Вы знаете:
• Чем туристский поход отличается от обычной прогулки. Кого называют туристами.
Вы узнаете:
• Какие бывают виды туристских походов и как они различаются.
Туристский поход — групповое мероприятие, связанное с перемещением по туристскому маршруту в спортивных и познавательных целях.
Тех, кто участвует в туристских походах, называют туристами.
Это интересно
Родоначальником современного туризма можно считать англичанина Томаса Кука (1808-1892). В 1841 г. он организовал первое путешествие для 570 рабочих, причём сам Кук на этом предприятии не заработал ни одного пенса. Первый доход он получил лишь в 1845 г., организовав экскурсию в Ливерпуль. Томас организовывал путешествия в основном по Великобритании, и лишь в 1855 г. было организованно первое путешествие за границу, в Париж. Первую кругосветку организовал также Томас Кук. Путешествие продлилось 222 дня. Первый журнал о туризме «Экскурсант» был издан под руководством и редакцией Томаса Кука.
В Российской Федерации существует сеть учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля — центры детского и юношеского туризма, краеведения, экскурсий (ЦЦЮТКЭ), станции юных туристов (СЮТур), детские туристские базы, детские туристские клубы. При домах творчества молодёжи, общеобразовательных организациях организуются секции, кружки по спортивному туризму для детей и юношества.
Походы могут быть однодневные (походы выходного дня без ночёвки), двухдневные (походы выходного дня с ночёвкой) и многодневные, а также местные и дальние.
Туризм может быть плановым и самодеятельным.
Плановый туризм — это любые виды туризма на организованной основе, разрабатываемые и осуществляемые предприятиями сферы туризма с предоставлением туристам особого рода услуг.
Самодеятельный туризм — это однодневные, двухдневные и многодневные путешествия, которые организуются силами и средствами самих участников. К самодеятельному туризму относится активный отдых на природе, в который входят пешеходные, лыжные, водные, горные путешествия.
Походы, которые организуются в вашей общеобразовательной организации, также относятся к самодеятельному туризму.
Активный отдых на природе — это многодневные переходы, ночёвки под дождём и при сильном ветре, ежедневная самостоятельная работа по установке лагеря, разжиганию костра, приготовлению еды. Опытные туристы утверждают, что удовлетворение от прохождения туристского маршрута нельзя сравнить ни с чем.
Вне зависимости от выбранного вида туризма (пешеходного, лыжного, водного, горного) вы, участвуя постоянно в туристских походах, обязательно:
• приобретёте активную жизненную позицию, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели, выносливость;
• научитесь оказывать первую помощь при травмах и заболеваниях;
• научитесь умело и безопасно действовать в опасных походных ситуациях;
• научитесь преодолевать повседневные проблемы и трудности (сложные погодные и бытовые условия);
• приобретёте командный дух, научитесь коллективной взаимопомощи и поддержке;
• приобретёте практические умения (ставить палатку, собирать дрова, разжигать костёр при любой погоде, готовить еду, ремонтировать одежду и снаряжение, ориентироваться на местности, жить на природе при отсутствии элементарных удобств и др.).
Проверяем знания
1. Какое мероприятие называют туристским походом? Дайте своё определение. Сверьте его с учебником. Сделайте выводы.
2. Какие виды туристских походов существуют? Охарактеризуйте их.
3. Почему туризм обретает всё большую популярность среди молодёжи?
4. Дополните перечень умений, которые можно приобрести в походе. Обоснуйте своё предложение.
Проводим исследования
1. Ваш класс в выходные ходил на экскурсию. В это время параллельный класс отправился в лес и провёл на природе целый день. Сравните эти мероприятия. Какое мероприятие из названных считается туризмом? Почему?
2. Как вы думаете, почему все говорят о пользе туризма, если он связан с опасностями? Выскажите свою точку зрения и обоснуйте её.
Работаем с источниками
1. Ещё раз прочитайте параграф. Разработайте таблицу из двух колонок. В левой запишите вид туризма, в правой — его характеристики.
2. В каких видах туризма вам приходилось участвовать? Опишите ваши впечатления в виде короткого рассказа.
После уроков
Наверняка вы ходили в походы и в начальной школе, и в 5 классе. Подготовьте электронную версию альбома-воспоминаний. Дайте определение каждого похода, в котором вы участвовали, в соответствии с классификацией, представленной в параграфе. Опишите, чему вы научились в походах, какие были происшествия. Опубликуйте воспоминания участников этих походов. Проиллюстрируйте фотографиями.
Устройте презентацию альбома, пригласив учителей и родителей.