Преступления против общества и государства
Общие правила личной безопасности
Контрольные вопросы. Задания. Практикум
Конспект
Цели и задачи урока:
1) Обучающие – расширить понятие о правилах безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера.
2) Развивающие – стимулирование мышления учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы, развитие коммуникативных умений и навыков совместной деятельности.
3) Воспитательные – формирование навыков поведения в криминогенных ситуациях, умения предвидеть и предупредить опасность, при необходимости уметь обратиться в соответствующие службы экстренной помощи, воспитывать культуру безопасности жизнедеятельности, формирование у учащихся оценочных суждений различных ситуаций, способности эмоционально и адекватно реагировать, готовности принимать правильное решение самостоятельно.
Тип урока: комбинированный.
Время урока: 40 минут.
Методика подхода к уроку: формирование знаний об основных правилах безопасного поведения в криминогенных ситуациях, установление внутри предметных и меж предметных связей; развитие у учащихся навыков решения ситуационных задач.
Замысел урока: “Где это только возможно, обучение должно стать переживанием”. (А. Эйнштейн.)
Создание условий, при которых учебная задача воспринималась бы учениками как личностно-значимая проблемная ситуация, требующая осмысления и решения. Завершить решение учебных задач самооценкой и коррекцией деятельности.
Ожидаемые результаты по освоению содержания урока:
• учащиеся должны усвоить основные правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях, навыки поведения в таких ситуациях;
• сформировать представление о причинах возникновения криминогенных ситуаций, мерах личной безопасности при общении с незнакомыми людьми;
• осознать опасность и последствия антиобщественного поведения.
Оборудование:
Для учителя: план - конспект урока, компьютер, мультимедиапроектор, презентация «Антиобщественное поведение и его опасность».
Для учащихся: тетрадь, рабочая карта по теме урока, учебник.
Используемый учебник: Основы безопасности и защиты Родины. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М. «Просвещение», 2012.
Структура урока: сообщение темы, цели и задач урока; проверка домашнего задания; актуализация опорных знаний учащихся; подбор дидактических материалов, средств обучения и оборудования; выполнение работ учащихся под руководством учителя.
План урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. «Минутка безопасности» (вопросы ПДД)
4. Изучение нового материала:
- Антиобщественное поведение;
- Криминогенные ситуации, причины их возникновения;
- «Портреты» преступников;
- Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенных ситуаций.
5. Закрепление нового материала.
6. Итоги урока.
7. Домашнее задание.
Эпиграф к уроку: «Твоя безопасность в твоих руках».
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент (2 мин.) | Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности учеников к работе. | |
Проверка домашнего задания (5 мин.) | Учитель предлагает учащимся приступить к работе с РАБОЧИМИ КАРТАМИ (далее РК): выполнить задание №1 (по вариантам) – вставить пропущенные слова. | Учащиеся выполняют задание письменно в РК. |
(2 мин.) |
Учитель предлагает
учащимся, сидящим за одной партой, по окончании
работы, обменятся рабочими картами, проверить и
оценить выполненное задание. |
Учащиеся анализируют выполнение работы друг друга. Выставляют оценки. |
«Минутка безопасности» (1 мин.) | Учитель задаёт вопрос по правилам
дорожного движения: «Как поступить, если при
переходе проезжей части, если ты уронил какую –
либо вещь?» |
Учащиеся отвечают на вопрос. Примерный
ответ: закончить переход и попросить взрослого
пешехода помочь достать вещь. |
Изучение нового материала (19 мин.) |
Каждому из нас
хочется, чтобы вокруг были только хорошие,
добрые люди, относящиеся к нам с теплотой,
которые не причинят неприятности. Но, увы,
случается нередко, что встречаются люди,
способные причинить вам вред, создающие угрозу
вашей жизни и здоровью, вашему имуществу. - Как вы думаете,
о чем пойдет речь сегодня на уроке? Правильно, тема
нашего урока: «Антиобщественное поведение и его
опасность». |
1)
Учащиеся отвечают: о
преступниках, о преступлениях, как не стать
жертвой преступления, о правилах личной
безопасности.
2)
Записывают тему урока.
3)
Учащиеся формулируют, что
должны изучить:
1. Что такое
антиобщественное поведение, криминогенная
ситуация?
2.
Правила поведения в
криминогенных ситуациях.
3.
Меры личной безопасности
при общении с незнакомцами. |
С каждым годом
учащаются случаи хулиганства на улицах,
разбойных нападений, грабежей. - Как можно
назвать ситуации, о который я сказала? Правильно,
криминогенные ситуации. Выполнение
задания № 2.1 РК. Эти ситуации
направлены против норм и правил, установленных в
обществе и поэтому их можно назвать
антиобщественными. - Сделайте вывод:
Антиобщественное поведение – это….. Кто и зачем
нарушают эти правила? |
Ответы учащихся:
преступные, криминальные. Записывают полученное
определение в тетрадь. |
|
Есть люди, которые
стремятся добиться своих целей преступным путём.
К ним относятся воры, грабители, мошенники,
хулиганы и насильники. Предлагаю посетить
музей МВД, посмотреть галерею «портретов»
преступников. Задание № 2.2.
Просмотр презентации (слайды 3-8) |
Учащиеся смотрят презентацию. | |
Это наиболее
характерные портреты преступников, с которыми
желательно избегать встреч в повседневной жизни. Обратим внимание на
ещё один тип опасного человека – это пьяный
человек. - Как вы думаете,
пьяный человек – это преступник? Пьяный человек может
пристать к вам на улице, в транспорте и в
общественном месте. Поступки пьяного
бесконтрольны и агрессивны, поэтому пьяных людей
надо избегать. |
Примерные ответы: |
|
Физкультминутка (1 мин.) |
Слайд-9.
Ребята сейчас прервемся на физкультминутку. Упражнение для глаз:
Закройте глаза и напишите глазами свое
имя. Молодцы! Закончили
упражнения, садимся. |
Учащиеся выполняют комплекс упражнений |
Изучение нового материала |
Мы с вами рассмотрели
характеристики людей, которые пытаются добиться
своей цели преступным путем. Что бы избежать
криминогенных ситуации и встреч с подобными
людьми нужно соблюдать правила личной
безопасности. - А что значит
соблюдать правила личной безопасности? Задание №2.3.
Записать в тетрадь определение: Правила
личной безопасности – это правила
поведения в различных местах и ситуациях,
позволяющие уменьшить вероятность возникновения
опасной ситуации при общении с незнакомыми
людьми. Слайд 10. Чтобы обеспечить
личную безопасность, необходимо выработать
умение отказываться от нежелательного общения.
Необходимо соблюдать ряд общеизвестных правил
личной безопасности. -Назовите эти
правила. - Проверим, всё ли
вы перечислили? Просмотр
слайдов 11-12. |
Примерный ответ: Соблюдать правила
личной безопасности – это значит вести себя так,
чтобы с тобой не случилось беды, неприятности. Учащиеся записывают
определение в тетрадь. |
Учитель предлагает учащимся сделать выводы по изученной теме. |
Примерный ответ: Есть люди, которые
стремятся добиться своих целей преступным путём. Что бы избежать
криминогенных ситуации и встреч с подобными
людьми нужно соблюдать правила личной
безопасности.
Чтобы обеспечить личную безопасность, необходимо
выработать умение отказываться от нежелательного
общения. Необходимо соблюдать
правила личной безопасности. |
|
Закрепление нового материала (7 мин.) |
Учитель предлагает выполнить задания № 3.1-3.5 в РК (выбор задания по желанию, за каждое выполненное задание по 1 баллу) |
Учащиеся выполняют задания в РК. |
Рефлексия (1 мин.) | Учитель использует технику «рефлексивная мишень». Слайд 13. | Ученик ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. |
Итоги урока (1 мин.) | Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки | Учащиеся выставляют оценки в дневник. |
Домашнее задание (1 мин.) |
Слайд 14.
Составьте список своих действий в
любой из описанных ниже ситуаций:
1)
на улице к вам
обращается незнакомый человек с просьбой помочь
ему найти дом, клуб, магазин;
2)
в общественном
транспорте к вам начал приставать пьяный
человек;
3)
на улице вам
предлагают принять участие в беспроигрышной
лотерее;
4)
в общественном
транспорте к вам пристала «попрошайка»;
5)
в салоне автобуса
под сиденьем вы обнаружили бесхозную сумку;
6)
идёте к подъезду
своего дома и видите, что незнакомый человек
наблюдает за вами. |
Делают записи в дневнике |
"Антиобщественное поведение и его опасность"
Следующая страница Презентации к уроку