План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс




Урок 14
Чрезвычайные ситуации природного характера


Содержание урока

Введение

Землетрясение

Наводнение

Ураганы, бури, смерчи

Оползни, сели, обвалы

Приложение 3

Контрольные вопросы. Задания. Практикум

Конспект

Презентации к уроку


Конспект


Тип урока: изучение нового материала.

Учебник: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для учащихся 5 кл.

Средства обучения: компьютерный класс (мобильный), физическая карта России, доска, карточки по теме.

Цель урока: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях природного характера, причинах их возникновения, распространения, методах изучения, правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях.

Задачи урока:

Обучающая: сформировать понятия: «землетрясения», «стихийное бедствие», «сейсмически опасный район», «шкала силы интенсивности землетрясения», «наводнение», «ураган», «буря», «смерч», «оползень», «обвал», «сель».
Развивающая: сформировать у учащихся мнение об опасности в чрезвычайных ситуациях природного характера
Воспитывающая: продолжить работу по развитию у учащихся навыков безопасного поведения, развитию умения работать в группе.

Планируемые результаты

Предметные:
1. сформировать понятия: землетрясения, очаг землетрясения, стихийное бедствие, сейсмически опасный район, шкала силы интенсивности землетрясения, наводнение, ураган, буря, смерч, оползень, обвал, сель;

Метапредметные:
1. Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;
2. Оценивать достижения на уроке;
3. Оценивать работу одноклассников;
4. Высказывать суждения, подтверждая ее фактами;
5. Работать с текстом, презентацией, таблицами.

Личностные:

1. осознание ценностей знаний безопасности жизнедеятельности и применять эти знания в определенной ситуации.
Учащийся должен обладать:
• ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• опытом участия в социально значимом труде;
• осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
• коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,
• общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

2. осознание ценностей географических знаний и применять эти знания в определенной ситуации.

Ход урока:

I этап учебного занятия: Организационно-мотивационный этап урока
Деятельность учителя Деятельность учеников Примечание
- Здравствуйте, ребята!
1. Мы уже с вами знаем о том, что природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими на Земле. Однако не каждое природное явление и не во всех случаях приводит к трагическим последствиям – определенная роль в этом принадлежит и человеку. Поэтому знание причин и возможных последствий природных явлений необходимо для того, чтобы заблаговременно принять профилактические меры и снизить ущерб.
Дежурный называет отсутствующих на уроке. Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:
- определять цель учебной деятельности
- определять степень успешности выполнения работы


Познавательные УУД:
- выдвигать предположения
- систематизировать информацию до её изучения


Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;


Личностные УУД:
-осознание ценности знаний о безопасности жизнедеятельности, как важнейшего компонента научной картины мира.


Предметные УУД:
- актуализация и систематизация знаний о чрезвычайных ситуациях природного характера.
Учитель загадывает детям загадки-подсказки: Ученики отгадывают загадки, с помощью которых определяют тему урока:
1. Он гремит и всех пугает, часто с молнией бывает? Гром
2. Сильный проливной дождь с большими каплями? Ливень
3. Видит каждый из ребят электрический разряд. Он гремит и всех пугает. Часто с ливнями бывает! Молния
4. И весной, и даже летом падают они с секретом. И не снег и не дождь, а больно. Могут дел натворить. Всё в городе порешетить! Град
5. Ветер в городе у нас бывает, что деревья ломает и крыши срывает! Ураган
6. Быстрое смещение или отделение массы горных пород на крутом склоне? Оползень, обвал
Вы услышали подсказки, как вы думаете, о чем сегодня на нашем уроке будет идти речь?
Правильно! О чрезвычайных ситуациях природного характера.


Тема урока: Чрезвычайные ситуации природного характера.
Цель урока: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях природного характера, причинах их возникновения, распространения, методах изучения, правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях.
II этап учебного занятия: Процессуально-содержательный этап урока
Деятельность учителя Деятельность учеников Примечание
Ребята запишите в тетради тему урока: «Чрезвычайные ситуации природного характера» Учащиеся пытаются сформулировать задачи урока. Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:
- выдвигать версии;
- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
- оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях.

Познавательные УУД:
- находить достоверную информацию
- владеть смысловым чтением;
- соотносить новую информацию с имеющимися представлениями;
- анализировать и обобщать;
- делать выводы;
- представлять информацию в виде текста.

Коммуникативные УУД:
- уметь слушать, слышать и понимать партнёра;
- различать в речи другого доказательства, факты;
- организовывать и согласовывать работу в паре, группе;
- уметь правильно выражать свои мысли в речи;
- управлять поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Личностные УУД:
- осознавать свои интересы, цели;
- осознавать свои эмоции:
- осознавать новые социальные роли и правила.

Предметные УУД:
- знать понятия по теме;
- знать причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия и районы распространения;
- знать правила безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях природного характера.
- Что уже вам известно о чрезвычайных ситуациях природного характера?
- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?
Отвечают на вопросы.
Учитель заранее пишет на доске виды ЧС природного характера.
Чтобы ответить на ваши вопросы предлагаю вам разделиться на четыре команды. Каждая команда выбирает себе одну чрезвычайную ситуацию, получает карточку с заданием и ссылкой на интернет ресурс (приложение №1).
Используя компьютерный класс, команда, выполняя задания, должна подготовить мини-проект - памятку о правилах поведения при возникновении данной чрезвычайной ситуации. При этом, отмечает, как нужно действовать и чего делать нельзя. После того как команды будут готовы, они представят свои результаты вниманию других команд.
Учащимся предложен просмотр видеоролика.
Учащиеся просматривают свой видеофрагмент и выполняют задание.
При обсуждении результатов работы в группах, ребята делятся с учителем собственным опытом (встречались ли они когда-либо с этими чрезвычайными явлениями, обсуждаем эмоции, которые они помнят при встрече с этими явлениями (неприятно, страшно, опасно, весело, трагично и т.д.))
По итогам работы в команде, каждый будет ученик оценен. Учащиеся делают выводы, что с этими чрезвычайными природными явлениями нам очень часто приходиться встречаться и эти встречи не всегда могут для них закончиться положительно, т.к. сила природы очень велика.
Физкультминутка:
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.
III этап учебного занятия: Этап закрепления первичной проверки
Деятельность учителя Деятельность учеников Примечание
Актуализация полученных знаний
Продолжаем работать в группах и за компьютерами
- Ученики должны назвать районы нашей страны, где эти чрезвычайные ситуации природного характера происходят наиболее часто?
- Ученики отвечают на вопросы, встречаются ли эти чрезвычайные ситуации природного характера в нашем регионе? Как часто?
Поиск информации в интернете, в учебнике.
Ученики отвечают на заданные вопросы, используя:
1.Известные им факты из жизни (ответы учеников, яркие примеры из их собственной жизни, прочитанные истории из художественной и публицистической литературы).
2.Используя интернет и учебник.
IV этап учебного занятия: Рефлексия
Деятельность учителя Деятельность учеников Примечание
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
Чьи версии подтвердились?
Как оцените свою работу?
Оценивают свою работу.
Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
- выстраивание логической цепочки рассуждения;
- рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:
- уметь устно выражать свои мысли, идеи.

Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности.

Предметные результаты:
- углубить знания о чрезвычайных ситуациях природного характера;
- объяснять значение понятий: «землетрясение», «наводнение», «ураган, буря», «смерч», «оползень, обвал, сель»;
- находить на карте главные места сейсмической опасности;
- описывать последствия ЧС природного характера разной силы.
V этап учебного занятия: Заключительный. Домашнее задание
Деятельность учителя Деятельность учеников Примечание
1. Учебник. Тема "Чрезвычайные ситуации природного характера"
2. Подготовить презентацию о ЧС природного характера в Оренбургской области и в нашем посёлке. Используя Интернет-ресурсы и информацию в СМИ (по желанию).
Записывают домашнее задание в дневник.

Презентация к конспекту урока "Чрезвычайные ситуации природного характера"


"Чрезвычайные ситуации природного характера"




Следующая страница Презентации к уроку






Наверх