План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности и защиты Родины
5 класс




Урок 10
Пожарная безопасность


Содержание урока

Пожар

Правила личной безопасности при пожарах. Пожар в квартире

Правила личной безопасности при пожарах. Пожар на балконе

Правила личной безопасности при пожарах. Пожар в подъезде

Правила личной безопасности при пожарах. Пожар в кабине лифта

Контрольные вопросы. Задания. Практикум

Конспект

Презентации к уроку


Конспект


Цели урока:

Обучающая:
Изучить причины пожаров в жилых и общественных зданиях, правила безопасного поведения и способов эвакуации.

Развивающая:
Моделирование ситуаций, требующих знаний противопожарной безопасности.

Воспитывающая:
Формирование ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих.

Планируемый результат обучения:
Образовательный продукт: Перечень причин пожаров в жилых и общественных зданиях, ряд общих правил пожарной безопасности, ряд общих правил при пожаре.

Метод обучения:
Проблемно-поисковый, контроля и самоконтроля, метод наблюдения, метод смыслового видения, метод конструирования правил.

Форма обучения:
Фронтальная, групповая и индивидуальная

Особенности структуры урока:
Активное участие учащихся с объектом изучения, в постановки и решении проблемы; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Организационные формы:
Приветствие, настроить на работу и получение нового материала

Содержание материала:
Мифы Древней Греции гласят: Титан Прометей сотворил первых людей по образу бессмертных богов. Он научил людей строить дома и корабли, охотиться, считать, читать и писать, приносить жертвы богам и гадать о будущем. Когда бог Зевс отнял у людей огонь, Прометей похитил у богов искорку пламени. Он спрятал ее в стебле тростника и принес людям.

Вопрос на целеполагание:
Скажите, ребята, а зачем нам, людям, нужен огонь? (обсуждение, выдвижение версий)
Вы правы в жизни человека огонь играет очень важную роль. При помощи огня человек обеспечил себя теплом и светом. Без огня сегодня невозможна жизнь человека на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение автомашины, пароходы, самолеты, ракеты, помогает вырабатывать электроэнергию. Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности.

Вопрос на целеполагание:
К чему может привести небрежное отношение с огнем? (обсуждение, определение проблемы)

Главная проблема урока:
Определить причины пожаров и ряд общих правила поведения при пожаре.
Давайте уточним и запишем определение пожара.
Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни людей.
Наиболее часто пожары возникают в жилых домах.
- Как вы думаете, почему? (обсуждение проблемы, анализ, рефлексия)
В каждом доме увеличивается количество электроприборов. Это холодильники, телевизоры, стиральные машины, электронагревательные приборы, то есть все, что стало необходимым и привычным в повседневной жизни. Нарушение правил пользования любым прибором может привести к пожару. Запомните! Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, от их небрежности в обращении с огнем. Пожар может возникнуть всюду, где огонь оказался без контроля.
- Как вы думаете, что может стать причиной пожара?
(Обсуждение проблемы, моделирование ситуаций, их анализ, образовательный продукт – перечень причин возникновения пожаров, ряд общих правил пожарной безопасности).

Перечень причин возникновения пожаров:
✔ Причиной пожара может стать и игра с огнем. В нашей стране из-за этого вспыхивает примерно каждый шестой пожар.
✔ Дети ради забавы поджигают тополиный пух и смотрят, как бежит по нему огонь. В начале лета начинается обильное цветение тополя. Улицы, дворы покрываются тополиным пухом. Он проникает в окна чердаков, забивается в подвалы домов, сараи. Часто такие игры заканчиваются пожаром.
✔ Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями – хлопушками, петардами, фейерверками и бенгальскими огнями Не меньшую опасность представляет. Если искры от них попадут на легковоспламеняющиеся предметы, может вспыхнуть пожар.
✔ Брошенная горящая спичка или незатушенный окурок представляет пожарную опасность .
✔ К пожару может привести нарушение правил пользования легковоспламеняющимися жидкостями, проведение опытов с неизвестными химическими веществами и аэрозольными баллонами.
Помните! Пожар легче не допустить, чем тушить.

Образовательный продукт ряд общих правила пожарной безопасности. Вот основные из них:
1. Не играйте со спичками, следите, чтобы с ними не играли ваши товарищи;
2. Не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках и в подвалах домов;
3. Соблюдайте меры пожарной безопасности при пользовании пиротехническими изделиями;
4. Не нагревайте на огне незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны;
5. Не оставляйте без присмотра включенные электронагревательные приборы;
6. Не оставляйте без присмотра включенный телевизор; при любом нарушении его работы немедленно отключите его от сети, вынув вилку из розетки;
7. Не поджигайте тополиный пух и сухую траву;
8. Соблюдайте меры предосторожности при пользовании газовой плитой; ею лучше пользоваться, когда дома есть взрослые.

Практическая работа по группам
Моделирование ситуаций, требующих знаний противопожарной безопасности. (обсуждение модельных ситуаций, анализ, дополнение, исправление, рефлексия, образовательный продукт – ряд общих правил при пожаре)

Ряд общих правил при пожаре:
1. Нельзя открывать окна, так как приток кислорода поддерживает горение;
2. Нельзя тушить водой включенные в сеть электроприборы и лить воду на электрические провода. Во избежание поражения электрическим током необходимо отключить электроэнергию. Или отключить от сети, то есть вынуть вилку из розетки, загоревшийся электроприбор.
3. Очаг возгорания можно тушить подручными средствами – водой, плотной мокрой тканью.
4. Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин) тушат мокрой тканью, огнетушителем, песком, землей из цветочных горшков.
5. В лесу, парке возгорание можно потушить, засыпав землей или сырыми ветками.

- Молодцы, ребята. Помните всегда, что нарушение любого из названных правил пожарной безопасности может привести к пожару в доме.
- Если же так случилось, что начался пожар, кого мы должны вызывать, куда позвонить? ( ответы ребят)
- В нашей стране в настоящее время создана специальная система, направленная на борьбу с пожарами – пожарная охрана. Пожарная охрана в нашей стране подразделяется на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану.
Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны. Государственная противопожарная служба организует и осуществляет охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров, осуществляет их тушение. Главная задача государственной противопожарной службы – профилактика пожаров.
В случае необходимости вызова пожарной охраны, какой номер телефона мы набираем? (01 или 112). Запишем и запомним эти важные телефоны.
Когда вы звоните диспетчеру, сообщите ему следующие данные: причину вызова; точный адрес, где произошел пожар; свою фамилию и номер телефона, с которого вы звоните. Также необходимо записать фамилию или номер дежурного, принявшего вызов. Если проезд к месту пожара затруднен, указать наилучший маршрут, по возможности встретить пожарную машину и проводить пожарных к горящему объекту.

Давайте отработаем наши действия в случае возникновения пожара.

Тест на компьютере:

1. Мама гладила вещи, ушла на работу и забыла выключить утюг. Вы обнаружили, что загорелось одеяло и начал гореть стол. Ваши действия?
✔ Залить водой
✔ Сообщить родителям
✔ Сообщить в пожарную охрану
✔ Обесточить утюг

2. Во избежание пожара в школу нельзя носить:
✔ Учебники
✔ Фейерверки
✔ Одежду
✔ Игрушки

3. Вы смотрели телевизор, пропало изображение и из него пошел дым. Ваши действия?
✔ Обесточить телевизор
✔ Залить водой заднюю стенку
✔ Сообщить в пожарную охрану
✔ Сообщить соседям

4. В лесу началась гореть сухая трава, образовался пожар. Ваши действия?
✔ Позвонить в пожарную охрану
✔ Залить водой
✔ Убежать
✔ Сообщить родителям

5. Бабушка разжигала печь с помощью солярки, оставила бутылку с зажигательной смесью возле печи. Искра от пламени упала возле жидкости, и произошло возгорание. Ваши действия?
✔ Сообщить родителям
✔ Сообщить соседям
✔ Сообщить в пожарную охрану
✔ Убежать
✔ Затушить

6. Пожары наиболее часто возникают:
✔ В магазинах
✔ В гаражах
✔ В жилых и общественных зданиях
✔ На остановках общественного транспорта

- Ребята, мы с вами говорим о правилах поведения во время пожара, если пожар случился у нас дома или на улице. А что мы делаем, если слышим, что в школе сработала сигнализация. (Эвакуируемся)
- Для заблаговременной подготовки на случай пожара или взрыва на предприятиях и в учреждениях, в том числе и в школах, разрабатываются планы эвакуации людей и спасения имущества и вывешиваются на видном месте.

У нас в школе есть такие планы эвакуации? Где они расположены? (обсуждение, рассмотрение плана эвакуации школы)
- Если в нашей школе сработала система оповещения о пожаре, а мы с вами находимся на уроке ОБЗР (ОБЖ) в данном кабинете, то мы с вами должны собрать свои вещи, покинуть класс. Мы выходим из кабинета, поворачиваем направо и спускаемся по лестнице. Отходим от здания школы на безопасное расстояние.

Итог урока.

Рефлексия:
Что узнали нового и интересного? Понравился ли урок?

Домашнее задание.
Выучить определение пожара и правила пожарной безопасности. Составить план эвакуации из вашего дома на случай возникновения пожара.

Индивидуальные доклады:
1. Пожар в квартире
2. Пожар на балконе
3. Пожар в подъезде
4. Пожар в лифте

Источник: Савенкова Т.Г. – преподаватель ОБЗР (ОБЖ) МКОУ «Малиновская СШ» Ачинского района Красноярского края


Следующая страница Презентации к уроку






Наверх