План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
6 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 13
Если в лесу вас застигла гроза



Вы знаете:

• Как вести себя во время грозы в различных ситуациях, вы изучали в начальной школе и в 5 классе.

Вы узнаете:

• Что такое грозовой фронт. Каковы признаки надвигающейся грозы. Как вести себя во время грозы в лесу.


Гроза — это атмосферное явление, при котором в мощных кучево-дождевых облаках и между облаками и землёй возникают сильные электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом.

О том, как безопасно вести себя во время грозы в различных ситуациях, мы уже рассказывали в учебнике для 5 класса. Теперь мы повторим пройденный материал и познакомимся с правилами поведения, если гроза застигла вас в лесу в туристском походе или во время прогулки.

В центральной части Российской Федерации грозы наблюдаются в период с мая по сентябрь, а в южных районах практически круглогодично.

Удар молнии представляет основную опасность для человека во время грозы.

При грозе иногда можно наблюдать шаровую молнию. Она выглядит как светящийся шар, парящий над поверхностью земли, который может взорваться при столкновении с каким-либо твёрдым предметом.

Обычно гроза сопровождает грозовой фронт — массовое скопление тёмных серых облаков высокой плотности. Но иногда в сильную жару происходят так называемые сухие грозы — грозы без дождя при незначительной облачности или при активном солнце. Такие грозы — большая редкость, и обычно они происходят при температуре воздуха значительно выше 28 °C.

Полезно обратить ваше внимание на некоторые признаки, которые могут предупредить о надвигающейся грозе. О некоторых народных приметах мы рассказали в предыдущем параграфе. Если в хорошую погоду утром не было росы, велика вероятность грозы. За несколько часов до грозы птицы начинают летать ниже, вода в реке начинает заметно темнеть, муравьи исчезают в муравейнике. В воздухе резко увеличивается влажность, становится душно. Обычно в таких случаях говорят: «Парит!» Вспышки молний можно увидеть днём за десятки, а ночью и за сотни километров.

Запомните! В грозу не следует держать в руках металлические предметы (например, топор), их необходимо отнести на 20—30 м в сторону от вашего местонахождения.



Правила

• При грозе в лесу укрывайтесь на участке леса с низкорослой посадкой.

• Не ищите укрытия вблизи высоких деревьев, особенно дубов, тополей и сосен. В берёзу и клён молния ударяет редко, но под ними тоже не стоит укрываться.

• На открытом пространстве или в поле сядьте на корточки в ложбине, овраге, кювете. Ни в коем случае не ложитесь на землю. Так вы подставите разрядам молнии всё своё тело.

• Во время грозы нельзя находиться в водоёме или на его берегу. Привлечению разрядов также способствуют мокрое тело и сырая одежда.

• В горах молнии очень часто ударяют в возвышенные точки.

• Если вы попали в зону грозового фронта, находясь в автомобильном транспорте, не покидайте его, закройте окно рядом с собой и попросите остальных членов группы сделать то же самое. Самое важное — не быть застигнутым грозой внезапно.




Проверяем знания

1. Какие виды молний вы знаете? Приходилось ли вам сталкиваться с ними? Опишите своё поведение.

2. Опишите грозовой фронт. Если вам не приходилось его видеть, найдите описание в литературе. Чем может быть опасен грозовой фронт?

3. Приходилось ли вам видеть сухую грозу? Если да, опишите её. Как вы думаете, сухая гроза так же опасна, как обычная? Почему?

4. Почему во время грозы нельзя держать в руках металлические предметы? Объясните.

Проводим исследования

1. Представьте, что вы гуляете в парке, где растут высокие деревья. Неожиданно началась гроза.

Что может быть источником опасности для вас? Как нужно вести себя, чтобы не пострадать?

2. Вы купались в речке. Неожиданно началась гроза. Вы останетесь в воде или постараетесь быстро перебраться на берег? Какое решение будет правильным? Почему? Обоснуйте.

3. Как вы думаете, гроза опаснее в городе или на природе? Подготовьте ответ, основываясь на тексте параграфа.

4. Если гроза застала вас на границе леса и поля, где лучше укрыться? Объясните своё решение.

Работаем с источниками

Помимо описанных признаков приближающегося ненастья, в литературе встречается информация о растениях- барометрах. Поработайте с Интернетом, справочниками. Найдите эту информацию. Подготовьте сообщение о таких растениях.

После уроков

Подготовьте плакат с описанием, как избежать опасности во время грозы.




РЕЗЮМЕ

Жизнь человека очень тесно связана с природой. Само пребывание на природе, общение с ней являются оздоравливающими факторами.

Вместе с тем туристские походы и прогулки по лесу таят в себе определённую опасность. Она связана прежде всего с потерей ориентировки, недисциплинированностью и вытекающими отсюда последствиями. Одна из туристских истин — человек может и должен обеспечить свою безопасность в самых непредвиденных условиях, если он сумеет использовать в своих интересах всё, что его окружает.

Но для этого необходимы определённые знания, рекомендации и советы туристов, имеющих большой практический опыт.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Вместе с одноклассниками придумайте рассказ «Как мы ходили в поход», предварительно составив его план. Ориентируйтесь на содержание главы.

2. Что нового вы узнали на этом уроке? Что вам понравилось, что удивило, с чем вы не согласны?

3. Опишите всё, что вы узнали о разведении костров.

4. Вашему классу предстоит пойти в поход. Вместе с одноклассниками составьте план подготовки к походу с учётом особенностей вашего региона.

5. Подготовьте обобщающую презентацию «Безопасное поведение на природе».





Наверх