План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс




Урок 16
Антиобщественное поведение и его опасность


Содержание урока

Введение

Криминогенные ситуации

Преступления против общества и государства

Общие правила личной безопасности

Контрольные вопросы. Задания. Практикум

Конспект

Презентации к уроку


Конспект


Цели и задачи урока:
1) Обучающие – расширить понятие о правилах безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера.
2) Развивающие – стимулирование мышления учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы, развитие коммуникативных умений и навыков совместной деятельности.
3) Воспитательные – формирование навыков поведения в криминогенных ситуациях, умения предвидеть и предупредить опасность, при необходимости уметь обратиться в соответствующие службы экстренной помощи, воспитывать культуру безопасности жизнедеятельности, формирование у учащихся оценочных суждений различных ситуаций, способности эмоционально и адекватно реагировать, готовности принимать правильное решение самостоятельно.

Тип урока: комбинированный.

Время урока: 40 минут.

Методика подхода к уроку: формирование знаний об основных правилах безопасного поведения в криминогенных ситуациях, установление внутри предметных и меж предметных связей; развитие у учащихся навыков решения ситуационных задач.

Замысел урока: “Где это только возможно, обучение должно стать переживанием”. (А. Эйнштейн.)

Создание условий, при которых учебная задача воспринималась бы учениками как личностно-значимая проблемная ситуация, требующая осмысления и решения. Завершить решение учебных задач самооценкой и коррекцией деятельности.

Ожидаемые результаты по освоению содержания урока:
• учащиеся должны усвоить основные правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях, навыки поведения в таких ситуациях;
• сформировать представление о причинах возникновения криминогенных ситуаций, мерах личной безопасности при общении с незнакомыми людьми;
• осознать опасность и последствия антиобщественного поведения.

Оборудование:

Для учителя: план - конспект урока, компьютер, мультимедиапроектор, презентация «Антиобщественное поведение и его опасность».

Для учащихся: тетрадь, рабочая карта по теме урока, учебник.

Используемый учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М. «Просвещение», 2012.

Структура урока: сообщение темы, цели и задач урока; проверка домашнего задания; актуализация опорных знаний учащихся; подбор дидактических материалов, средств обучения и оборудования; выполнение работ учащихся под руководством учителя.

План урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. «Минутка безопасности» (вопросы ПДД)
4. Изучение нового материала:
- Антиобщественное поведение;
- Криминогенные ситуации, причины их возникновения;
- «Портреты» преступников;
- Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенных ситуаций.
5. Закрепление нового материала.
6. Итоги урока.
7. Домашнее задание.

Эпиграф к уроку: «Твоя безопасность в твоих руках».

Ход урока:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент (2 мин.) Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности учеников к работе.
Проверка домашнего задания (5 мин.) Учитель предлагает учащимся приступить к работе с РАБОЧИМИ КАРТАМИ (далее РК): выполнить задание №1 (по вариантам) – вставить пропущенные слова. Учащиеся выполняют задание письменно в РК.
(2 мин.)

Учитель предлагает учащимся, сидящим за одной партой, по окончании работы, обменятся рабочими картами, проверить и оценить выполненное задание.

Учитель читает предлагаемые ответы на вопрос теста.
Учащиеся анализируют  выполнение работы друг друга. Выставляют оценки.
«Минутка безопасности» (1 мин.) Учитель задаёт вопрос по правилам дорожного движения: «Как поступить, если при переходе проезжей части, если ты уронил какую – либо вещь?» Учащиеся отвечают на вопрос. Примерный ответ: закончить переход и попросить взрослого пешехода помочь достать вещь.
Изучение нового материала (19 мин.)

Каждому из нас хочется, чтобы вокруг были только хорошие, добрые люди,  относящиеся к нам с теплотой, которые не причинят неприятности. Но, увы, случается нередко, что встречаются люди, способные причинить вам вред, создающие угрозу вашей жизни и здоровью, вашему имуществу.

- Как  вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Правильно, тема нашего урока: «Антиобщественное поведение и его опасность».

- Попытайтесь назвать, что мы должны изучить на уроке?

1)    Учащиеся отвечают: о преступниках, о преступлениях, как не стать жертвой преступления, о правилах личной безопасности.

2)    Записывают тему урока.

3)    Учащиеся формулируют, что должны изучить:

1.  Что такое антиобщественное поведение, криминогенная ситуация?

2.           Правила поведения в криминогенных ситуациях.

3.           Меры личной безопасности при общении с незнакомцами.

С каждым годом учащаются случаи хулиганства на улицах, разбойных нападений, грабежей.

- Как можно назвать ситуации, о который я сказала?

Правильно, криминогенные ситуации.

Выполнение  задания № 2.1 РК.

Эти ситуации направлены против норм и правил, установленных в обществе и поэтому их можно назвать антиобщественными.

- Сделайте вывод: Антиобщественное поведение – это…..

Кто и зачем нарушают эти правила?

Ответы учащихся:  преступные, криминальные.

 

 

Записывают полученное определение в тетрадь.

 

 

Примерные ответы: Антиобщественное поведение – это поведение, направленное против норм и правил, установленных в обществе. Такое поведение характерно для преступников, которые преследуют различные цели: завладеть чужим имуществом, обмануть и т.д.

Есть люди, которые стремятся добиться своих целей преступным путём. К ним относятся воры, грабители, мошенники, хулиганы и насильники.

Предлагаю посетить музей МВД, посмотреть галерею «портретов» преступников.

Задание № 2.2. Просмотр презентации (слайды 3-8)

Учащиеся смотрят презентацию.

Это наиболее характерные портреты преступников, с которыми желательно избегать встреч в повседневной жизни.

Обратим внимание на ещё один тип опасного человека – это пьяный человек.

- Как вы думаете, пьяный человек – это преступник?

Пьяный человек может пристать к вам на улице, в транспорте и в общественном месте. Поступки пьяного бесконтрольны и агрессивны, поэтому пьяных людей надо избегать.

Примерные ответы:

Человек в состоянии алкогольного опьянения не преступник, однако, он опасен для остальных.
Физкультминутка (1 мин.)

Слайд-9. Ребята сейчас прервемся на физкультминутку.

Упражнение для глаз: Закройте глаза и напишите глазами  свое имя.

Молодцы! Закончили упражнения, садимся.

Учащиеся выполняют комплекс упражнений
Изучение нового материала

Мы с вами рассмотрели характеристики людей, которые пытаются добиться своей цели преступным путем. Что бы избежать криминогенных ситуации и встреч с подобными людьми нужно соблюдать правила личной безопасности.

- А что значит соблюдать правила личной безопасности?

Задание №2.3. Записать в тетрадь определение: Правила личной безопасности – это правила поведения в различных местах и ситуациях, позволяющие уменьшить вероятность возникновения опасной ситуации при общении с незнакомыми людьми. Слайд 10.  

Чтобы обеспечить личную безопасность, необходимо выработать умение отказываться от нежелательного общения. Необходимо соблюдать ряд общеизвестных правил личной безопасности.

-Назовите эти правила.

- Проверим, всё ли вы перечислили? Просмотр слайдов 11-12.

Примерный ответ:

Соблюдать правила личной безопасности – это значит вести себя так, чтобы с тобой не случилось беды, неприятности.

Учащиеся записывают определение в тетрадь.

 

Учитель предлагает учащимся сделать выводы по изученной теме.

Примерный ответ:

Есть люди, которые стремятся добиться своих целей преступным путём.

Что бы избежать криминогенных ситуации и встреч с подобными людьми нужно соблюдать правила личной безопасности.

       Чтобы обеспечить личную безопасность, необходимо выработать умение отказываться от нежелательного общения.

Необходимо соблюдать  правила личной безопасности.

Закрепление нового материала (7 мин.)

Учитель предлагает выполнить задания  № 3.1-3.5 в РК (выбор задания по желанию, за каждое выполненное задание по 1 баллу)

Учащиеся выполняют задания в РК.
Рефлексия (1 мин.) Учитель использует технику «рефлексивная мишень». Слайд 13. Ученик ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю.
Итоги урока (1 мин.) Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки Учащиеся выставляют оценки в дневник.
Домашнее задание (1 мин.)

Слайд 14. Составьте список своих действий в любой из описанных ниже ситуаций:

1)                на улице к вам обращается незнакомый человек с просьбой помочь ему найти дом, клуб, магазин;

2)                в общественном транспорте к вам начал приставать пьяный человек;

3)                на улице вам предлагают принять участие в беспроигрышной лотерее;

4)                в общественном транспорте к вам пристала «попрошайка»;

5)                в салоне автобуса под сиденьем вы обнаружили бесхозную сумку;

6)                идёте к подъезду своего дома и видите, что незнакомый человек наблюдает за вами.

Делают записи в дневнике

Презентация к конспекту урока "Антиобщественное поведение и его опасность"


"Антиобщественное поведение и его опасность"




Следующая страница Презентации к уроку






Наверх