажир, водитель, транспортное средство»;
Задачи:
- Развивать у детей умение находить наиболее безопасный путь от дома до школы.
- Воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения.
Тип урока: изучение нового материала.
План изучения новой темы:
1. Участники дорожного движения.
2. Пешеход, правила поведения.
3. Пассажир, правила поведения.
4. Водитель велосипеда, правила безопасного поведения велосипедиста.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2.Изучение нового материала.
Учитель объявляет тему урока ««Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения» ,учащиеся записывают её в тетрадь, называет цели урока.
Вступительная беседа с учащимися:
Назовите, кто относится к участникам дорожного движения?
Обобщив ответы учащихся составляется схема на доске и в тетради учащихся.
Все они обязаны выполнять требования Правил дорожного движения, сигналов светофоров, знаков, разметки, распоряжения регулировщиков и не должны причинять вреда и создавать опасность для движения.
Участникам дорожного движения запрещается загрязнять и повреждать дороги, приводить в негодность и самовольно устанавливать (снимать) дорожные знаки, светофоры, другие технические средства, загораживать дороги и оставлять на них предметы, мешающие движению.
Кто же такой пешеход? (работа с учебником стр. 42, учащиеся находят и зачитывают понятие «пешеход»)
Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.
Кто относится к пешеходам?( учитель перечисляет, тех кто относится к пешеходам)
К пешеходам относятся все люди, идущие по дороге пешком, а также передвигающиеся в инвалидной коляске без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, коляску.
Беседа по правилам поведения пешехода на дороге.
Учитель обращает внимание на то, что в Правилах дорожного движения определены общие обязанности пешеходов и рассматривает основные из них.
1. Движение пешеходов осуществляется по тротуарам и пешеходным дорожкам, а где их нет — по обочинам или велосипедным дорожкам. Двигаться можно как по направлению движения транспортных средств, так и в противоположном направлении. Вне населенных пунктов при отсутствии пешеходной и велосипедной дорожек, обочин пешеходам разрешается идти по краю проезжей части навстречу транспортному потоку.
2. Переход проезжей части пешеходом разрешен по переходам, обозначенным дорожной разметкой или дорожным знаком, а также на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
3. При отсутствии пешеходного перехода или перекрёстка пешеходам разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке без разделительной полосы и ограждений. При этом дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.
4. В местах, где движение регулируется светофором или регулировщиком, переход разрешается только по их сигналам.
5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как они оценят расстояние до приближающихся транспортных средств и убедятся, что переход будет безопасен.
6. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы должны быть особенно внимательны. Пешеход не должен выходить на проезжую часть из-за какого-нибудь препятствия( н-р, стоящий у тротуара автомобиль), мешающего обзору проезжей части, пока он не убедится в отсутствии приближающихся транспортных средств.
7. Пешеходы, не успевшие закончить переход , должны остановиться на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений или на «островке безопасности». Продолжать переход будет можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и если сигнал светофора (регулировщика) разрешает.
8. При приближении автомобилей с включенным проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом (пожарные, полицейские машины и т. д.) пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на проезжей части незамедлительно освободить её, уступив дорогу такому автомобилю.
9. Группы людей должны передвигаться по правой стороне проезжей части колоннами не более четырех человек в ряд. Впереди и позади колонны с левой стороны должны следовать сопровождающие: днем — с красными флажками, а в темное время суток или при ограниченной видимости — с зажженными фонарями (впереди — с белым, а позади — с красным).
10. Группы детей должны двигаться в сопровождении взрослых и только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочине, но только в светлое время.
Внимание!!!
Даже переходя дорогу на зелёный свет светофора, будьте предельно внимательными и осторожными ( за рулём каждой машины сидит живой человек, у этого человека может быть плохое настроение, тяжёлая голова от бессонной ночи, некоторые недисциплинированные водители едут на красный свет - поэтому лучше не доверять свою жизнь и здоровье слепому случаю.)
Решение ситуационных задач:
1. Решение ситуационных задач по рисункам.
2. Вам необходимо перейти проезжую часть улицы на регулируемом пешеходном переходе. Начали переход улицы- замигал зелёный свет светофора. Ваши действия? (остановиться на осевой линии разделяющей транспортные потоки противоположных направлений или на «островке безопасности» Продолжать переход будет можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и если сигнал светофора (регулировщика) разрешает.)(Слайд 21)
3. Вам необходимо перейти проезжую часть улицы на нерегулируемом перекрёстке. Ваши действия?( На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как они оценят расстояние до приближающихся транспортных средств и убедятся, что переход будет безопасен.)
Проведение весёлого теста.
Саша Иванов подошёл к перекрёстку и увидел, что светофор горит сразу тремя цветами: красным, жёлтым и зелёным, а в середине перекрёстка размахивает белым жезлом полицейский. Как поступит Саша- знаток ОБЗР (ОБЖ)?
А. Подождёт пока зажжётся четвёртый цвет – синий.
Б. Решит, что попал на праздничную иллюминацию, немного посмотрит её и пойдёт домой.
В. Перейдёт перекрёсток как захочет.
Г. Перейдёт перекрёсток , подчиняясь сигналам регулировщика.
Кто же такой пассажир? (работа с учебником стр. 47, учащиеся находят и зачитывают понятие «пассажир»)
Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство или выходит из транспортного средства.
Все мы бываем пассажирами и обязаны знать правила поведения пассажира и меры безопасного поведения в транспорте.
Что такое транспортное средство? (работа с учебником стр. 53, учащиеся находят и зачитывают понятие «транспортное средство)
Транспортное средство- устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования.
К ним относятся легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, велосипеды, мопеды и т. д.
Учитель обращает внимание на то, что в Правилах дорожного движения определены общие обязанности пассажиров и рассматривает основные из них.
Правила поведения пассажиров в общественном транспорте
Для пассажиров существуют правила поведения в общественном транспорте. Важно правильно ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси. Весь городской транспорт движется по определенным маршрутам и останавливается не там, где захочется водителю или пассажирам, а в установленных пунктах, которые называются остановками. Поэтому ожидать городской транспорт следует стоя на тротуаре или обочине в установленных местах, не выходя на проезжую часть. Следует иметь в виду, что остановка трамвая почти всегда бывает на середине проезжей части и пассажирам приходится пересекать мостовую. Правила движения требуют от водителей автомобилей пропустить пассажиров, идущих к остановившемуся трамваю или от него. Но все равно надо быть предельно внимательным и, прежде чем идти к трамваю, посмотреть по сторонам и убедиться в безопасности перехода. Производить посадку в автобус, троллейбус, трамвай и другие транспортные средства можно только после полной их остановки.
Помните, что нельзя:
- прыгать в транспорт на ходу;
- цепляться за транспорт сзади;
- стоять на выступающих частях и подножках.
Требованиями безопасности пассажирам запрещено препятствовать закрыванию дверей или же открывать их до полной остановки транспортного средства. Большинство автобусов и троллейбусов имеют двери, которые открываются автоматически из кабины водителя. Водитель не всегда видит, что делается в дверях, если их придержал кто-то из пассажиров. Однако водитель, будучи уверен, что двери закрыты, отправляет автобус или троллейбус. В результате пассажир может оказаться зажатым между створками дверей. Так же опасно открывать двери до полной остановки автобуса или троллейбуса, потому что из нее могут выпасть на ходу пассажиры. А в легковом автомобиле открытой на ходу дверцей можно задеть пешехода или самому оказаться на асфальте. Запрещено прислоняться к дверям, так как они могут неожиданно открыться. В любом общественным транспортом есть надписи: «Места для пассажиров с детьми и инвалидов». Но даже если ты сидишь не на таком месте, все равно следует уступить его инвалиду, пожилому человеку, женщине и просто человеку старше. Также следует помочь выйти из автобуса или троллейбуса пожилому человеку или женщине с ребенком, слепому человеку.
В салоне нельзя:
1. - отвлекать разговорами водителя во время движения;
2. - шуметь, громко разговаривать, мешать другим пассажирам;
3. - высовываться или выставлять из окон какие-либо предметы;
4. - возить с собой пачкающие предметы, острые и колющие инструменты (их необходимо тщательно упаковывать);
5. - ездить в грязной, пачкающей других пассажиров одежде.
6. Выйдя из общественного транспорта необходимо соблюдать правила перехода на другую сторону улицы.
На остановке
На остановке в ожидании общественного транспорта следует стоять на тротуаре подальше от его края. Здесь ограничительной чертой служит поребрик, стоять на котором нельзя.
Остановка - не место для игр и беготни. Нельзя выходить на проезжую часть, чтобы посмотреть, не идет ли автобус или троллейбус. Если трамвайная остановка без посадочной площадки, выходить на проезжую часть для посадки в вагон разрешается только после его полной остановки.
Посадка в транспорт
Когда к остановке подошел автобус, троллейбус или трамвай, ведите себя спокойно - не суетитесь, не толкайтесь. Подходите к двери только после полной остановки транспорта. Не стойте перед дверьми, пропусти выходящих пассажиров. Входите после инвалидов, пожилых людей и маленьких детей. Во избежание быть зажатым дверьми не пытайтесь сесть в последний момент перед отправкой автобуса, троллейбуса, трамвая.
Поездка
Войдя в транспортное средство, не задерживайтесь около дверей и на площадке, пройдите в салон. В салоне держитесь за поручни, чтобы не получить ушибов при возможном резком торможении. Свободные места рекомендуется сразу занимать, чтобы не мешать проходу пассажиров, но при этом надо уступать места инвалидам, пожилым и самым маленьким. Сидеть лучше лицом по направлению движения: это безопаснее в случае неожиданного резкого торможения. По этой же причине спать во время поездки не рекомендуется. Ни в коем случае не препятствуйте закрытию и открытию дверей. Не пытайтесь открыть их самостоятельно: это не только может повредить двери, но еще и опасно! Не прислоняйтесь к дверям: они могут открыться на ходу. Некоторые трамвайные поезда представляют собой длинные вагоны с поворотным устройством в середине. Это сочлененные вагоны. К ограждениям поворотного устройства нельзя прислоняться. Нельзя просовывать в пространство за ограждением руки и ноги. Это очень опасно! Можно не только получить травму, но и погибнуть! Не высовывайтесь из окон и не выставляйте в них какие-либо предметы. Не шумите, не разговаривайте громко: это не только раздражает пассажиров, но и мешает водителю, которого нельзя отвлекать. Обращаться к водителю можно только на остановках. Во время поездки выполняйте все указания водителя и кондуктора.
Высадка из транспорта
К выходу необходимо подготовиться заранее: спросить у других пассажиров, выходят ли они там же, где вы, или нет, по возможности подойти ближе к дверям, но не спускаться на ступени. После остановки и открытия дверей, когда пассажиры начинают выходить, не толкаться, не суетиться. Дети старшего возраста должны помочь пожилым пассажирам, инвалидам и малышам. Маленькие дети, едущие вместе с взрослыми, выходят после них. Выйдя из общественного транспорта, не останавливайтесь напротив дверей, а отойдите в сторону, чтобы не мешать выходу других пассажиров.
Движение после высадки
Выйдя из транспорта, вы снова становитесь пешеходом, и, значит, опять должны подчиняться требованиям правил для пешеходов. Будьте особенно внимательны, если вам надо перейти на противоположную сторону дороги: ваш путь только по переходу! Исходя из выше изложенного, можно сформулировать следующие правила
Правила поведения для пассажиров автобуса и троллейбуса
На остановке
1. Соблюдай порядок, веди себя спокойно: не играй, не толкайся, не бегай.
2. Стой только на тротуаре, не наступая на поребрик.
3. Не выходи на проезжую часть.
4. Подходи к двери автобуса или троллейбуса только после полной его остановки.
При посадке
Пропусти выходящих пассажиров.
Соблюдай осторожность при посадке, чтобы не оказаться зажатым закрывающимися дверьми.
В салоне автобуса и троллейбуса
После посадки проходи вперед, не задерживайся на ступеньках и на площадке около дверей.
В салоне держись за поручни, не мешай проходить пассажирам, заранее готовься к выходу.
При выходе не суетись и не толкайся.
После высадки
На противоположную сторону улицы переходи только по пешеходному переходу.
Пассажиры, легковых автомобилей, такси, должны соблюдать следующее правило: посадка и высадка должна происходить только с правой стороны улицы. С левой стороны могут выходить лишь водители.
Бывает, что надо ехать на грузовом автомобиле, например, на полевые работы или сопровождать груз. Для перевозки пассажиров в таких автомобилях существуют определенные правила. В кабине, кроме водителя, может помещаться столько человек, сколько мест предусмотрено техническими правилами. Например, в грузовом автомобиле ЗИЛ-130 рядом с водителем могут находиться только два человека. Группам людей ехать в кузове грузового автомобиля можно лишь в том случае, если он специально для этого приспособлен: в нем должны быть сиденья для пассажиров, а на сиденьях вдоль заднего и боковых бортов прочные спинки. Скорость грузового автомобиля, в кузове которого находятся люди, не должна превышать 60 км/ч. Стоять в кузове движущегося автомобиля категорически запрещено. Не все транспортные средства приспособлены для перевозки людей. Нельзя перевозить людей вне кабины самосвала, автомобиля-цистерны, трактора и других специализированных автомобилей, самоходных машин и механизмов, конструкция которых не приспособлена для перевозки людей, а также на грузовом прицепе или полуприцепе. Нельзя ехать и в кузове грузового мотоцикла или мотороллера.
Обсуждение с учащимися дорожного происшествия:
Группа туристов попросила водителя грузовика довезти их до турбазы в горах. В кузове машины не было сидений: она не была приспособлена к перевозке людей. И туристы ехали стоя. На крутом повороте несколько человек не удержались и, потеряв равновесие, вывалились из кузова, получив тяжелые травмы.
Запрещено
возить на заднем сиденье мотоцикла детей, которым нет еще 12 лет. Если пассажиру 12 лет и больше, то ехать на мотоцикле ему разрешается только в застегнутом защитном шлеме.
Не следует выпрыгивать из кузова автомобиля во время движения. Это может привести к несчастному случаю. Такие пассажиры серьезно подводят водителя машины, на которой ехали, потому что он отвечает за их поведение и здоровье.
Решение ситуационной задачи.
Кто такой водитель? (работа с учебником стр. 53, учащиеся находят и зачитывают понятие «пассажир»)
Водитель- человек, управляющий каким-либо транспортным средством, а также водителем считается человек, ведущий по дороге вьючных или верховых животных, или стадо животных.
Практически каждый из учащихся является водителем транспортного средства- велосипеда.
Творческое задание учащимся по группам ( подготовить сообщения по темам)
1.группа- «Основные требования к техническому состоянию велосипеда.»
2.группа- «Основные обязанности велосипедиста»
3. группа-«Что запрещается водителям велосипеда»
Вывод:
От знаний правил дорожного движения зависит жизнь человека и каждого из вас.
3 Домашнее задание.
П. 2.2,
Творческое задание учащимся по группам ( подготовить сообщения по темам)
1.группа - «Основные требования к техническому состоянию велосипеда.»
2.группа - «Основные обязанности велосипедиста.»
3. группа - «Что запрещается водителям велосипеда»
4. Выставление оценок.
Следующая страница Презентации к уроку