План проведения занятий на учебный год (по учебнику Виноградовой Н.Ф.)



Основы безопасности и защиты Родины
5 класс




Уроки 20 - 21
Мой безопасный дом



Наводим в доме чистоту



Обсудим вместе

Проанализируйте высказывания. Подумайте, кто прав. Есть ли необходимость бороться с обитающими в доме мышами и тараканами?

• Олег. Мой дом — моя крепость. И никто не вправе мне указывать, каким должен быть мой дом. Все, кто живёт в нём, мне не мешают — ни мыши, ни тараканы... Мыши так ко мне привыкли, что с руки крошки сыра берут. Да и кот на них внимания не обращает. Всем животным хорошо в моём доме.

• Максим. Дом — место проживания людей, а не диких животных, переносящих заразу. Чистота в доме — залог здоровья не только моей семьи, но и всех окружающих.



Мыши, тараканы — животные не домашние!


Мыши — опасные для человека дикие зверьки. Живя в доме, они размножаются круглый год. В течение только одного месяца их число может вырасти в десять раз. Мыши проникают всюду. В их рацион входят любые продукты. Они грызут даже электропровода, что часто приводит к пожарам. Их помёт можно найти везде — в пищевых продуктах, в платяном шкафу, даже в постели. В этом как раз и состоит основная опасность, ведь с помётом и со слюной разносятся микробы, которые могут вызывать тяжёлые заболевания. Мыши переносят паразитов и возбудителей опасных инфекционных заболеваний.

Тараканы — неприятные насекомые, которые обитают на кухне, в ванной комнате. Появляются там, где не соблюдают правила гигиены, где остаются пищевые отходы, немытая посуда и доступные источники воды (например, капающий кран). Эти насекомые являются переносчиками возбудителей таких заболеваний, как туберкулёз, дизентерия, и многих кишечных паразитов.


Обратите внимание и запомните!


В чистом доме не заведутся животные, вредные для здоровья человека.




Работа в парах или в группах


Составьте план уборки дома. Распределите трудовые обязанности между всеми членами семьи (например, в семье Севы — мама, папа, дедушка и старшая сестра). Что вам понадобится для проведения уборки?



Моем посуду правильно


Помните сказку К. И. Чуковского «Федорино горе» о том, как сбежала от Федоры вся её немытая, нечищенная посуда?

Вот какими словами жалуются на хозяйку тарелки:

Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!

Наверное, обучая детей правилам гигиены, поэт хотел и взрослым напомнить о том, как важно, чтобы в доме были порядок и чистота. А не всё ли равно, как мыть посуду? Открыл водопроводный кран, взял губку или мочалку — и вся премудрость... Оказывается, в каждом деле есть свои правила. Соблюдение правил мытья посуды — одно из условий безопасности вашего дома.


Работа в парах или в группах


Рассмотрите иллюстрации. Сформулируйте правила мытья посуды. Составьте памятку. Сравните её с текстом.



Правила мытья посуды



• Наденьте фартук и резиновые перчатки (перчатки необходимы, чтобы уберечь кожу от горячей воды и моющих средств).
• Если пользуетесь специальным средством для мытья посуды, то с помощью губки нанесите его на всю посуду.
• Начинайте мыть посуду под струёй водопроводной воды. Ополаскивать посуду нужно не менее двух-трёх раз, чтобы удалить все следы моющего средства.
• Лучшая температура для мытья посуды — 40— 50 С (кроме изделий из хрусталя, которые нужно мыть прохладной водой). Такая вода ощущается как тёплая или очень тёплая, но не горячая.
• Если специальных моющих средств нет, то используйте соду, горчицу, мыло.
• Поставьте посуду на сушку или вытрите чистым полотенцем.
• Тщательно вымойте раковину.







Наверх