План проведения занятий на учебный год (по учебнику Виноградовой Н.Ф.)



Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс






Урок 33
Если в школе пожар...



Умеете ли вы ориентироваться в большом здании?



Вспомните:

Что такое ориентирование?




Знате ли вы себя?


Хорошо ли вы знаете расположение школьных помещений? Умеете ли вы ориентироваться в школе? По каким признакам вы определяете назначение помещения?




Работа в парах или в группах


Нарисуйте несколько знаков, которые помогают определить назначение помещения.




Подсказка




Задание

Познакомьтесь с планом школы. Каким путём должен покинуть школу класс «А»; класс «Б»; класс «В»?




Практическая работа


Цель: покинуть помещение школы согласно плану эвакуации.

Задания

1. Познакомьтесь с планом эвакуации вашей школы.

2. Покиньте здание школы по установленному маршруту.

3. Подсчитайте, сколько на это потребовалось времени.

Правила поведения при пожаре



• Не пытайтесь тушить огонь самостоятельно. Если вы заметили очаг пожара и рядом нет взрослых, немедленно покиньте охваченное огнём помещение, плотно прикройте за собой двери и как можно быстрее оповестите о пожаре взрослых.
• Нельзя поддаваться панике. Она может привести к тяжёлым и даже трагическим последствиям. Поэтому чётко выполняйте команды взрослых. Старайтесь успокоить учащихся младших классов.
• Не пытайтесь самостоятельно покинуть горящее здание, ведь, не зная обстановки, вы можете попасть в опасную зону. Все должны покинуть здание организованно, поэтому точно выполняйте команды взрослых. Мальчики пропускают вперёд девочек.
• Если эвакуацию проводят пожарные, чётко выполняйте их инструкции.



Обсудим вместе

Рассмотрите иллюстрации. Представьте, что в школе возник пожар. Каким образом происходит эвакуация людей? Сверьте свои ответы с текстом.




Работа в парах или в группах


Рассмотрите знаки. Попробуйте объяснить, что они обозначают.




Практическая работа


Цель: обучиться действиям при пожаре в школе.

Задания

1. Потренируйтесь надевать марлевую повязку и противогаз.

2. Изучите маршруты движения по школе в случае возникновения пожара.




Медицинская страничка


Как вести себя при пожаре


Чтобы не получить при пожаре ожог дыхательных путей и не отравиться едким дымом, закройте рот и нос носовым платком (он всегда должен быть в вашем кармане), предварительно смочив его. Если нет воды, используйте любую другую жидкость (чай, сок и т. п.). Старайтесь не раскрывать широко глаза. При возможности накройтесь любой влажной тряпкой (халатом, занавеской, скатертью) или смочите водой шарф, рубашку, пиджак.

При горении, кроме дыма, выделяется угарный газ. Он не имеет запаха и очень опасен. При лёгком отравлении человек становится заторможенным и раздражительным, у него появляется резь в глазах, звон в ушах, головная боль, рвота, нарушаются память, координация и зрение. При более тяжёлом отравлении человек теряет сознание, и, если его не вынести на свежий воздух, он может умереть.


При отравлении угарным газом:


• выведите (вынесите) пострадавшего на свежий воздух;
• определите у пострадавшего наличие самостоятельного дыхания;
• если дыхание сохранено, придайте пострадавшему устойчивое боковое положение;
• при отсутствии дыхания у пострадавшего позовите на помощь взрослых;
• вызовите скорую медицинскую помощь;
• постоянно контролируйте состояние пострадавшего до прибытия врачей.



Обратите внимание и запомните!


На случай пожара в каждом классе школы хранятся в доступных местах защитные марлевые повязки (или противогазы), которыми должен уметь пользоваться каждый школьник. В классной аптечке есть нашатырный спирт.









Наверх